>Что касается жизни физфака МГУ в начале 70х - все было уже совершенно не так, как в 1950х, порой сильно. Но и тогда, что касается "оргвопросов"с "оргвыводами",возникали отдельные(маломасштабные)конфликтные ситуации вроде исключения из комсомола, порой это было для подпавших под секиру фатальным явлением. Из-за какого-то дурацкого столкновения с милицией на почве простого залупания в нетрезвом виде (но повторно)чуть не вылетел из комсомола и с 4го курса мой товарищ и еще один с нашей группы. С огромным трудом, на двух общих собраниях, вся группа их отстояла. Группа была на редкость сплоченная и товарищеская, а то бы ребятам не поздоровилось.
Здесь есть повод и мне вспомнить эпизод, который в свое время произвел на меня сильные впечатления.
Московский авиационный институт, 1987 год.
В институте высочайшим приказом ректора действовали два драконовских закона, призванные навести ужас на студентов - имелось два поступка за которые автоматически полагалось отчисление из института (что для большинства парней сразу означало смену туфель на солдатские сапоги):
- рисование на мебели (а мебель действительно стараниями студентов была доведена до ужасного состояния)
- пьянство (в те годы как раз был пик горбачевской антиалкогольной кампании)
У нас на потоке учился неплохой паренек, буквально влюбленный в свою будущую профессию, из тех, кто идет в вуз не только ради корочки. И надо ж было такому случится, выпив с другом пива, не рассчитал силы и попал в милицию. Нет не в вытрезвитель, конечно, а просто в отделение. Причем там не было ни хулиганств, ни дебошей, просто ребятки не очень твердо стояли на ногах и были примечены бдительным патрулем. В отделении их уговорили подписать протокол, обещая, что никуда сообщать не будут, а затем отпустили на все четыре стороны. Тем не менее бумага все же пришла в институт, и безжалостная бюрократичекая машина завертелась. Мы боролись, как могли: упрашивали руководство, комсомольское собрание и партбюро факультета (!) поручились за парня, но все без толку. Так парня и исключили. К счастью, после армии он восстановился и благополучно закончил вуз.
Я для себя сделал тогда один большой вывод. Холуи на местах готовы извратить любой хорошее начинание правительства и партии, а потом всю ответственность свалить на мифических партакратов. Разве в постановлении партийных пленумов предписывалось калечить судьбы зеленых еще юнцов, чтобы отучить людей от чрезмерного пьянства? Думаю, нет. Да это и подтверждается тем, что во многих других вузах администрация не применяла таких драконовских (и заведомо несправедливых) мер, чтобы выслужиться перед властями. Это была, так сказать, частная инициатива снизу.
А знаете кто был ректором МАИ в те годы? Академик Юрий Рыжов – будущий известный демократ и ельцинский холуй, до сих пор таковым, кстати, оставшийся.