>Когда в Европе оформился зрелый фашизм, его смысл был достаточно ясен для всех. Немецкий историк Вальтер Шубарт в известной книге «Европа и душа Востока» писал: «Смысл немецкого фашизма заключается во враждебном противопоставлении Запада и Востока... Когда Гитлер в своих речах, особенно ясно в своей речи в Рейхстаге 20 февраля 1938 года, заявляет, что Германия стремится к сближению со всеми государствами, за исключением Советского Союза, он ясно показывает, как глубоко ощущается на немецкой почве противопоставление Востоку - как судьбоносная проблема Европы».
Это частное мнение Шубарта особенно смешно читать на фоне последующих событий 1939 года. Или С.Г.Кара-Мурзе они не известны?
>В результате жёсткой мифологизации и символизации прошлого у немцев-фашистов возникло химерическое, расщепленное сознание. Мессианизм фашизма с самого начала был окрашен культом смерти, разрушения. «Мы - женихи Смерти», - писали фашисты-поэты. Известный современный философ-гуманист Э.Фромм отмечал: «Унамуно в своей речи в Саламанке в 1936 г. говорил о том, что девиз фалангистов "Да здравствует смерть!" есть не что иное, как девиз некрофилов».
Смело мы в бой пойдём.
За власть Советов
И, как один, умрём,
В борьбе за это.
("Смело мы в бой пойдём")
Мрёт в наши дни с голодухи рабочий,
Станем ли, братья, мы дольше молчать?
Наших сподвижников юные очи
Может ли вид эшафота пугать?
В битве великой не сгинут бесследно
Павшие с честью во имя идей.
Их имена с нашей песней победной
Станут священны мильонам людей.
На бой кровавый,
святой и правый
Марш, марш вперед,
рабочий народ.
Нам ненавистны тиранов короны,
Цепи народа-страдальца мы чтим.
Кровью народной залитые троны
Кровью мы наших врагов обагрим!
Смерть беспощадная всем супостатам!
Всем паразитам трудящихся масс!
Мщенье и смерть всем царям-плутократам!
Близок победы торжественный час.
На бой кровавый,
святой и правый
Марш, марш вперед,
рабочий народ.
("Варшавянка")
Хорст Вессель нервно курит в сторонке.
Вообще, мотив смерти пронизывает всю советскую идеологию и советское искусство. Примеров тут такое множество, что можно брать навскидку. Вот образец пропаганды: известный фильм о войне, ситуация - немцы внезапно выходят на окраины Ленинграда, видят мирно едущий трамвай, со смехом его останавливают, рассматривают. Тут у вагоноважатого (образ "старого рабочего") просыпается революционная совесть, он дёргает рычаг управления, трамвай катится на стоящих на рельсах солдат, те открывают беспорядочный огонь... результат - убит вагоновожатый и многие из пассажиров. Виноваты фашисты.
Авторов фильма не смущает, что в созданной ими ситуации любые солдаты от неожиданности откроют беспорядочный огонь, что картина совершенно закономерна... Но общий мотив - умри, умри, умри!
>Режиссеры массовых митингов-спектаклей в Германии возродили древние культовые ритуалы, связанные со смертью и погребением. Идея была не банальная - разжечь в молодежи архаические взгляды на смерть, предложив, как способ ее «преодоления», самим стать служителями Смерти. Так удалось создать особый, небывалый тип нечеловечески храброй армии - СС3.
А мавзолей в центре Берлина они не успели построить?
>В чем отличие от советской картины мира? Прежде всего, в том, что Россия не переживала Реформации и русская культура освоила научную картину мира без слома присущего ей мироощущения (хотя это было очень непросто, как пишут русские философы начала XX века). А значит, в русскую культуру не проник тот глубокий пессимизм, который характерен для философов, предшественников фашизма (Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер). Модель мира Ньютона ужилась в р
Ну конечно, а как же фатальный раскол общества накануне 1917 г., антагонизм между народом и интеллегенцией, преследования Церкви?.. Это куда деть?
А после 1917 г., С.Г.Кара-Мурза пытается выдать за мировоззренческую гармонию пресловутую борьбу бульдогов под ковром тоталитаризма? В СССР не было пессимизма философов прежде всего потому, что в СССР не было философов. были кафедры марксистско-ленинской философии, научного коммунизма и проч.
А ещё была тщательно насаждаемая и поддерживаемая безграмотность в философских и мировоззренческих вопросах. Проще говоря, советский студент ничего не знал о философии науки. Здесь сама постановка вопроса и анализа некорректна.
Проанализируйте жанр полуподпольной советской "итээровской зауми" 60-х - 80-х. Какое там мировоззрение?
