Ольга сообщил в новостях
следующее:10592@kmf...
> Добрый вечер!
> Спасибо за оперативный отклик.
Спасибо Вам, дискуссии с Вашим участием выправляют Форум в более
благородную и в то же время деловую сторону .
Но мне представляется что наскоком задачки эти нам осилить трудно.
>
> >Мы вроде исходим из того, то советское общестов было
сильно"логоцентрично". "Слова" (лозунги, устойчмвые коммуникативные
фрагменты и проч) имели огромную силу. Есть давно известные пассажи
скажем насчет того, что удасно найденные слова большевик, совет, чека и
пр. выгодно отличали боьшевистскую власть в глазах(ушах,головах)людей,
ср.меньшевик. Мелочь пузатая.
>
> Совершенно верно! Можно только добавить, что логоцентризм советского
общества - это, скорее всего, наследие (архетип?) русской культуры
вообще.
>
Видите ли, меня как-то продвинутый лингвист в сети убедил, что в
гумантитарных дисциплинах , особенно прикладных, в смутное время трудно
найти жесткие и последовательные"теории", связанные с "практикой". Заказ
определяет продукт.Он еще упирал что вот-де структурная линвгистика и
что-то еще у них жестко формализованное и даже математизированное - чуть
ли не белая ворона среди прочих дисциплин. Внешне это выражается в том.
что доказать=показать ушлые специалисты (даже академики)в зависимости от
заказа могут одно, потом другое. Далеко не ходя, те же люди что писАли в
начале 90х о "совках"теперь порой спешно поворачивают вилы и пишут на
воде нечто иное.
Про логоцентризм у меня там лукаво сказано"вроде мы исходим из".
Условились, что так)я просто заострил, тому есть основания). А это еще
доказать требуется. По сравнению с чем, когда. См.ниже у Эпштейна.
но некоторые работы, как та книга Селищева(многое написанное в 20х
кстати - золотой фонд) остаются авторитетными, это книги навсегда. Файл
в копилку положу.
>
>
> >Про совок можно сказать что в 1991 была такая компашка еврейских
интеллигентов, что и с скажем раньше с сочиненением садистких стишков(По
>
> Хотелось бы узнать поточнее насчет эссе и семиотиков тартусской школы.
Не дадите ли ссылку?
>
Писал про это Белоусов, конкретно речь шла о какой-то питерской тусовке
начала 80х
Белоусов А.Ф. - фольклорист, составитель сборника"Русский школьный
фольклор"
Ладомир-АСТ, 1998. Такая серия ярко-красных книг, там еще издавали
другой фольклор. Книги широко продают. Он же написал введение в раздел,
где упоминает свои работы по теме, среди них и ту историю.
Возникновение "садистских стишков". Предыстория фольклорного жанра
И там ссылка на упомянутую ранее работу - "Воспоминания Игоря Мальского.
Возникновение "садистских стишков". - Лотмановский сборник
1, М.1995, стр.681-691
В сети есть несколько работ Белоусова (но не по сад.стихам) и вообще
много работ по фольклору тут http://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm
Возвращаясь к "логоцентризму"и затем"совку" - несколько ссылок с
коротким комментарием.
.
Про "три главных слова" - это у всех и всегда перепев из старой этапной
работы Синявского"Литературный процесс в России"(1974). И там у него это
просто яркий абзац, начинающийся с комплиментарных слов."Три достойных
слова, как минимум. появились, что иначе как милостью свыше не
объяснить. И поэтому вопреки злопыхателям, я верю, что начало было не то
чтобы обязательно светлым, но совершенно неизбежным" . Затем идет яркая
игра метафорами и коннотациями этих слов. "На этих словах стоял строй.
Под него не подкопаешься.... И поэтому мои теперешние речи - вовсе не
подкоп., но - совет внимательней отнестись к художественному слову".
Таких "слов"уже в начале пути было разумеется больше. И были удачные
слова для негативной части спектра тоже, например "контра". Причем по
реакции недругов видно, что они мгновенно подхватывались не только
пробольшевистскими силами, но и их оппонентами. Любопыно пишет поэт
Ходасевич в сентябре 1921 в своем дневнике "Слова привиаются необычайно
быстро. _Всякая_оппозиция уже называется контрреволюцией. Дьякон в
Бельском Устье говорит, что Николай 2ой удалил их армии
Мих.Александровича "как контрреволюционера"".
