|
От
|
mmm
|
|
К
|
Monk
|
|
Дата
|
30.08.2008 20:06:46
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Эдуардо Галеано. Белые зеркала для черных лиц
Прилагаю два перевода Эдуардо Галеано, сделанных Надей Кузнецовой. Один текст - <Белые зеркала для черных лиц> написан около десяти лет назад и другой <Зеркала> - подборка фрагментов из его новой книги, которая вышла в этом году. Эти переводы, как обычно, для свободных рассылок и публикаций.
Олег Ясинский
ЭДУАРДО ГАЛЕАНО
Белые зеркала для черных лиц
1.Героическая благодетель
На стыке веков ватиканская фабрика по производству святых работает на полную мощность. За последние двадцать лет своей жизни папа Иоанн Павел II причислил к лику блаженных более девятисот добродетельных кандидатов, а канонизировал – около трехсот.
Лист ожидания с отрывом от других кандидатов в святые возглавляет чернокожий раб Пьер Туссен. Все уверены в том, что очень скоро Папа осенит его ореолом «за героическую добродетель».
Пьер Туссен – однофамилец и современник Туссена-Лувертюра, оба были неграми, рабами и родились на Гаити. Один – словно перевернутое отражение другого. В то время как Туссен-Лувертюр сражался во главе гаитянских рабов с войсками Наполеона, добродетельный Пьер Туссен упражнялся в самоотверженном служении господам. До конца дней целуя ноги своей белой хозяйки, он олицетворял «героическую добродетель» покорности. В пример всем неграм мира Туссен родился рабом и рабом умер, в преддверии святости, в счастии безразборно творить добро. Кроме пожизненного повиновения и множества жертв, принесенных на алтарь благосостояния хозяйки, Туссену приписывают и другие чудеса.
2. Святой с метлой
Святой Мартин-де-Поррес стал первым темнокожим христианином, попавшим в белоснежные святцы Католической церкви.Он умер в Лиме три с половиной века назад, подушкой ему был камень, товарищем по келье – череп. Мартина отдали на воспитание монахам-доминиканцам. Сын черной рабыни, он не смог стать священником, зато отличился в деле уборки. С любовью обнимаю свою метлу, Мартин убирал грязь, затем брил священников, ухаживал за больными, а ночи проводил на коленях в молитве.
Несмотря на свою занятость в сфере услуг, святой Мартин-де-Поррес время от времени творил чудеса, и столько их натворил, что епископу пришлось ему запретить это занятие. Свои редкие свободные минуты Мартин использовал для самобичевания и иссекая свою плоть в кровь, кричал на себя: «Пёс смердящий!». Всю жизнь он просил прощения за свою нечистую кровь. Посмертная святость стала ему утешением.
3. Плохая кожа
В начале 16-го века, в первые годы испанского завоевания, на островах Карибского моря появился расизм. Став разрешением и оправданием для всех действий колонизаторов, расизм нашел свое наиболее полное выражение, когда превратился в презрение презираемых к самим себе. Тысячи индейцев поднимали восстания, тысячи вешались и травились ядом, отказываясь становиться рабами, но многие предпочли другой способ самоубийства – убийство собственной души - и начали смотреть на себя глазами своих хозяев.
Чтобы быть похожими на белых испанских дам, индианки и негритянки обмазывались мазью из корней кустарника гуао. Считалось, что паста из гуао, обжигая кожу, очищала ее от дурного цвета. Жертвы были напрасными: когда затихали крики боли и заживали язвы и рубцы, индианки и негритянки оставались индианками и негритянками.
Спустя несколько веков, современная косметическая промышленность предлагает широкий ассортимент продуктов. Западный берег Африки, журналист из Фритауна поясняет: «У женщины, осветлившей тон своей кожи, появляется больше шансов подцепить богатого мужа». Фритаун – столица государства Сьерра-Леоне. По официальным данным «Сьерра-Леоне Фармасеутикаль Борд», страна легально импортирует 26 видов отбеливающих кремов. Другие 150 ввозятся контрабандно.
4. Плохие волосы
Американский журнал «Эбони», роскошно изданный и хорошо продаваемый, рассказывает о победах представителей черной расы в области бизнеса, политики, военного дела, искусства, моды и спорта. По словам создателя журнала, «Эбони» стремится показать успешность негритянского сообщества США, руководствуясь девизом «Я тоже умею побеждать».
В журнале мало фотографий мужчин. Зато масса изображений женщин: читая апрельский номер, я насчитал 182 фотографии. Из 182 чернокожих женщин лишь у двенадцати африканские кудряшки, другие 170 негритянок предстают на фото с прямыми волосами. Победа над вьющимися волосами – «плохими волосами», как столько раз мне доводилось о них слышать, - дело рук парикмахера либо чудесных бальзамов. Продукты для распрямления волос занимают бОльшую часть рекламной площади журнала: полосная реклама кремов и жидкостей от «Optimum Care», «Soft and Beautiful», «Dark and Lovely», «Alternatives», «Frizz Free», «TCB Health-Sense», «New Age Beauty», «Isoplus», «CPR Motions» y «Raveen». Меня впечатлило, что одно из средств от африканских волос называется не иначе как «African Pride» («Африканская гордость») и судя по обещаниям, «разглаживает и смягчает как ни одно другое средство».
5. Тяжелое наследие
«Как негр» или «как индеец» - типичные оскорбления в Латинской Америке; «как белый» - типичный комплимент. Смешение с черной или индейской кровью «тормозит расовое развитие»; смешение с белой кровью «улучшает породу». Так называемая расовая демократия на деле сводится к следующей социальной пирамиде: вершина бела или считает себя белой, а чем ближе к основанию, тем темнее цвет.
Со времен революции и до наших дней Куба борется с расизмом как ни одна другая страна Латинской Америки. Даже ее враги вынуждены это признать, иногда, правда, с сожалением. Определенно остались в прошлом времена, когда негры не могли купаться на частных пляжах, «потому что от них вода темнеет».
Однако до сих пор кубинские тюрьмы переполнены неграми, а в телесериалах не увидишь ни одного черного актера, разве что в роли раба или слуги. По результатам опроса, опубликованного в декабре 1998 года колумбийским журналом «Черная Америка», несмотря на сорок лет прогресса и изменений, в кубинском обществе продолжают жить расовые предрассудки, и прежде всего среди самих же жертв этих предрассудков: в Санта-Кларе каждый третий негритянский юноша или девушка считают, что белые умнее черных, а в Гаване каждый четвертый чернокожий независимо от возраста признает интеллектуальную неполноценность своей расы по сравнению с белыми. Один из них говорит: «Негры всегда мало учились».
Три с половиной века рабства – тяжелое наследие.
Перевод Надежды Кузнецовой