От IGA Ответить на сообщение
К Monk Ответить по почте
Дата 06.01.2008 20:04:33 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Всеобщее высшее образование

http://community.livejournal.com/dspa/18668.html

Всеобщее высшее образование
Социализм и наука - вещи НЕРАЗДЕЛИМЫЕ (Л.И. Брежнев)

Кризис среднего и высшего образования в стране налицо. Идёт всеобщее возмущение существующей системой. Корень всех возмущений в том, что многие помнят высокие советские показатели в прошлом и, поэтому знают истинный потенциал отечественной науки и образования. Ранее я подробно останавливался на проблемах среднего и высшего образования, корень всех бед находится в изменившихся внешних условиях. Раньше господствовала пролетарская мораль, которая покоилась на всеобщей государственной собственности, сейчас все исповедуют буржуазную и мелкобуржуазную мораль. Доставшаяся нам в наследство советская система среднего и высшего образования (да и другие социальные сферы) противоречит установившемуся у нас капитализму в его неолиберальной упаковке.

С другой стороны, производственная и социальная сферы усложняются, и они объективно выдвигают всё более высокие требования к потенциальному работнику.
Отсюда весь передовой мир вынужден идти к всеобщему высшему образованию.
КНР, Япония и США уже объявили об этом.

О всеобщем высшем образовании говорят и многие прогрессивные общественные и политические деятели в нашей стране. Данное положение закреплено и в Манифесте ДСПА. Все мы глубоко убеждены, что путь к постиндустриальному обществу возможен только путём увеличения интеллектуального потенциала ВСЕГО общества.
Какое может быть повышение качества и эффективности труда, а значит и материального благополучия каждого члена общества, без всеобщего высшего образования?

Всеобщее высшее образование означает не только наличие бюджетных мест для всех желающих, необходимое их количество.
Если человек хочет и способен получить высшее образование - то государство обязано ему дать эту возможность и решить все сопутствующие проблемы.
Если он нищий, из неблагополучной семьи - то мало просто предоставить бюджетное место. Должна быть оплата проезда из глубинки в центр и предоставление жилья на время поступления. То есть это практическое воплощение принципа равенства при получении высшего образования. Без решения этих практических проблем, без учёта реалий того, что наше общество на 50-60 % состоит из нищих и малоимущих, ни о каком РАВНОМ и ВСЕОБЩЕМ высшем образовании не может быть и речи.

Что делается у нас сейчас? А наоборот делается шаг назад в этом направлении. Мало того, что в год у нас сокращается кол-во бюджетных мест на 2-4 %. Так у нас ещё закрываются средние и начальные школы в деревнях. Проведён закон об автомномных учреждениях - первый шаг на пути "приватизации" зданий школ, колледжей и т.д. В школах разворачивается антивузовская пропаганда.
Всё это приведёт не к "демократической" (всеобщей) концепции образования, а к "элитной" концепции, которую проповедуют либеральные людоеды и сторонники авторитарного неолиберализма. Им выгодно жёсткое расслоение населения на тёмных, бескультурных угнетённых и образованных угнетателей, но это невыгодно обществу в целом.

Они выступают за то, чтобы высшее образование было привилегией для имущего меньшинства. Когда образование будет доступно только детям наиболее благополучных родителей, только эффективным и тем, кто живёт в крупных городах РФ. Вся остальная глубинка, вся остальная масса народа останется невежественной, тёмной и бескультурной. Они не задумываются, что качество рабочей силы будет падать и падать, что это приведёт к падению производительности труда, к падению заработной платы, к ещё большей нищете, социальному расслоению и преступности. Получится чудовищное расхищение человеческих ресурсов, их самое неэффективное использование.

Почему я за всеобщее высшее образование?

Я глубоко убежден, что одной из материальных предпосылок социализма является качественное всеобщее высшее образование.
Формально это должно выражаться в наличии у 60 % населения дипломов о высшем образовании (а также научных степеней и званий).
Современная экономика и современное производство должны быть высокотехнологичными, компьютеризированными и роботизированными системами. Экономика, производство, социальная сфера усложняются - работать в этих сложных системах, а тем более управлять ими сможет лишь специалист с высшим образованием. Всеобщее высшее образование покроет дефицит таких специалистов во всех сферах общественной жизнедеятельности.

АПД. Необходимое дополнение - речь не идёт об обязательном ВО, речь идёт о равном доступе к поступлению в ВУЗы абсолютно для всех. Отчисления за неуспеваемость тоже никто отменять не собирается.

http://community.livejournal.com/dspa/18668.html?thread=703212#t703212

prawitel
Высшее образование в России != культуре.

Нужно признать, что спасать в высшем образовании уже нечего. Советское техническое ВО умерло полностью даже на престижных факультетах вроде физмата МГУ. Все, кто хоть что-то соображал - уехали за рубеж, поняв, что в России с их знаниями делать нечего. Преподавательской базы не осталось. Вроде бы живо образование в некоторых прикладных гуманитарных областях вроде экономики (в тех вузах, которые перешли на зарубежную методику преподавания), но это скорее исключение.

Высшее образование можно сделать всеобщим в России хоть сейчас, но специалистов во всём высокотехнологичном и роботехническом мы автоматом так не получим: нужен преподавательский состав, методики преподавания. Фактически, все эти годы мы проедали остатки методик с советских времён, которые уже давно устарели.