Но были и удачи "контры", и первая из них - слово "Совдепия". Оно
генетически связано с своим отпрыском -"совком" Это можно показать на
материале исследований. В 1990 молодежь в неформал.тусовках еще говориал
"Это совдеп сделал меня такой" , "Сраный совдеп и здесь достал"-в обоих
случаях говорят женщины . В том же смыле употреблялась "совдепия".И
одновременно началось в общем в той же среде восхождение
термина"совковый"( его в прессе в 90 употребляли в кавычках. Это все из
соответсвующих словарных статей толстенного"Толкового словаря языка
Совдепии"Мокиенко-Никитиной, 1998).
Совдеп в первые годы - это нейтральное слово(с маленькой буквы),
термин, означавший Совет депутатов низового уровня. По поводу этого
термина можно почерпнуть аутентичную инфу из "Политического
словаря"1923г. под редакцией(это конечо смешно)Б.Эльцина. Там есть
статья"Советская республика"и смежные, в которых напр сказано" в
волостях, уездах,губерниях Советов не образуется. а соответствующие
съезды... выбирают свои исполнительные комитеты".
"Контра" слелала"Совдепию" своим словом для обозначения сов.власти и
госсисстемы и оно успешно ей служило по крайней мере с начала 20х. В
офиц.прессе слово употреблялось в кавычках. К концу 80х. как мы видим,
оно еще жило, обозначая для носителей фиги в кармане всю и всякую
ненавистную советскую действительность.
Теперь вот цитаты уже не честных и не очень честных исследователей, а
"эссеистов"и "владетелей дум". Пишет буквально сейчас на сайте
спонсируемом Березовским - М.Эпштейн, давно пашущая"контра",тот самый из
когорты "вбросчиков совка" в 90-92. Тогда не только мягкие-вкрадчивые
как у эпшетйна, но и поганые методы шли в ход. Напр.Б.Парамонов про
деревенщиков-почвенников надолбал в череде подобных"эссе", пардон,
"Говно". С вызовом, доказывая, что - только так их сущность надо
репрезентовать.
Сейчас самое время вспомнить Конфуция: "Если имена неправильны, -
отвечает Учитель на вопрос Цзы-лу, - то слова не имеют под собой
оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут
осуществляться".
Вспомним, какое колоссальное воздействие оказал идеоязык на историческую
жизнь нашего общества и всего мира. Казалось бы, всего-навсего слова,
пустые сотрясения воздуха, но по ним строились гиганты социндустрии,
коммунальные хозяйства и квартиры, система правосудия, сыска, наказания,
пятилетние планы, будни и праздники, субботники, трудовая дисциплина,
нравы партийной, производственной и научной среды... Это было не
завышением роли слова, а скорее занижением самих слов, которые сводились
к заклинаниям-идеологемам, с убитым корнем и смыслом, который подлежал
не пониманию и обсуждению, а только исполнению. Неверно считать, что
слова значили слишком много в советской жизни, а теперь мы якобы
избавились от диктата слов и живем по законам реалитета. Где эта
первичная реальность вне системы знаков и значений, первофонд которых
задается естественным языком?
Андрей Синявский заметил, что советская власть победила силою трех
приманчивых слов, намертво вбитых в народное сознание: "совет",
"большевик", "ЧК". Это не изящный парадокс - такова грубая реальность
любой цивилизации, которая определяет и строит себя в словах, значения
которых распускаются в политических учреждениях, технических
изобретениях, искусствах, производствах и т.д. Слова "демократия",
"свобода", "равенство" значат не меньше в западной цивилизации, чем три
вышеназванные - в советской. А еще есть такие магические слова, как
"меньшинство" (minority), "разнообразие" (diversity) "утвердительное
действие" (affirmative action), "преступление на почве ненависти" (hate
crime), "многокультурие" (multiculturalism), "он" и "она" (he and she),
"человек", "мужчина" и "женщина" (human, man and woman)...
От логоцентризма никуда не уйти ни нашей цивилизации, ни какой другой;
чем цивилизованнее общество, тем большую роль в нем играют слова или
другие типы знаков и знакового поведения. Природного, дознакового уже не
осталось. В западном обществе слова играют даже большую роль, чем в
российском, где социальные взаимодействия часто основаны на переглядке,
недомолвке, похлопывании по плечу, пожатии руки, перемиге и прочих
параязыковых (внесловесных) средствах коммуникации. В западном обществе
почти все выговаривается и роль слова центральна и всеобъятна. Иначе не
стоял бы так остро вопрос о политической корректности, который весь в
сущности сводится к употреблению слов, к тому, какие слова и в каком
смысле могут и должны быть в общественном обиходе. Политика - это
прикладная лингвистика.
