От K Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 21.09.2008 18:35:08 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Тексты; Версия для печати

Теплоснабжение Российской Федерации

Национальный доклад
<Теплоснабжение Российской Федерации.
Пути выхода из кризиса>
Список авторов

1. Реутов Борис Фёдорович, заместитель Национального Директора
Проекта ГЭФ/ПРООН RUS/96/G31 <Создание условий для сокращения основных
барьеров на пути энергоэффективности в российском жилищном хозяйстве и
теплоснабжении>, Начальник отдела Минпромнауки России
2. Наумов Александр Лаврентьевич, эксперт
Проекта ГЭФ/ПРООН RUS/96/G31, Вице-президент АВОК, заведующий отделом
ОАО ЦНИИпромзданий
3. Семёнов Виктор Германович, эксперт проекта
ГЭФ/ПРООН RUS/96/G31, генеральный директор издательства <Новости
теплоснабжения>
4. Муравьёв Вадим Васильевич, эксперт Проекта
ГЭФ/ПРООН RUS/96/G31, заместитель директора Ассоциации <АРИС>
5. Пыжов Игорь Николаевич, Старший национальный
советник Проекта ГЭФ/ПРООН RUS/96/G31, Вице-президент АНО
<РУСДЕМ-Энергоэффект>

I. Введение

Настоящий доклад под несколько другим названием должен был появиться
10 лет назад, когда только началось разрушение централизованной
структуры управления теплоэнергетикой. К сожалению, децентрализация
управления не была подготовлена разработкой экономического механизма,
определением роли государства, созданием структур грамотного
технического надзора, разработкой методов оценки энергоэффективности и
т.д.
Сегодняшнее состояние системы теплоснабжения в стране
можно определить как критическое, постепенно переходящее к уровню
национального бедствия. К сожалению, в накопившемся клубке проблем нет
такой спасительной ниточки, потянув за которую, можно все распутать.
Не очень поможет и зарубежный опыт, их былой энергетический кризис
похож на время нашего расцвета. Не поможет даже внешнее
финансирование, все будет с энтузиазмом потрачено, а проблемы
останутся либо даже усугубятся из-за необходимости возврата займов.

Время для постепенного реформирования отрасли упущено. Система начала
разваливаться, и если не принять срочных мер, то процесс станет
необратимым.

Человек не может прожить без воды, пищи и тепла, все
остальное относится к благам цивилизации. Но тепло - тот уникальный
продукт, который невозможно купить в другой стране и привезти
самолетом в проблемный поселок.

В существующих системах централизованного теплоснабжения не
предусмотрено резервирование, фактически оно осуществляется только
включением газовых плит и электронагревателей. Но в сильные холода
нагреватели не помогут - не выдерживают электрокабели, а на
восстановление централизованной системы небольшого поселка надо 1 - 2
месяца. Восстанавливать разрушенную систему теплоснабжения среднего
города зимой практически невозможно. Придется выселять людей. Основной
урок Приморья - теплоснабжение невозможно быстро восстановить даже
силами МЧС, не помогают ни грозные указания, ни срочно выделенные
деньги.

Кризис в теплоснабжении, подготавливаемый десятилетие, начался во
время смены руководства страны. Но дальнейшее резкое ухудшение
ситуации будет ассоциироваться только с бездействием новой власти.
Замерзающие люди легко организуются только для бунта. Поэтому интересы
государственной власти и граждан, собственно и образующих государство,
в рассматриваемом вопросе абсолютно совпадают, хотя в <теплой> Москве
это понимают далеко не все. Вопрос качественного теплоснабжения - это
вопрос выживания нации.

Предлагаемый Вашему вниманию доклад - это анализ причин
сегодняшнего состояния и программа действий по выходу из кризиса. Его
нельзя читать <по диагонали>, т.к. решение только в комплексном
подходе, не учтя вроде бы не самые важные <мелочи>, можно провалить
всю реформу.

Авторы не претендуют на <истину в последней инстанции>, но
предлагают данную работу для быстрого конкретного обсуждения и
использования в практической работе.

