>> А я повторю вопрос: почему наука не появилась во всех обществах и во все
>> исторические периоды до 17 ст. Европы.
>
>Оно в Европе началось с изобретения Иоганном Гуттенбергом печатного станка
>в 1450-х годах. Вот после этого и стало возможным интенсивное развитие
>науки.
После этого мыши стали ёжиками.
Каким образом книгопечатание "делает возможным интенсивное развитие науки"?
>Китайцы подобрались к книгопечатанью за 400 лет до европейцев, и они
>должны были стать родоначальниками науки.
Механизм "долженствования" - где автоматическая зависимость развития науки от открытия книгопечатания?
> Но китайцам не повезло, их смяли
>варвары, далее длинная цитата
17 ст. в Европе это не только век Научной революции, но и вет Тридцатилетней войны, которая была не менее разрушительна, чем вторжение монголов в Китай в 13-м веке.
>Сун (1127-1279). Несмотря на сопротивление части войск под команд,
>полководцев Юэ Фэя и др., оказанное наступавшим чжурчжэням, императорский
>двор проводил политику капитуляции перед чжурчжэнями. В 1141 был подписан
>мирный договор, согласно к-рому Сунская империя признавала себя вассалом
>гос-ва Цзинь, обязавшись платить ему большую дань.
После 1141 г. в Китае существовали государства
1280 — 1368 Династии Юань (монгольская)
1368 — 1644 Династии Мин
1644 — 1911 Династии Цин (маньчжурская)
Вопрос, где наука?
"...Печатание производилось следующим образом: на деревянных козлах, на которых вырезывались выпуклые буквы, наносили жидкую краску, затем сверху накладывали лист бумаги и тёрли мягкой щёткой. Этот способ печати, употреблявшийся и в средние века нидерландскими печатниками на деревянных печатных досках, сохранился в Китае до начала XX века; попытка иезуитов-миссионеров в XVII веке вырезать слова из меди не привилась.
В средние века, между 1041 и 1049 гг. китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обоженной глины; Но этот способ получил меньшее распространение, чем ксилография.
Уже в гробницах Фив и Вавилона находили кирпичи с вытиснутыми надписями; у ассирийцев для летописей служили цилиндры из жжёной глины с вырезанными буквами; в Афинах вырезали географические карты на тонких медных досках; Римские горшечники на изготавливаемой ими посуде отпечатывали имя заказчика или обозначение цели, для которой она предназначена. Богатые римляне, чтобы облегчить детям изучение грамоты, давали им буквы, вырезанные из слоновой кости или из металла, из которых дети учились составлять отдельные слова; Цицерон, рассказывая об этом, излагает в ясных выражениях основной принцип набора слов..."
Где наука, где книгопечатание? Где китайские (или римские) гуттенберги?
"...В Средние века, после крестовых походов, когда усилилось стремление к образованию, деятельность монахов, занимавшихся переписью книг (манускриптов), перестала удовлетворять возраставшим потребностям. С XIII века начали вырезать картинки на досках с текстом, в начале весьма кратким. Впоследствии текст начал занимать больше места, чаще в виде составленной из слов ленты, исходящей из уст действующего лица; следом начали печатать книги, состоявшие из одного текста, без рисунков. Для печати изготавливались тонкие металлические доски, на которых вырезались значки..."
И т.д. до Гуттенберга.
Кстати, история самого Гуттенберга совершенно необычна ни для каких китайцев:
"...Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он стал изготовлять металлические подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирать из них строки и с помощью пресса оттискивать их на бумаге. Для эксплуатации изобретения у него недоставало средств.
Переселившись в 1448 году в родной Майнц, Гутенберг в 1450 году заключил договор с майнцским дельцом, по-видимому, ростовщиком Иоанном Фустом (Йоханн Фуст), в силу которого тот ссудил ему 800 гульденов из 6 % и, кроме того, обязывался ежегодно выдавать 800 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и проч.); типография со всеми ее принадлежностями должна была делиться пополам между Гутенбергом и Фустом. Основной капитал Гутенберг получил, однако, по частям. От выдачи оборотного капитала Фуст совершенно уклонялся, и по дополнительному договору 1452 года за единовременную уплату 800 гульденов был освобождён от ежегодных взносов.
При таких ограниченных средствах, не имея ни опытных рабочих, ни усовершенствованных инструментов Гутенберг, тем не менее, достиг замечательных успехов. До 1456 года он отлил не менее 5 различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов ее дошли до нас и хранятся в Национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и, наконец, две Библии, 36-строчную и 42-строчную; последняя, известная под названием библии Мазарини, напечатана в 1453—1465 гг. с высоким качеством.
Гутенберг отказался платить своему компаньону проценты, желая отложить платеж их до того времени, когда предприятие начнёт приносить доход. Фуст предъявил к нему иск, требуя уплаты процентов. Процесс окончился присягой Фуста, о чем был составлен протокол, записанный нотариусом Гельмасбергером 6 ноября 1455 года; подлинник этого акта, столь важного для сохранения за Гутенбергом имени изобретателя книгопечатания, недавно открыт Карлом Дзяцко в библиотеке Геттингенского университета (K. Dziatzko, «Sammlung bibliothekwissenschaftlicher Arbeiten» 1889 году и сл.). По решению суда типография со всеми ее принадлежностями перешла к Фусту, и Гутенбергу надо было начинать сызнова.
Он вступил в компанию с Конрадом Гумери и в 1460 году выпустил сочинение Иоанна де-Бальби из Генуи (1286), «Catholicon» (латинская грамматика с словарём). В 1465 году курфюрст Адольф принял Гутенберга на свою службу, но 3 февраля 1468 года он умер; похоронен в Майнце, однако могила его неизвестна..."