==========
Другое знаменитое эссе - Генис, "Совок",НГ 1.10.1992. с пассажами
вроде"бешеная жажда равенства,глухая ненависть к чужому успеху,пышащая
эергией лень". Правда, потом оказывается, что это относится к
массовидному интеллигенту- продукту строя.
С ним полемизирует, солидаризуется но и творчески углубляет кумир
молодежи Пелевин.
Пелевин(повсюду) и Генис в сети есть , нашумевшиий трактат
последнего -"Вавилонская башня" и там по теме главка "Советская
метафизика".
Перестройку можно сравнить с Реформацией, которая, как писал Юнг,
оставила человека наедине с "десимволизированным миром". Крушение
коммунизма лишило общество наработанного им символического арсенала и
обрекло его на метафизическое сиротство. Из аксиологической* бездны
доносится мучительный вопрос: "Во имя чего?" [6], подразумевающий, что
жизнь без ответа на него не стоит продолжения.
Утратив свое означаемое, коммунистический язык умер. Знаки, став
одномерными, потеряли способность выражать что-либо стоящее за ними.
Светофор опять сошел с ума, но на этот раз у него шизофрения: в его
расщепленном сознании красный цвет может в любую секунду поменяться
смыслом с зеленым, а значит, связь означающего с означаемым становится
произвольной.
В качестве примера такой "шизофренической" знаковой "системы,
сконструированной на единственном уровне обозначения", отец
структурализма К. Леви-Строс приводил нефигуративную живопись [7].
Поэтому можно сказать, что постсоветское общество из картины Лактионова
переехало в картину Кандинского.
121
приятию которой тоталитарный режим подготавливает лучше
демократического.
Вот как этот тезис, полемизируя, кстати сказать, со мной по поводу
"метафизического аспекта совковости", развивает тот же В. Пелевин:
"Советский мир был настолько подчеркнуто абсурден и продуманно нелеп,
что принять его за окончательную реальность было невозможно даже для
пациента психиатрической клиники. И получалось, что у жителей России,
кстати, необязательно даже интеллигентов, автоматически - без всякого их
желания и участия - возникал лишний, нефункциональный психический этаж,
то дополнительное пространство осознания себя и мира, которое в
естественно развивающемся обществе доступно лишь немногим.<...>
. Совок влачил свои дни очень далеко от нормальной жизни, но зато
недалеко от Бога, присутствие которого он не замечал. Живя на самой
близкой к Эдему помойке, совки заливали портвейном "Кавказ" свои
принудительно раскрытые духовные очи..." [33]
========цит Пелевин=======
http://www.lib.ru/PELEWIN/fauls.txt
...я никак не мог отделаться от ощущения,
что уже видел где-то нечто подобное. Наконец я понял, где - на
последней
странице "Независимой газеты", где из номера в номер печатают
короткие
эссе, в которых российские интеллигенты делятся друг с другом
своими
мыслями о теперешней жизни. Эти эссе бывают совершенно разными -
начиная
от стилистически безупречного отчета о последнем запое и
кончая
трагическим внутренним монологом человека, который слышит в
шуме
"мерседесов" и "тоет" путь ли не топот монгольской конницы.
Главное
ощущение от перемен одно: отчаяние вызывает не смена законов, по
которым
приходится жить, а то, что исчезает само психическое пространство,
где
раньше протекала жизнь. Люди, которые годами мечтали о глотке
свежего
воздуха, вдруг почувствовали себя золотыми рыбками из разбитого
аквариума.
Так же как Миранду в романе Фаулза тупая и непонятная сила вырвала их
из
мира, где были сосредоточены все ценности и смысл, и бросила в
холодную
пустоту. Выяснилось, что чеховский вишневый сад мутировал, но
все-таки
выжил за гулаговским забором, а его пересаженные в кухонные горшки
ветви
каждую весну давали по нескольку бледных цветов. А сейчас меняется
сам
климат. Вишня в России, похоже, больше не будет расти.