2.1. Теплоснабжение от ТЭЦ

Технический уровень персонала и уровень эксплуатации оборудования ТЭЦ
повсеместно достаточно высокий. Основная проблема - массовый переход
на пониженный температурный график теплоносителя, что обосновывается
массовыми неплатежами. Вместо расчетной температуры теплоносителя в
зимний, холодный период - 150 оС, фактическая температура сетевой
воды, отпускаемой ТЭЦ во многих городах, не превышает 70-80 оС. При
этом страдают все потребители: и те, кто платит, и те, кто не платит.
Соответственно, платежеспособные потребители отключаются от
централизованного теплоснабжения, создавая собственные теплоисточники.
Тем более это оказалось выгодно предприятиям при низких ценах на газ и
высоких тарифах на тепло, отпускаемое ТЭЦ. Начало процессу отключения
предприятий от систем централизованного теплоснабжения положило
применявшееся ранее перекрестное субсидирование жилого сектора за счет
более высоких тарифов для остальных потребителей.

Уменьшение подключенной нагрузки негативно сказалось на общих
экономических показателях ТЭЦ и снизило их конкурентоспособность.
Диаметры трубопроводов тепловых сетей остались без изменения,
соответственно увеличились удельные тепловые потери и удельные затраты
на амортизацию. Это привело к увеличению общих удельных затрат в
руб./Гкал.

Основными потребителями тепла от ТЭЦ остались предприятия
бюджетной сферы и жилищный фонд, т. е. главные неплательщики.
Дальнейший рост тарифов на тепловую энергию, отпускаемую от ТЭЦ,
привел к тому, что они превысили себестоимость тепловой энергии,
вырабатываемой на индивидуальных источниках, и это положило начало
мощной рекламной компании по строительству <крышных> и т.п.
индивидуальных котельных для жилых домов.

В свою очередь, пониженный температурный график привел к
разрегулировке тепловых сетей и недостаточным перепадам давлений на
<концевых> участках, что вынудило муниципалитеты строить собственные
индивидуальные котельные, для красоты называя это мероприятиями по
энергосбережению. Строительство этих котельных еще больше ухудшило
положение в системе централизованного теплоснабжения.

Таким образом, неразумная тарифная политика, последовавшие
за этим массовые неплатежи и отключения потребителей привели к тому,
что система начала разваливаться. Массовый переход на пониженную
температуру теплоносителя добивает ее окончательно.

В тех городах, где сумели сохранить тепловые режимы и
сдержать рост тарифов, серьезных проблем с теплоснабжением нет. Нет
крупных отключений потребителей, нет и серьезных проблем с платежами.
Это, в свою очередь, позволяет удерживать относительно низкие тарифы,
например, в Чите перейти на 100% оплату жителями за тепло, простым
отказом от дотации.

2.2. Муниципальная теплоэнергетика

Техническое состояние

Общим, для большинства котельных, является большой физический износ
оборудования, достигший 68%. В наиболее плохом техническом состоянии
находятся муниципальные котельные, принятые от обанкротившихся
промышленных предприятий, воинских частей, организаций МПС и т.д.

Массовые проверки Главгосэнергонадзором котельных, работающих на газе,
показали, что котельные с котлами единичной мощностью более 4 Гкал/ч
повсеместно имеют достаточно высокий КПД. Значительно хуже показатели
котельных, оборудованных котлами малой мощности <НР-18>, <ЗИО-60>,
<Универсал>, <Энергия>, <Стреля> и т.д., это определяется как крайне
низкими техническими характеристиками самих котлов, так и повсеместным
отсутствием либо неработоспособностью химводоподготовки и,
соответственно, накипью на тепловоспринимающих поверхностях и заносом
котлов продуктами коррозии.

В худшем состоянии, с точки зрения экономичности,
находятся котельные, работающие на угле: их КПД обычно не превышает
60%, а бывает и на уровне 20%. Это объясняется низкими техническими
характеристиками котлов, отсутствием водоподготовки, плохим качеством
угля и отсутствием предварительной его обработки, а также, в немалой
степени, низким техническим уровнем эксплуатационного персонала,
невысокой заработной платой, выплачиваемой с большими задержками.

