От IGA Ответить на сообщение
К Monk Ответить по почте
Дата 04.12.2007 18:22:50 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Корректируется ли поведение нацистов и расистов? Этологический анализ.

http://ethology.ru/library/?id=261

Расизм, нацизм и естественный отбор
А.В. Вязовский

Наша истинная национальность – человек. Герберт Уэллс


В этологической литературе можно найти два объяснения наличия стойкой расовой и национальной неприязни одних людей по отношению к другим. И оба эти объяснения приводит Виктор Дольник в своей книге «Непослушное дитя биосферы».

Во-первых, у человека может срабатывать программа изоляции вида. Это такой инстинкт, который препятствует скрещиванию одного вида с другим через эмоции отвращения и агрессии. В трактовке Дольника, действие инстинкта изоляции вида у людей - природная ошибка, т.к. межрасовые и национальные различия (цвет кожи и т.п.) вовсе не являются межвидовыми и никак не препятствуют размножению.

Тут необходимо сделать отступление и объяснить читателю, зачем вообще в ходе эволюции возник подобный механизм. Дело в том, что процесс видообразования часто происходит в форме кладогенеза, когда исходный (материнский) вид распадается на два (три и т.д.) дочерних подвида. Постепенно подвиды специализируются, между ними возникает репродуктивный барьер и вот тогда востребованными становятся инстинктивные программы, которые «обслуживают» этот репродуктивный барьер, т.к. делают особей одного подвида неприятными, отвратительными или даже смешными для другого подвида (см. взаимоотношения кошки и собаки или реакцию людей в зоопарках на ужимки макак). Т.о. экономится энергия, особи не тратят время и силы на ритуалы ухаживания, соперничества и т.д. – все равно жизнеспособного потомства не будет. Типичным примером начала подобного процесса видообразования можно считать павианов-гамадрилов и анубисов. Это два подвида приматов, которые тысячи лет назад имели общего предка, но постепенно начали свое расхождение от материнской ветки и сейчас уже практически не спариваются (зоны скрещивания еще остались, но они постоянно уменьшаются). Похоже происходил процесс видообразования и возникал репродуктивный барьер между людьми и приматами 1.5-2 млн. лет назад. И именно этому процессу мы обязаны появлением инстинктивных программ изоляции вида в нашем геноме, которые, как нам теперь становится ясно, продолжают неоправданно действовать, но уже в отношении нас самих.

Второе объяснение, которое приводит Виктор Дольник – это расизм и нацизм, как форма снижения плотности калапсирующих скоплений. При превышении численности популяции выше определенного порогового значения, у человека срабатывают программы «разделись на своих и чужих» и вместе со «своими прогони (убей) чужих». Релизером (пусковым механизмом), который запускает подобное инстинктивное поведение, видимо служит любая форма средового дефицита (территории и личного пространства, репродуктивных партнеров, пищи и т.д.). Однако, слабым местом этой гипотезы является отсутствие аналогий в животном мире. При всей оригинальности идеи, Виктор Рафаэльевич не приводит примеров подобного разделения на «своих и чужих» в среде приматов или птиц.

Более того, существуют факты, которые свидетельствуют о то, что у приматов повышение плотности приводит к снижению уровня агрессии. Например, французский этолог де Вааль описывает колонию шимпанзе в Арнемском зоопарке (Нидерланды). При переводе большой группы обезьян на зиму в маленький вольер (всего лишь 5% от площади большого летного вольера) оказалось, что в зимнее время все ожесточенные конфликты самцов за власть стихали, возрастал уровень аффилиативного поведения, умиротворения, грумминга. Впрочем, данное наблюдение нельзя считать сделанным в естественных условиях существования – группа хорошо знала оба вольера, в ней отсутствовали чужаки…Пожалуй, только у крыс достоверно установлено, что повышение плотности приводит к увеличению уровня агрессии (знаменитая серия экспериментов Дж.Колхауна).