>Здесь - полное отрицание идеи всечеловечности, лежавшей в основании советского социализма, и отрицание политической практики СССР, созданного в нем способа сосуществования народов. Фашизм вырос из идеи конкуренции и подавления друг друга - только на уровне не индивида, а расы. Советский строй - из идеи равенства, сотрудничества и взаимопомощи людей и народов.
Каких народов?? Каких людей??
Пролетариат США - это народ США? А буржуазия? Адвокат или инженер или квалифицированный рабочий с завода Форда - это народ? Форд - человек? Или капиталист?
>Для сплочения «народа Третьего рейха» в фашистской Германии большое значение имела идея жизненного пространства - территории, которую надо отвоевать для немцев у восточных народов. Генеральный план «Ост» сначала предполагал «выселить» в течение 30 лет 31 млн. человек с территории Польши и западных областей Советского Союза и поселить немцев-колонистов.
"Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать..."
Напоминаю тем, кто не сильно знаком с советским новоязом. "Крестьяне" - это элементы поддерживающие данную "отдачу". Несогласные крестьяне - это кулаки и подкулачники. Им земли 2х1 м.
>В идеологии фашизма образу земли - и как «жизненному пространству», и как «почве» - придавалось огромное значение. Были созданы целые мифологические системы и даже квазинаучные концепции «кормящего ландшафта» и расовой экологии. Гитлер внушал, по-новому этнизируя население Германии: «Чем для Англии была Индия, тем для нас станет восточное пространство. Ах, если бы я мог довести до сознания немецкого народа, сколь велико значение этого пространства для будущего!» Один из идеологов фашизма, Дарре, писал о биологической взаимосвязи тотемных животных с расовыми характеристиками народов (в 1933 г. он выпустил книгу «Свинья как критерий у нордических народов и семитов»). В советской идеологии не было никакой мистики «почвы», а образ родной земли носил оптимистический и нисколько не захватнический характер.
А Гренада? А "кулаки"?
>Этот опыт немецкого фашизма изучал русский православный мыслитель С.Н.Булгаков, который изложил свои выводы в трактате «Расизм и христианство». Для нашей темы важен тот отмеченный им факт,
А другие отмеченные Булгаковым факты для "нашей темы" не важны?
>Здесь, кстати, видно философское различие двух тоталитаризмов, которые столкнулись в мировой войне - фашистского и советского. Когда в СССР потребовалось максимально укрепить связи этнической солидарности русского народа, государство не стало создавать суррогата религии, как это сделали в свое время якобинцы, а теперь фашисты, а обратилось за помощью именно к традиционной для русских православной церкви.
Да, как показал опыт 1941 г. на "мощи" с Красной площади народ не вёлся. Ну, пришлось, что делать? Фон Бок времени для размышлений не давал.
>Вспомним первый год немецкого вторжения. Тогда советским людям, размягченным сказкой о пролетарском интернационализме, стоило огромных трудов поверить в то, что идет война на уничтожение нашего народа. Они кричали из окопов: «Немецкие рабочие, не стреляйте. Мы ваши братья по классу».
Не знаю я, кого так "размягчили" и кто так кричал, я знаю настроения в Харькове. А настроения таковы: советская пропаганда как всегда врёт, немцы идут как в 1918 г. - убрать коммунистов и установить нормальный порядок. Потому люди (и даже евреи по национальности!) массово уклонялись от эвакуации и дезертировали при приближении фронта к дому.
Это не случай для сравнения систем.
А вот известный случай (он уже приводился здесь, на форуме с цитатой и ссылкой), когда советские солдаты в 1939 г. на "освобождённых" территориях вспороли живот польскому полковнику и заставили его бегать вокруг столба, наматывая на него свои кишки - это как? Пролетарское отношение к иксплутатору.
>Советский строй в этом вопросе стал именно антиподом фашизма. Это особо подчеркивает Л.Люкс:
А кто такой Л. Люкс?
>Кстати, расизм биологически делит людей не только по национальному, но и по социальному признаку. «Стихийными» расистами оказываются и некоторые наши антикоммунисты (демократы и патриоты), культивирующие идею о «генетическом вырождении» советского народа, в котором якобы уничтожили «справных хозяев», так что остались две-три сотни миллионов человек, биологически лишенных каких-то ценных качеств.
Замечательно. Классовую доктрину не видим в упор.
...
>7 Поразительно, как долго это сидит в немецких политиках: присоединив ГДР, они приказали разрушить только что застроенный огромными зданиями центр Берлина - новый спектакль, уже демократов. Глядя, с каким вкусом НТВ передавало «сверхдокументальные» снимки руин Грозного, начинаешь думать, что персонал нашего «независимого телевидения» тщательно изучил труды Шпеера.
Это разрушение гдровских архитектурных выкидышей оплакивается?
Извините, Сергей Георгиевич, но эта статья оставляет впечатление стёба.