2.4. Состояние тепловых сетей

· Тепловые сети в России самые дорогие в мире:

- реальные тепловые потери составляют от 20 до 50% выработки
тепла зимой и от 30 до 70% летом, это подтверждается резким
уменьшением необходимой выработки тепла при переходе на индивидуальные
источники и замерами тепловых потерь на реальных тепловых сетях;

- утечки теплоносителя превышают нормы, принятые в развитых
странах, в миллионы раз;

- замена трубопроводов из-за коррозии происходит в 4 - 5 раз
чаще, чем принято в других странах.

В тепловых сетях теряется вся экономия от комбинированной выработки
тепла и электроэнергии на ТЭЦ. Именно в тепловых сетях наступает конец
российской теплофикации - технической идее, победившей в последние
годы во всем мире.

Общая ситуация с тепловыми сетями в последние годы резко ухудшилась.
Сокращение финансирования привело к уменьшению объемов перекладок
трубопроводов. Руководство предприятий теплоснабжения, стремясь не
допустить увеличения аварийности, пыталось сохранить объемы
перекладок, снижая требования к качеству и всячески удешевляя
строительные работы. Переложенные сети имели очень низкий ресурс и
через 5 - 7 лет требовали новой перекладки. В итоге, количество
аварийных сетей к 2000 году начало расти в геометрической прогрессии,
а количество аварий стало удваиваться через каждые 2 года, в среднем
увеличившись за последние 6 лет в 10 раз. Как следствие в разы
увеличилась и мощность аварийных служб.

Даже применение труб в ППУ-изоляции, при мизерных объемах внедрения,
столкнулось с неуемным желанием сэкономить. Качество ППУ-труб
большинства предприятий-изготовителей ниже всякой критики, качество
строительства еще ниже, система контроля влажности изоляции
(единственный источник правдивой информации о качестве строительства и
эксплуатации) почти не применяется.

В итоге трубопроводы в ППУ, эксплуатируемые в других странах по 30 -
50 лет, у нас часто начинают выходить из строя на 2 - 4-й год
эксплуатации.

WWW Нельзя не упомянуть и коррупцию. Обычно трудно приписать лишние
объемы перекладки в погонных метрах, поэтому <зарабатывают> не на
объемах, а на качестве. В результате требования к качеству, и так не
очень высокие, понизились до уровня минимальной внешней
благопристойности. Даже простейшее мероприятие, определяющее ресурс
трубопровода, - нанесение на трубу качественного антикоррозийного
покрытия, повсеместно заменено либо на покраску запрещенным к
применению в тепловых сетях кузбас-лаком, либо нанесением покрытия на
неподготовленную поверхность трубы. А чтобы не было вопросов, службы
по проверке качества покрытий в теплоснабжающих предприятиях
отсутствуют. Отсутствуют также службы контроля за изменением
коррозионных факторов и скоростью коррозии трубопроводов, т.к.
контроль подразумевает объективную информацию. В результате
безаварийный период жизни тепловых сетей редко превышает 10 лет.

Наибольшее количество нарушений происходит не при новом строительстве,
а при перекладках тепловых сетей, выполняемых повсеместно без проектов
и с применением технических решений, устраивающих только руководство
теплоснабжающих предприятий. В основном, при замене тепловых сетей,
качество прокладок настолько низкое, что само понятие <качество> к ним
не применимо. Причем повсеместно это обосновывается необходимостью
экономить. Т. к. проекты отсутствуют, единственным документом, по
которому можно что-то контролировать, являются акты выполненных работ,
но они составляются после того, как теплосеть засыпана.

2.5. Системы теплопотребления и учет тепла

Частные предприятия, получающие тепло от централизованной системы
теплоснабжения, первыми прореагировали на изменение экономических
условий, отгородившись от монополистов теплосчетчиком либо, при
неразумных тарифах, построив собственные котельные.