Наконец, в этологии, существует третья трактовка таких явлений как расизм и нацизм. Назовем ее условно, социобиологической. Выше был описан процесс кладогенеза вида. Происходит он в ходе естественного отбора, когда из материнской популяции выживают только два специализированных подвида, а все остальные особи вымирают. Однако подобная форма отбора не является единственной. Как ни странно это звучит, когда вид не меняется (не распадается на подвиды и т.п.) – эволюция все равно идет. В таком случает, этологи и биологи говорят, что у вида наблюдается отбор «по норме реакции». Т.е. приоритет в выживании и размножении имеют те особи, которые являются средними по своим качествам – морфологическим, поведенческим и т.д. Все более менее пограничные, отклоняющиеся состояния отбраковываются и зачастую не без помощи своих «средних» собратьев. Причем «усредняющий» отбор может идти по любым несвязанным друг с другом факторам – форме носа и ушей, умению петь и т.д. Таким образом, из этой гипотезы следует, что идеологи расизма и национализма – просто гипертрофированные носители стабилизирующего отбора в конкретной популяции. Изгоняя и преследуя «инаких», препятствуя образованию брачных пар с людьми других рас и национальностей, фашисты, нацисты и иже с ними просто обслуживают естественный эволюционный процесс. Однако это содействие эволюции имеет крайне однобокий характер и, в конечном счете, становится барьером в приспособительной борьбе за выживание. Ведь оставляя популяцию без пограничных особей идеологи «чистоты расы и нации» резко снижают ее адаптивные возможности. Именно широта и разнообразие генофонда - залог выживания человечества в случае быстрого (или медленного) изменения условий существования (окружающей среды и т.п.). Предположим, что мы, русские, ограничим свои контакты (или не дай бог уничтожим) какое-нибудь племя с другим цветом кожи и разрезом глаз, а также изолируем всех похожих на них людей, проживающих среди нас. А через 10 лет окажется, что представители этого народа и подобный антропологический тип является носителем группы генов устойчивости, например, к СПИДу. Или к малярии, что более актуально в свете процессов глобального потепления. Т.о. мы лешим себя очень важных адаптивных характеристик, что очевидно не прибавит нам шансов в борьбе за существование.

Важно также отметить, что современные условия существования человечества (глобализация, миграции) объективно способствуют отнюдь не отбору на норму и изоляции вида, а наоборот, мощной гибридизации и смешению (процессы метизации и т.п.). Свобода миграций и передвижений, сексуальная революция, прогресс медицины… – все это факторы, которые делают бессмысленным любые попытки долгосрочного отбора на норму. Тем более в свете эволюции любая норма – вещь очень и очень относительная. Сегодня средней характеристикой является маленький нос у мужчин и женщин, спустя 100 лет большой нос, как обеспечивающий лучшую фильтрацию загрязненного воздуха. Таких примеров можно придумать много.

Я намеренно, не трогал в данной статье этический аспект проблемы расизма/национализма – на эту тему много уже написано и сказано, а лишь ограничился описательно-научным, а не нормативным подходом (плохо/хорошо). Надеюсь, мне удалось показать бессмысленность и вредность расистских и нацистских концепций, даже если придерживаться чистого сциентизма.

2007:04:09


http://ethology.ru/library/?id=266

Корректируется ли поведение нацистов и расистов? Этологический анализ.
А.В. Вязовский

В своей предыдущей работе я изложил современные взгляды этологов на проблему нацизма и расизма, описал «релизеры» (пусковые механизмы), которые запускают подобное поведение у тех или иных групп людей. Однако моя статья страдала одним существенным изъяном – в ней отсутствовали практические рекомендации, советы по поводу того, как, основываясь на знаниях нашей биологической природы, можно скорректировать человеконенавистнические настроения царящие, в том числе у некоторых представителей российской элиты. Пришло время восполнить этот пробел.

Сразу хочу высказать некоторые положения, общепринятые в среде ученых, которые, однако, для людей далеких от этологии могут выглядеть вызывающе и даже неприемлемыми.

