|
От
|
IGA
|
|
К
|
IGA
|
|
Дата
|
07.11.2007 00:00:21
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Прибалтийское финансовое землятресение
http://www.kp.ru/daily/23996.5/78961/
Прибалты ждут начала ФИНАНСОВОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
А в это время шведские банкиры придумали, как заставить эстонцев дважды заплатить за свои квартиры
Остап РОДНИЙ, КП - Северная Европа. — 06.11.2007
В Эстонии, по существу, только два банка контролируют весь рынок недвижимости страны - Hansapank и SEB Ühispank. Оба принадлежат шведам, которые годами скрупулезно анализируют потребительские и кредитные возможности жителей Эстонии. Именно они (шведские банкиры) лучше всех знают, до какого уровня смогут выдержать жители Эстонии экономический спад и рост цен, потому что они знают практически все о доходах, расходах и кредитных нагрузках каждого жителя Эстонии.
Правительство не контролирует экономику
Это миф, что эстонское правительство что-то контролирует в экономическом развитии Эстонии. Только шведы обладают самой достоверной информацией о состоянии дел в эстонской экономике. Не исключено, что именно они анализируют и ту информацию, которую обычно называют «банковской тайной».
http://www.kp.ru/upimg/photo/80676.jpg
Ладно, дети, все равно, когда вырастете, узнаете, что неоплаченные банковские проценты еще страшнее теоремы Пифагора...
Это только вопрос времени, когда анализ, проведенный аналитиками шведских банков, покажет, что тянуть больше нельзя и во избежание худшего рынок недвижимости в Эстонии необходимо «сдуть», предотвратив падение стоимости одного квадратного метра до цены бутерброда.
За последние восемь лет цены на недвижимость в Эстонии росли на 10-15% ежегодно. Одновременно наращивались темпы и - как говорили раньше - вводимого в строй жилья. Только в прошлом – 2006 - году общая площадь объектов недвижимости в Эстонии увеличилась на 20%. В этом году четко проявилась тенденция к удешевлению недвижимости. По прогнозам специалистов, в этом году цены на недвижимость в Эстонии упадут на 5-10%.
Словом, налицо один из явных признаков надвигающегося экономического кризиса. Другой (более наглядный) признак – снижение темпов экономического роста. По данным Банка Эстонии, в этом году экономический рост составит в Эстонии 7,3%, а в следующем сократится до 4,3%. И это при том, что в прошлом, 2006-м году, показатель экономического роста равнялся 11,4%.
Тревожные для населения Эстонии тенденции налицо. С начала 2006 года и до августа нынешнего – 2007 – года объем несвоевременно оплачиваемых кредитов увеличился почти на 200%. Особенно быстро количество банковских должников стало расти с начала этого года. Кроме того, за последние месяцы объем денежных вкладов в банках Эстонии существенно сократился, что ясно указывает на вывоз (в преддверии экономического кризиса) зарубежными фирмами своих капиталов из Эстонии.
Исследования международного рейтингового агентства «Fitch» подтверждают, что за последние пять лет соотношение банковских кредитов, выданных частному сектору, к валовому продукту Эстонии росло быстрее, чем в других странах, переживавших в прежние годы экономические кризисы.
Через крах к сверхприбыли
Но несмотря на все эти угрожающие тенденции, шведские банкиры с поразительным хладнокровием до самого последнего времени выдавали клиентуре большие банковские кредиты. Это достаточно убедительно свидетельствует о том, что шведы осознанно «вписали» экономический крах в свою финансовую стратегию в Эстонии.
Каким образом шведы смогут «упорядочить» эстонский рынок недвижимости и затянуть десятки тысяч жителей Эстонии в новый виток «кредитной мясорубки»? Для этого им надо одну и ту же недвижимость еще раз «продать» тем же самым клиентам-недотепам. Сделать это не так уж и сложно, опираясь на те кредитные договора, которые жители Эстонии в массовом порядке подписывали в предыдущие годы.
Еще несколько лет назад банки любезно почти никому не выписывали штрафы за просрочку выплат по кредитам, а попавшим в затруднительное положение клиентам предлагали «кредитные отпуска». Похоже, эти времена безвозвратно проходят.
Сейчас все большее количество дел клиентов, безнадежно увязших в банковских долгах, передается судебным исполнителям. Но основную выгоду шведские банкиры рассчитывают заполучить с пока еще платежеспособных клиентов. Для этого их (клиентов) нужно заставить переписать свою недвижимость на лизинговые фирмы, которым они будут продолжать выплачивать кредиты, но уже по новому, более жесткому графику.