К сожалению, при существующей структуре одноставочных тарифов
(руб./Гкал), теплосчетчик не стимулирует потребителя к возможно более
полному использованию энергетического потенциала теплоносителя. Одно и
то же тепло можно снять с 10 м3теплоносителя, охладив его на 80 оС, и
с 80 м3, охладив их всего на 10 оС, причем во втором случае можно не
устанавливать дорогостоящие водоподогреватели с большой поверхностью
теплообмена, уменьшать размеры отопительных радиаторов и т.д., а за
тепло платить столько же.

Раньше при превышении нормируемого расхода и соответствующем завышении
температуры обратной сетевой воды теплоснабжающая организация могла
налагать штраф, теперь, когда в арбитраже признается только
гражданский кодекс, такие штрафы неправомерны.

Системы отопления жилых домов у нас создавались как
<коммунистические>, в смысле для коммуны жильцов, каждый из которых, в
отдельности, не может влиять на процесс теплопотребления. Но люди не
могут оставаться в стороне от процесса регулирования уровня комфорта
их проживания и регулируют температурный режим квартир добавлением
секций радиаторов, сжиганием неучтенного газа в газовых плитах (для
прохождения минимума температур) и открывают форточки (для компенсации
<перетопов> осенью и весной). Внедрение нормальных экономических
стимулов к экономии тепла для жителей упирается в необходимость
огромных затрат на квартирные приборы учета тепла и
неприспособленность существующих систем с однотрубной разводкой к
по-квартирному регулированию.

За отопление квартир жители расплачиваются по расценкам на отопление

1 м2, причем размер оплаты составляет 40 - 90% от фактических затрат
муниципалитета. Дотации на разницу в тарифах выплачиваются не жителям,
а непосредственно теплоснабжающей организации и очень редко в полном
объеме. Величина дотации на конкретного жителя пропорциональна
занимаемой площади: чем больше он имеет м2, тем больше на него
выплачивается дотация. Т.е. дотации на богатых самые большие.

Дотация не предусматривает компенсацию расходов жилищных организаций
на обслуживание внутридомовых систем отопления, в тариф на отопление
эти расходы тоже не включаются, считается, что эти расходы входят в
общую сумму расходов на содержание зданий. В результате такого
неподкрепленного деньгами обслуживания и полного отсутствия контроля
над переделкой в квартирах систем отопления здания оказались полностью
разрегулированны и энергорасточительны. Даже в элитных
домах-новостройках при заселении часто выбрасываются квартирные
регуляторы тепла у батарей, и площадь нагревательных приборов
значительно увеличивается.

Из-за отсутствия водосчетчиков водопотребление жителями составляет, в
среднем, 300 литров горячей и холодной воды на человека в сутки - это
в 3 раза больше, чем в других странах, и в 2 раза больше, чем по
нормативу. Это приводит к тому, что кроме прямых потерь воды,
бесполезно теряется тепло, электроэнергия на перекачку, затрачиваются
деньги на содержание излишних мощностей насосов, водоподогревателей,
оборудования подготовки воды и водозаборов, очистных сооружений, а
также чрезмерных диаметров трубопроводов.

· Системы теплопотребления в зданиях бюджетных организаций не
в лучшем состоянии. Нет такого количества хаотических переделок, как в
жилых домах, но грамотная эксплуатация тоже практически повсеместно
отсутствует. Самое неприятное, что редко где в рабочем состоянии
поддерживаются установки приточной вентиляции и кондиционирования, это
нарушает режим воздухообмена в школах и больницах, приводит к
нарушению санитарных норм.

Для уменьшения платежей за тепло на объектах бюджетной
сферы в последние годы начали массово устанавливать теплосчетчики. К
сожалению, обычно этим все и ограничивается и никакой работы по
действительной экономии тепла не производится. Размер оплаты за
теплоснабжение обычно уменьшается из-за неработающих вентиляционных
систем, но т.к. затраты теплоснабжающей организации остаются
неизменными (потребление топлива, диаметры теплотрасс, теплопотери и
т.д.), при очередном пересмотре тарифов ранее утвержденные затраты
делятся на меньшее количество реализованного тепла, и тарифы
приходится повышать. Если нет реального уменьшения количества
потребленного тепла, не могут уменьшиться и затраты.