Первое. Национализм и расизм, являясь формой агрессивного поведения, не могут быть полностью изжиты из повседневной жизни. Дело в том, что агрессия сама по себе является видеоспецифической чертой (в той или иной степени) всех человекообразных приматов и носит адаптивный (приспособительный) характер. Т.е. грубо говоря, она с эволюционной точки зрения во многих ситуациях полезна и детерминирована социальной организацией, средовыми условиями... Можно лишь говорить о том, что этологи знают способы (см. ниже), которые могут снизить накал антагонистических взаимоотношений между тем или иным этносами или расами. Устранить только межпопуляционную агрессию невозможно по тем же причинам, почему нельзя подстричь волосы отрезанием головы.

Второе. Исследования генетической и физиологической природы агрессии показали, что она имеет свойство накапливаться (психогидравлическая модель Лоренца). И в том случае, если человеку, генетически склонному к нонконформистским поступкам запретить совершать их, то мотивация к ним будет накапливаться, а также будет падать порог входных релизеров. Т.е. человек лишенный возможности проявлять свою агрессию может «завестись с полуоборота», среагировать на малейший раздражитель (например, чуть более темный цвет кожи чем у него самого) и проявить свои разрушительные наклонности в еще большем масштабе, чем если эти поступки случались на регулярной основе. Более того накопившаяся агрессия будет буквально заставлять искать повод к разрядке. Это явление описывал еще нобелевский лауреат Конрад Лоренц в своей знаменитой книги «Агрессия (так называемое зло)»: «в принципе, каждое подлинно инстинктивное действие, которое вышеописанным образом лишено возможности разрядиться, приводит животное в состояние общего беспокойства и вынуждает его к поискам разряжающего стимула». Разумеется, проводить прямые аналогии между животными и человеком неправомочно, тем не менее, не учитывать инстинктивную природу агрессии и ее физиологическую основу было бы неправильно. Мораль: запрещая националистические и расистские настроения грубыми и примитивными милицейскими методами мы загоняем проблему вглубь, что приводит к накоплению агрессии и в последствии к более разрушительным взрывам.

http://ethology.ru/img/pamyatka.jpg


Памятка московской милиции (визуальная идентификации приезжих)

Что же можно предпринять для того, чтобы предотвратить запугивания и нападения в адрес нац. меньшинств, представителей других рас с точки зрения этологии?

Первый шаг – это установление групп людей, склонных к подобному насилию. Описание средовых условий их жизни (социоэкономические параметры, ландшафтные особенности и т.п.), территориальная, возрастная и половая идентификация, классификация способов агрессии (запугивание, физическая агрессия и т.п.). В России это обычно молодежь спальных районов крупных и средних городов, группировки футбольных фанатов, а также жители местности с полиэтничным составом и высокой полностью населения. Описание стоит проводить не только в разрезе «пограничных групп» населения, склонных к нацистским и расистским настроениям, но также в отношении их жертв.

После того, как мы установили объекты воздействия, переходим ко второму этапу: разработка и внедрение этологических буферов. Этологический буфер – это ряд мероприятий вызывающих у пограничной группы:

- умиротворенное поведение

- ритуализацию агрессивного, националистического поведения

- переадресацию энергии межпопуляционной агрессии во внутрипопуляционную

- смещение (канализация) агрессии в какое-либо постороннюю социально приемлемую активность, действия вхолостую

- фрустрацию релизеров агрессивного, националистического поведения



Разберем каждый из буферов подробно.



1. Умиротворенное поведение. Инстинктивные программы поведения человека обычно представлены в бинарно-опозиционном варианте: агрессия-умиротворение, альтруизм-эгоизм и т.д. У любого самого ярого ксенофоба присутствуют генетическая предрасположенность реагировать на определенные релизеры (улыбка, поза покорности, обнимания, «детская схема» и проч.) определенным мирным образом. Знание основ невербальной коммуникации, пусковых механизмов умиротворяющего поведения поможет потенциальным жертвам либо вообще избежать агрессии в свой адрес, либо все ограничится ритуальной атакой (оскорбления, несколько тычков и пинков не в счет).

http://ethology.ru/img/england.jpg


Т.н. «детская схема» (большая голова, округлые черты лица и проч.) вызывает инстинктивное умиление у взрослых, запрет в отношении младенцев проявлять агрессию.