Этот взгляд на мир из глубин советского сознания изредка
перемежается
взглядом снаружи - лучшим примером чего служит статья Александра
Гениса
"Совок". Собственно, героями Геннса являются именно его соседи по
рубрике
"Стиль жизни" в "Независимой газете". Проанализировав историю
становления
термина "совок" и различные уровни смысла этого слова, Генис
мимоходом
коснулся очень интересной темы - метафизического аспекта совковости.
"Освобожденные от законов рынка, - пишет он, - интеллигенты жили
в
вымышленном, иллюзорном мире. Внешняя реальность, принимая
облик
постового, лишь изредка забредала в эту редакцию, жившую по законам
"Игры
в бисер". Здесь рождались странные, зыбкие, эзотерические феномены,
не
имеющие аналогов в другом, настоящем мире".
Александр Генис часто употребляет такие выражения, как
"подлинная
жизнь", "реальность", "настоящий мир", что делает его рассуждения
довольно
забавными. Получается, что от совков, так подробно описанных в его
статье,
он отличается только тем набором галлюцинаций, которые принимает
за
реальность сам.
Если понимать слово "совок" не как социальную характеристику
или
ориентацию души, то совок существовал всегда. Типичнейший совок -
это
Василий Лоханкин, особенно если заменить хранимую им подшивку "Нивы"
на
"Архипелаг ГУЛАГ". Классические совки - Гаев и Раневская из
"Вишневого
сада", которые не выдерживают, как сейчас говорят, столкновения с
рынком.
Только при чем тут рынок? Попробуйте угадать, откуда взята
следующая
цитата: "Уезжая из Москвы, проезжая по ней, я почувствовал то,
что
чувствовал уже давно, с особенной остротой: до чего я человек
иного
времени и века, до чего я чужд всем ее "пупкам" и всей той новой
твари,
которая летает по ней в автомобилях!"
Это не с последней страницы "Независимой газеты". Это из
"Несрочной
весны Ивана Бунина", написанной в Приморских Альпах в 1923 году. Тут
даже
текстуальное совпадение с Фаулзом, чья героиня ненавидит "новый
класс"
именно "со всеми его автомобилями". Только герой Бунина называет
этот
новый класс "новой тварью" и имеет в виду красных комиссаров. Еще
один
"совок" - сэлинджеровский Холден Колфилд, который мучает себя
невнятными
вопросами вместо того, чтобы с ослепительной улыбкой торговать бананами
у
какой-нибудь станции ньюйоркского сабвея. Кстати, и он
отчего-то
проходится насчет автомобилей, говоря о "гнусных типах... которые только
и
знают, что хвастать, сколько миль они могут сделать на своей
дурацкой
машине, истратив всего один галлон горючего..."
Миранда и ее друзья из романа Фаулза, совки Александра
Гениса,
Васисуалий Лоханкин и Холден Колфилд - явления одной природы, но
разного
качества. Совок - вовсе не советский или постсоветский феномен.
Это
попросту человек который не принимает борьбу за деньги или
социальный
статус как цель жизни. Он с брезгливым недоверием взирает на
суету
лежащего за окном мира, не хочет становиться его частью и, как это
ни
смешно звучит в применении к Васисуалию Лоханкину, живет в духе, хотя
и
необязательно в истине. Такие странные мутанты существовали во
все
времена, но были исключением. В России это надолго стало
правилом.
Советский мир был настолько подчеркнуто абсурден и продуманно нелеп,
что
принять его за окончательную реальность было невозможно даже для
пациента
психиатрической клиники. И получилось, что у жителей России,
кстати,
необязательно даже интеллигентов, автоматически - без всякого их желания
и
участия - возникал лишний, нефункциональный психический этаж,
то
дополнительное пространство осознания себя и мира, которое в
естественно
развивающемся обществе доступно лишь немногим. Для жизни по законам игры
в
бисер нужна Касталия. Россия недавнего прошлого как раз и была
огромным
сюрреалистическим монастырем, обитатели которого стояли не перед
проблемой
социального выживания, а перед лицом вечных духовных вопросов, заданных
в
уродливо-пародийной форме. Совок влачил свои дни очень далеко
от
нормальной жизни, но зато недалеко от Бога, присутствия которого он
не
замечал. Живя на самой близкой к Эдему помойке, совки заливали
портвейном
"Кавказ" свои принудительно раскрытые духовные очи, пока их не стали
гнать
из вишневого сада, велев в поте лица добывать свой хлеб.
Теперь этот нефункциональный аппендикс советской души
оказался
непозволительной роскошью.
=================