Общеизвестно, что, кроме России, интеллигентов нигде нет. Это специфически русское явление. Несводимое ни к интеллектальной деятельности, ни к вопросам нравственности.
Явление интеллигентности может быть понято только через понимание генезиса интеллигенции в русской истории. Это - 19 век.
Дворянское сословие, созданное и назначенное для служения стране и народу как целому, - стало интенсивно деградировать, скатываться в индивидуализм и самоустранение от государственного предназначения. Это было связано и с общим нравственным кризисом. К 40-м годам 19 века русское общество было расколото. На одном полюсе было в сущности полицейское государство, более-менее удачно справлявшееся только с военно-охранной функцией. На другом полюсе - староверческие общины, создававшие и контролировавшие практически всю русскую промышленность и противостоявшие чиновно-полицейскому государству прежде всего по линии этики. Через экономическую экспансию, поддержку культуры и науки староверы в это время воссоздавали Святую Русь - страну высокой взаимной ответственности, нравствености, подвижничества. В то же время - они боролись против собственно царской власти, как узурпировавшей власть.
Тогда же сформировалась идея компромисса двух враждебных друг другу линий. На основе т.н. ЕДИНОВЕРИЯ - соединения официального государственного православия РПЦ с православием староверов на основании выработки взаимоприемлемых религиозно-этических принципов, а в отношениях с государственостью - еще и правовых.
Вот эта атмосфера объективной необходимости сближения силы, этики, знания и одухотворенности - и породила русскую интеллигенцию как явление. Русская интеллигенция -это человеческий мост между силой государственности и силой духовности. Общественный интеллект, сумевший преодолеть враждебность дисциплинированной имперской государственности и высокоэтичной, но организационно слабой идеи Святой Руси. Период 1840-1854 - это период острейшей общественной полемики в русском обществе - о нравственных основах православного единоверия и об отношениях с государственностью. Тогда же рождается славянофильство. В полемике участвовало все думающее на Руси. Дворянство, разночинцы, простой городской люд. Споры шли на рынках, причалах и вокзалах.
Процесс борьбы за единоверие в религии был прерван под конец 1854 года ультимативным требованием к староверам-купцам и промышленникам перейти в православие под угрозой немедленной рекрутчины(с гибелью дела, от которого зависела жизнь соответствующих общин).
Сухим же остатком оказалось появление явно ощущаемого повсеместно интеллигентского духа. Диктующего этику и мораль - государственности. И наоборот, пытающегося донести государственнические идеи и проблемы до низов общества. Самым заметным достижением русской интеллигенции оказалась высочайшая моральная чистота русско-турецкой войны 1877-78 годов. Следом - построенный на пожертвования русского народа Добровольный флот.
Магистральным путем развития Запада в этот период стал разной степени развитости НАЦИЗМ. Американский нацизм, проявил себя в доктрине Монро. Английский - в "бремени белого человека". Германский - в плане Миттельйороп и последующем гитлеровском национал-социализме...
Заслугой русской интеллигенции стало то, что русская военная экспансия на Юг - не стала классическим колониализмом нации господ, озабоченной эгоистическим получением односторонних преимуществ. Русь, обрастающая Кавказом, Туркестаном - вела себя в конечном итоге не как гринго по отношению к латиноамериканцам, не как англичане и французы по отношению к колонизируемым народам, а именно как Святая Русь. - Это соответствовало завоевавшей господствующее положение в верхушке русского общества интеллигентности. Соединявшей через интеллект государственный интерес с идеей равенства людей и "чистотой перед Богом".
Интеллигентность В ЭТОМ ПОНИМАНИИ - была духовной осью и государства, созданного Сталиным.
А вот Ленин, похоже, до интеллигентности не возвысился.