Как это сделать? Проще простого. Судебные исполнители выставляют на продажу собранные у должников квартиры по ценам примерно на 30% дешевле, чем их рыночная стоимость на данный момент. Достаточно несколько десятков таких квартир, чтобы вызвать цепную реакцию обвала цен на рынке недвижимости Эстонии. В результате вновь образовавшаяся рыночная стоимость многих объектов недвижимости не будет покрывать кредиты, взятые на ее приобретение несколькими годами ранее. В соответствии с положениями кредитных договоров, банки хладнокровно обяжут своих клиентов переоформить кредиты, увеличив ипотечные залоги, после чего бедолаги-заемщики продолжать их выплачивать, но уже по новому графику. В ряде случаев кредитное бремя отцов может лечь на плечи их детей. Образно выражаясь, нынешнее поколение эстонцев по гроб жизни будет в неоплатном долгу перед шведскими банкирами.
В затруднительном положении окажутся не только частные лица, взявшие кредиты на приобретение жилья, но и владельцы мелких фирм, бравшие кредиты под свою личную недвижимость.
Спрашивается, а кто будет покупать квартиры, выставленные банками на торги за долги? Скорее всего, иностранцы, ближайшие соседи Эстонии - из Финляндии и стран Скандинавии. В настоящее время половину квартир в Старом Таллине покупают иностранцы. И это при том, что стоимость тамошних квартир начинается с пяти тысяч евро за квадратный метр. Это больше, чем, например, в старой части Праги. Среди покупателей недвижимости в других районах Таллина и Эстонии иностранцев только 10%. Но даже сейчас цены на квартиры в Таллине составляют половину или треть от стоимости аналогичных квартир в Хельсинки или Стокгольме.
Таллин
http://www.dv.ee/Default2.aspx?ArticleID=785fb158-19eb-49d9-b4d5-79f90745ef76&ref=rss
Девальвация девальвации
Оксана Кабритс
oksana.kabritsatchararipaev.ee 01.11.2007 16:55
Главный редактор газеты Äripäev Меэлис Мандель говорит о девальвации кроны.
Не проходит и дня без того, что какой-нибудь международный фонд или банк не упомянут Эстонию, Латвию или Литву как страны высокого риска и не вставят в своё пресс-сообщение слово «девальвация». В последний раз это сделал недавно до сих пор неизвестный фонд GAM. Фонд прогнозирует, что правительства стран Балтии вынуждены девальвировать валюту, так как расширяющиеся экономики лишь подогревают инфляцию.
Известные же в нашей стране финансовые организации SEB, Nordea или Danske более сдержаны в своих прогнозах. Хотя и они приводят пример банковского кризиса конца 80-х годов в Швеции и Финляндии и проводят параллели с тем, что сейчас происходит в странах Балтии. В Финляндии кризис закончился девальвацией финской кроны.
Тема девальвации кроны вышла снова после 10-летнего перерыва на повестку дня в феврале нынешнего года. После того, как учёный из экономического университета Риги Мортен Хансен сказал, что латышский лат надо девальвировать, если инфляция будет расти такими же темпами. Латвию после этого заявления поразило «безумие» скупки валюты. После этого стали говорить о возможности девальвации кроны в Эстонии.
Меэлис Мандель принадлежит к числу тех людей, которые не считают нулевой возможность девальвации кроны. Это есть. И это, прежде всего, зависит от Латвии.
Сейчас мы, как никогда, должны, затаив дыхание смотреть на наших западных соседей. Беспокоиться о «здоровье» латышского лата.
Если же лат падёт и курс изменится, то и нам придётся расстаться с привычной уже формулой 1 = 15,65.
Экономически Латвия для нас самый важный партнёр. Эстония – самый крупный иностранный инвестор для Латвии. Большое количество эстонских предприятий связано с Латвией.
Второе, что тоже очень значимо, в финансовом мире Эстонию, Латвию и Литву принимают как единое целое. Источники инвестиций в эти страны также, как правило, одинаковые. Если эти денежные краны закроют, то для всех. Если будут нападки, то также на всех сразу.
Да, на нас распространяется система валютного комитета и покрытия кроны. Но это было разработано в 1992 году. Тогда наличка была в цене. Многие ли из нас сейчас, по прошествии 15 лет, получают зарплату бумажными деньгами? Какова часть виртуальных денег покрыта?
По словам Манделя, он не хочет сеять панику, а лишь спокойно и конструктивно обсуждать наболевшее. «Сделаем так, что разговоры о девальвации себя девальвируют. Может нам удастся убедить правительство более внимательно распоряжаться государственным кошельком. С кроной не играют. Ни одно предвыборное обещание этого не стоит», - сказал Мандель.