Если преподаватели в ВУЗах будут получать приличную зарплату хотя бы течение 10 лет, если правительство будет выделять деньги нормально, а не пакетно на "нанотехнологии" - можно будет вновь создать преподавательскую базу и задумываться о введении всеобщего высшего. Иначе это неизбежно станет очередным очковтирательством. С 2009 года ВУЗы перейдут на самообеспечение и бюджетных мест останется не просто мало, а очень мало. Но платить в высшей школе станут больше. Так лет через 10 что-нибудь да изменится к лучшему.

А лозунг всеобщего высшего здесь и сейчас в России - это курам на смех.

1504
> "А лозунг всеобщего высшего здесь и сейчас в России - это курам на смех."

не согласен.
Допустим у нас ничего нет. Голый ноль. (хотя это далеко не так)
Ну и что теперь? обосраться не жить?

Без политического лозунга "всеобщего высшего образования" не будет никакой конкретной и реальной программы,
никто не будет её начинать даже разрабатывать.
НЕ будет программы - не будет никаких действий.
Ситуация будет стагнировать, ну как сейчас.

Без всеобщего высшего образования - россию ждёт деградация и пропасть.

prawitel
Ну, у нас не голый ноль, конечно. А что-нибудь вроде ноль целых ноль ноль одна тысячная.

Но делать фетиш из всеобщего высшего (которого нет пока ни в Японии, ни в США, ни в Китае), по меньшей мере, неразумно. Есть рабочие места для стольких выпусников вузов? У нас и так роботетхники и спецы по АСУ идут после диплома работать, в лучшем случае, сисадминами (винду поставить, вирусы почистить). Будет ли столько рабочих мест через 10 лет? Откуда вы знаете, что они появятся?

Программа это, конечно, здорово и круто. Но не когда целью ставятся призрачные цели вроде всеобщего образования или там коммунизма для поколения наших детей.

Что касается деградации и пропасти, то они уже давно наступили.

lojso
не понял насчет робототехника работающего сисадмином. это проблема?
это проблема с точки зрения коммерческого оправдания вложений. на рабочем месте должен работать сотрудник подготовленный только для этого рабочего места. все остальное становится неоправданной тратой ресурсов.
однако с точки зрения общественной пользы нет ничего плохого в том, чтобы передать человеку объем знаний больший чем ему потребуется для работы.


prawitel
Проблема в том, что сисадмину высшее образование вообще не требуется.

lojso
это тебе решать?

...
1504
просто мне кажется, что те, кто выступает против всеобщего высшего образования и тот кто выступают за её противоположность - элитное высшее образование, являются либералами

prawitel
Я не выступаю против всеобщего высшего вообще. Я выступаю против него в России в ближайшем обозримом будущем, как против совершенно бессмысленного начинания.

1504
а когда вы будете за него выступать?
нам правда, очень важен ваш голос!

...
prawitel
Есть достаточно элементарный принцип - если образование котируется во всём мире (хотя бы на основе не особо объективных рейтингов вроде THES) - оно нормальное. Когда главный вуз страны в мировых рейтингах на 200 каком-то месте, это ненормально. Утверждать, что во всём мире дураки, не понимают нашей супер-пупер системы можно сколько угодно, но толка не будет.

Во-вторых, высшее образование должно иметь реальную связь с будущей профессией. При социализме - этим было распределение. Поскольку мы живём при капитализме, нужна тесная связь коммерческих структур с высшей школой, когда фирма, например, заинтересована в выпускниках как в перспективном работнике. Я общаюсь с японцами, вижу как эта система реализована в Японии. Сегодня этой связи в технических вузах у нас практически не существует. Для фундаментальной науки аналогичный подход. Тот, кто занимался ядерной физикой в ВУЗе - должен получить хорошо оплачиваемую работу по специальности, а не идти торговать на рынок.

Понятен подход?

1504
это либеральный буржуазный подход.
Буржуазные подходы исходят из того, что всё должно оцениваться как товар. Товарный подход

С таким подходом ни о каком социализме не может быть и речи.


http://community.livejournal.com/dspa/18668.html?thread=703724#t703724
vl_plotnikov
Не знаю, как ты, но я никакого "всеобщего возмущения" в образовательной сфере не наблюдаю.

Лозунг всеобщего высшего образования считаю просто ненужным (= вредным) т. к.:

1) Это совершенно нереализуемо практически в ближайшие десятилетия (даже при условии возникновения офигенного народного рев. движения);
2) Бесполезно в долгосрочной перспективе, т. к. повальное высшее образование потребует больших сроков подготовки специалистов, что существенно затормозит создание материальных предпосылок социализма.

В сфере ВО актуальны требования декоммерциализации образования, сохранение бесплатного сектора и льгот, а также усиление гражданского контроля над образовательным процессом и всем, что с ним связано.
Это было доказано на практике усилением студенческого движения в Перьми (борьба за проездной).


http://community.livejournal.com/dspa/18668.html?thread=710892#t710892

vl_plotnikov
Нет, моя позиция в том, что всеобщее ВО нужно, разумеется, но - в данных конкретных условиях - это утопическое требование.

1504
точно также критиковали советы в 20-е за всеобщее среднее образование

roman_sharp
2008-01-05 02:06 am (local) (link) Track This
В принципе согласен.


roman_sharp
Для меня вопрос этот довольно прост:
- если хочешь чтобы вокруг тебя было больше образованных и культурных людей - улучшай доступ к образованию, в т.ч. бесплатный.
- ну а если хочешь превратить страну в быдлятник - ухудшай доступ к образованию, качество жизни и т.д. Результаты не замедлили сказаться.