2. Ритуализация. В этологии под ритуализацией понимают изменение в ходе эволюции утилитарной функции поведения на информативно-коммуникационную. Например, когда вместо физического нападения происходит бесконтактная демонстрация агрессии. Ритуалы агрессии – очень важный фактор снижения уровня напряженности и давно используются в человеческом обществе. Например, знаменитые марши оранжистов, в ходе которых протестанты Белфаста (Северная Ирландия) демонстрируют свою неприязнь по отношению к католикам.

http://ethology.ru/img/m2.jpg


Марш оранжистов в 2004 г.

Да, подобные мероприятия зачастую сопровождаются столкновениями между представителями конфликтующих конфессий, однако, во-первых, полиции заранее известен процесс ритуала (маршрут, примерный состав участников, возможные проблемы и т.п.), во-вторых, уровень агрессии после марша резко падает и весь оставшийся год католики и протестанты живут достаточно мирно. Представляется, что и России важно идти не по пути запретов различных «русских маршей», а по пути их ритуализации и рутинизации. Если власти страны сделают подобные мероприятия регулярными и даже немного разрешат в ходе них проявлять агрессию (побить что-то не очень ценное, подраться с ОМОНом), то накопленная мотивация к разрушительным действиям будет разряжена в известной и контролируемой форме.

3. Переадресация энергии межпопуляционной агрессии во внутрипопуляционную происходит в ситуации, когда, например, группировки скинхедов начинают воевать друг с другом вместо того, чтобы искать своих жертв по вагонам московского метро и темным улицам спальных районов. Метод «стравливания» для переадресации агрессии широко известен с давних времен и активно используется. Так, политические наблюдатели заметили спад количества нападений на израильтян в ходе последней Интифады после того, как обострились взаимоотношения между конкурирующими группировками Палестины (Фатх и Хамас). Не исключено, что противостоянию группировок поспособствовала израильская разведка. Данный метод является сомнительным с точки зрения морали, но в безвыходной ситуации резкого роста националистических и расистских настроений в обществе может быть эффективен.

4. Смещение (канализация) агрессии в постороннюю социально приемлемую активность также давно используется в обществе. Спортивные клубы и кружки, соревнования, активное рекрутирование представителей «пограничной» группы в армию, инвазии молодежи в различные географически отделенные регионы страны (поднятие целины и т.п.) – все это методы, которые позволят снизить накал межпопуляционной агрессии, канализировать ее в социально приемлемую и даже полезную форму.

5. Фрустрация релизеров агрессивного поведения – самый сложный и неоднозначный путь корректирования поведения нацистов и расистов. Разрушить контур «стимул (например, темная кожа) – реакция (нападение)» не так то просто. Популяционные различия (расовые, этнические) возникали на протяжении сотен тысяч лет и узнавание, идентификация «свой-чужой» закреплена на инстинктивном уровне. Этот инстинкт можно попытаться фрустрировать создавая ситуации когда голос разума звучит громче, чем голос инстинкта. Либо, когда инстинкт подает свой голос в абсурдных или смешных ситуациях. Т.о. снижается, его значимость, у человека возникают сомнения, а стоит ли поддаваться эмоциям? Тут безусловно важна роль кинематографа, визуальных средств информации (фотографии, Интернет), изобразительного искусства.

http://ethology.ru/img/1_1.gif


Расовые различия – вещь относительная.

Подводя итог всему вышеизложенному, я хочу повторить – с нацизмом и расизм можно и нужно бороться путем просвещения, обучению навыкам толерантного сосуществования в обществе, но при этом важно не забывать нашу биологическую природу и учитывать ее при выборе способов борьбы с отвратительными проявлениями ксенофобии.

2007:06:07