От Дм. Ниткин Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 19.11.2007 15:01:43 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Неплохо. Но...

Отзыв неплохой, но, на мой взгляд, некоторые акценты расставлены неверно.

Сперва выделю то, с чем согласен:

>последовательно и принципиально отвергают выбор национально-государственного устройства России, сделанный Российской империей и подтвержденный Советским Союзом. Это устройство – межнациональное общежитие, то есть сосуществование в одной стране разных народов, соединившихся вокруг русского ядра без апартеида и этнических чисток. При таком устройстве происходила добровольная ассимиляция (обрусение) части нерусских народов – при возможности сохранять свою этническую идентичность у другой части.

>Фактом является и то, что царские генералы и губернаторы, а затем советские наркомы и секретари ЦК умели устраивать совместную жизнь. И это умение и знание должно было бы храниться и изучаться, как наше национальное достояние. А его сегодня грубо и тупо отвергают.

А теперь акценты.

Неверно, что Машид в рассказе – фигура отрицательная. Автор всячески подчеркивает, что Машид – очень хороший человек. В сущности, так оно и есть. Просто хороший человек ломается под давлением внешних обстоятельств, сохраняя при этом желание быть хорошим для всех. А когда это не удается – выбирает какую-то одну из сторон. Почему Машид выбрал сторону соплеменников? Потому что русские не предоставили ему альтернативы, вот почему! Соплеменники прижмут – но они же в случае чего и поддержат против чужаков. А русские не прижмут, но и не поддержат. Им до тебя просто дела нет – так выглядит ситуация в изложении автора.

Поэтому рассказ не столько ксенофобский, сколько русофобский. Главный отрицательный герой в нем – собирательный «русский», который ничего не может. Не может даже сохранить лояльность такого русифицированного персонажа, как Машид. Народу, который настолько бессилен при столкновении с внешней средой, место в резервации – такой напрашивается вывод, и именно в этом направлении работает мысль проплаченных ФСБ «борцов с нелегальной эмиграцией».

Патриотический выбор, разумеется, в другом. Он в пользу государственной модели, в которой русские являются носителями законности и справедливости. Именно на этой модели основывались все великие державы прошлого, от Римской Империи до Британской Империи. Британцы владели половиной мира не потому, что у них была более сильная армия. Армия может завоевать, но армия не может удерживать. Удерживают закон и справедливость, которые насаждали британцы на завоеванных территориях. Их закон и их справедливость были, разумеется, не идеальны, но они стояли на порядок выше межплеменных и межклановых дрязг, привычных покоренным.

Вот сказанные в 1965 слова одного из африканских вождей, узнавшего, что лейбористское правительство Великобритании готово уступить черным повстанцам, выступающим за независимость Южной Родезии:

«Великий Родс подал нам всем пример, когда сказал, что все должны работать рука об руку, сложить свое оружие и трудиться всем обществом, как один человек – и мы сделали это и жили счастливо вместе, белые и черные под этим солнцем. Знай мы ранее, что наступят нынешние перемены, мы бы не сложили свои ассегаи. Когда я был ребенком, старейшины нашего крааля, отцы и деды наши говорили нам: слово англичанина и правосудие англичанина – вот образец достойного поведения, к чему надо стремиться. А сейчас мы сомневаемся, что Англия осталась Англией. Нам кажется, что те, кто держит бразды правления в Англии, более не являются англичанами, а принадлежат к другому племени»

Вся описанная в рассказе история грехопадения Машида могла прерваться в любой момент. В тот момент, когда русский полицейский (милиционер, городовой, стражник – кому как нравится) взял бы какого-нибудь не в меру ретивого соплеменника Машида за шкирку, положил мордой на пол, обыскал и отправил в кутузку лет на много. А соплеменникам объяснил бы, за что. Машид, может быть, и не стал бы поддерживать обвинение. Но с выбором стороны у него дальше проблем бы не было.

Так вот, беда-то в том, что кажется, будто «те, кто держит бразды правления в России, более не являются русскими, а принадлежат к другому племени». Оттого и не шлют полицейского, а предпочитают «договариваться» в рамках старых добрых племенных традиций.