2.6. Заключение

Еще далеко не везде состояние систем теплоснабжения и
теплопотребления дошло до полного упадка, но общие тенденции
безрадостны: растет аварийность, пуск отопления осенью растягивается
на несколько месяцев, недогревы в морозы стали нормой, а не
исключением; темпы замены оборудования снижаются, и, соответственно,
увеличивается количество оборудования, находящегося в аварийном
состоянии. Теплоснабжение, как техническая система, во многих регионах
существует только благодаря примитивности оборудования, поддающегося
восстановлению простейшими ремонтами и огромному запасу мощности,
заложенному в каждом элементе системы.

Министерство энергетики

В министерстве, так же как и в РАО <ЕЭС России>, нет
департамента теплоснабжения. Департамент электроэнергетики есть, а
теплоэнергетики нет. Соответственно, нет и крупных вопросов по
теплоснабжению, которые сегодня решает министерство.

Департамент энергетического надзора и энергосбережения
решает конкретные задачи надзора за выполнением существующих правил и
инструкций, причем не только на энергогенерирующих предприятиях, но и
в потреблении, включая промышленность. Инспекторский состав
региональных отделений Энергонадзора при проверках фиксирует обычно
огромное количество нарушений, но не занимается, да и не должен
заниматься, вопросами финансирования и организацией работ по
устранению замечаний.

В Положении о Министерстве энергетики за министерством
закреплена функция координации деятельности всех федеральных органов
власти в сфере топливно-энергетического комплекса. Координацией
деятельности федеральных и муниципальных органов власти министерство
не занимается, хотя к задачам, решаемым министерством, отнесена
задача обеспечения промышленности и населения энергоресурсами. Как эту
задачу и еще 81 крупную задачу (согласно положения) может решать
министерство, права которого описаны в 9 пунктах и сводятся к правам
запрашивать статистические, справочные и иные материалы, привлекать
специалистов, создавать экспертные, научно-технические советы и
комиссии, формировать планы научно-технических работ, созывать
конференции, взаимодействовать со средствами массовой информации?

Методы регулирования естественных монополий

Основными методами регулирования любых естественных
монополий являются:

- ценовые (т.е. прямое определение тарифов или назначение их
предельного уровня);

- простота подключения производителей и потребителей к сети
для обязательного обслуживания.

В США, доминировавшей до последнего времени практикой, было
ограничение нормы прибыли естественных монополий. Детально
контролируются тарифы, инвестиции и прибыльность.

Определение текущих издержек не ограничивается чисто
технической операцией. Большинство комиссий штатов разработало единую
систему счетоводства, обязательную для всех компаний. Комиссии следят
за тем, чтоб у производителей не было излишних издержек вследствие
покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или
отказа от поиска более дешевых товаров и услуг. Средства, затраченные
на излишние, не эффективно возведенные здания и сооружения или
ненужное оборудование, полностью или частично исключаются из базы
расчета нормы прибыли. Недостатком этого метода является дороговизна и
отсутствие стимулирования повышения эффективности.

В Великобритании получила развитие практика регулирования
тарифов при отсутствии ограничений на нормы прибыли. Устанавливается
на согласованный срок (4-5 лет) формула расчета ежегодного тарифа,
содержащего коэффициент повышения производительности (коэффициент
эффективности), т.е. коэффициент обязательного ежегодного снижения
тарифа из-за роста производительности труда. Тщательнейшие проверки
компаний проводятся, соответственно, раз в 4-5 лет.

Достоинством этого метода являются относительная простота
и стимулирование эффективности. В то же время отсутствуют четкие
критерии введения коэффициента эффективности. Кроме того,
стимулирующий эффект такого регулирования относительно велик, когда
пересмотр тарифа намечается нескоро, но с приближением времени
пересмотра снижается до нуля. По мере приближения момента пересмотра,
у фирмы возникают основания занижать результаты своей деятельности,
чтобы добиться более щадящего режима ценообразования.

Обе модели имеют много общего, обе они отражают процесс
торга между компанией и государственным регулирующим органом.

В последнее пятилетие в США под воздействием британского
опыта сложилась модель, совмещающая черты регулирования и нормы
прибыли, и тарифа.

Ограничение тарифов дополняется лимитом на норму прибыли.
Если прибыль не выходит за 13%, она полностью остается у компании, при
норме выше нормативной, но в пределах установленного уровня, фирме
принадлежит уже часть прибыли, например, половина прибыли, полученной
сверх 13% до 15%.

Для установления <справедливой> нормы прибыли используется
учет сравнительных результатов деятельности подобных компаний в других
регионах.

Во Франции накоплен большой опыт введения
дифференцированных тарифов. Тарифы стимулируют снижение нагрузки
потребителей в период зимнего минимума температур, пиковая энергия
стоит в 20 раз дороже базовой. Плата за присоединенную мощность зимой
в 2 раза выше летней.

Почти во всех западноевропейских странах с развитой
системой централизованного теплоснабжения (Дания, Финляндия) компании
централизованного теплоснабжения принадлежат либо потребительским
кооперативам, либо общественным энергоснабжающим компаниям. Главной
задачей компании данного типа, в конечном итоге, является минимизация
тарифов на благо потребителей. Речь о прибыли даже не идет. В то же
время введены многоставочные тарифы, стимулирующие потребителя к
уменьшению заявленной мощности, снижению температуры возвращаемой
сетевой воды для наиболее полного использования преимуществ
теплофикации.

Для стимулирования развития теплофикации в Дании
установлено, что в течение 12 лет вся экономия от комбинированной
выработки тепла и электроэнергии относится на уменьшение стоимости
тепла.

В России вопросы государственного регулирования
энергетических естественных монополий регулируются законом <О
естественных монополиях>, законом <О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках> и положениями о
Федеральной и региональных энергетических комиссиях. В
теплоснабжении к естественной монополии относятся системы транспорта
тепла, т.е. тепловые сети.

Согласно закона <О конкуренции и :> запрещается:

- создание препятствий к доступу на рынок другим хозяйствующим
субъектам (т.е. препятствий к поставкам в общую тепловую сеть тепла от
ведомственных источников);

- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят
потребителя в неравное положение с другими;

- навязывание потребителю условий договора, не выгодных для
него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования
передачи финансовых средств, имущественных прав);

- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого
является создание или поддержание дефицита на рынке;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными
потребителями при наличии возможности производства или поставки.

В исключительных случаях действия субъекта естественной монополии
могут быть признаны правомерными, если субъект докажет, что
положительный эффект от его действий, в том числе в
социально-экономической сфере, превысит негативные последствия.

В случае, если организации занимают доминирующее положение на рынке и
совершили 2 или более нарушений антимонопольного законодательства,
федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их
принудительном разделении.

4.1. Характеристика существующих экономических отношений в ТС и ТП

· Нормальный экономический механизм определяет
жизнеспособность любой экономической системы. Сложность экономического
анализа систем теплоснабжения состоит не только в сложности учета
различных издержек на выработку, транспортировку, переработку и
потребление тепла, но и в том, что эти издержки невозможно
анализировать без рассмотрения технических аспектов, свойственных
только такому специфическому товару, как тепло:

- неравномерность теплопотребления в течение года обуславливает
необходимость иметь огромный запас теплогенерирующих мощностей,
простаивающих большую часть года;

- техническая возможность одновременного производства тепла и
электроэнергии определяет дешевизну выработки тепла на ТЭЦ;

- экологические аспекты имеют приоритет над чисто экономическими;

- отсутствие резервирования потребителей по теплу и невозможность
их длительного отключения в зимний период определяют приоритет
надежности теплоснабжения над экономически допускаемым уровнем
аварийности.

· К сожалению, существующая структура тарифов, доставшаяся в
наследство от нерыночной системы, плохо учитывает все эти факторы.
Цена тепла от ТЭЦ до последнего времени рассчитывалась так, как будто
оно произведено в котельной (согласно методике, принятой в СССР,
использовавшейся как пример большей эффективности плановой экономики в
производстве электроэнергии по сравнению с капиталистической), хотя
при этом потребление топлива может быть в 2 - 3 раза ниже. Применяемый
ранее метод разнесения затрат на выработку тепловой и электрической
энергии относил всю экономию от комбинированной выработки на
электроэнергию.

Региональные энергетические комиссии, работающие на непостоянной
основе, не имеющие собственного штата специалистов, разбирающихся в
тонкостях экономики комбинированной выработки тепла, сводят
регулирование тарифов к анализу необходимости затрат, представленных
АО-энерго. Независимый аудит тарифов тоже весьма затруднен, т.к. РЭК
(согласно Постановления Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. ?121,
утверждающего <Основные положения ценообразования на электрическую и
тепловую энергию на территории РФ>), несет ответственность за
разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

В этих условиях фактически единственным ограничителем стоимости тепла,
продаваемого АО-энерго, стал тариф на тепло, отпускаемое крупными
котельными, и во многих регионах тарифы на тепло, отпускаемое ТЭЦ и
котельными, практически сравнялись.

За рубежом, после осуществления большинства окупаемых мероприятий по
экономии потребления тепла, все более осознают огромность потенциала
экономии при комбинированной выработке тепла и электроэнергии и
массово внедряют теплофикацию. В России все наоборот: деньги уходят на
строительство новых котельных, выгодных только при низкой цене на газ,
а достояние страны - мощная система теплофикации - начинает
разрушаться.

· Все понимают, что реальный выход в энергоресурсосбережении,
потенциал которого огромен. Но пока основной применяемый метод - это
недогрев, а проводимые мероприятия по экономии с привлечением
значительных средств, в том числе заемных, имеют очень низкий эффект.
Основных причин такого положения две:

- повсеместно не выполняется мониторинг осуществляемых проектов с
оценкой реального экономического эффекта и отчуждением сэкономленных
средств из общего финансового оборота для компенсации затрат,
поощрения персонала и выполнения последующих мероприятий. Экономия не
приводит к цепной реакции еще большей экономии. Простая трата средств
на экономию чего бы то ни было не может привести к этой экономии, если
исполнители заинтересованы в обратном;

- при оптовой продаже тепла (как при любых рыночных сделках)
существует оптовый продавец - АО-энерго и оптовый покупатель - это
обычно муниципальное предприятие, эксплуатирующее тепловые пункты и
разводящие тепловые сети. Продавец хочет как можно больше и подороже
продать, и, в нашем случае, покупатель хочет того же, т.к. его услуги
оплачиваются по повсеместно принятой схеме, как надбавка к цене
потребленного тепла. При установке в тепловых пунктах (т.е. на границе
раздела собственности АО-энерго и муниципального предприятия)
теплосчетчиков, фиксирующих фактическое теплопотребление у обеих
организаций, как правило, уменьшаются доходы, и для повышения их хотя
бы до прежнего уровня обе организации совместными усилиями увеличивают
расходы тепла. Так как в морозы это сделать затруднительно из-за
несоблюдения температуры теплоносителя, здания перегревают в теплое
время. Т.е. счетчики тепла, призванные быть инструментом экономии, при
такой системе тарифов, стимулируют энергорасточительность.

При производстве тепла в котельных муниципальными предприятиями, они
также заинтересованы в максимальном теплопотреблении.

Бюджетные и жилищные организации, обычно не имеющие специалистов,
приборов учета в зданиях и экономических стимулов к экономии, тоже не
являются покупателями в рыночном понимании этого слова.

В итоге повсеместно не выполняются даже самые очевидные и недорогие
мероприятия по экономии энергоресурсов.

+++++++++++