|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
24.09.2007 14:49:37
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
"Проблема совка..."
http://pargentum.livejournal.com/1377.html
<<<
почитал дискуссию о "взрывной" литературе.
Проблема совка действительно не в том, что информация о том, как устроен сам совок и какие могут быть альтернативы была недоступна.
И даже не в том, что, как отметил Аноним, "Даже докопавшись до "взрывного материала", много ли было срелств, чтобы сделать свое знание достоянием достаточно щирокого круга?". Средства - тот же самиздат - были.
Проблема - насколько я ее понимаю - гораздо глубже.
Первое поколение выживших при совке в эпоху его становления, в 30е годы, выжили при условии своего рода сделки с дьяволом: ни при каких условиях не говорить вслух на определенные темы. Детям - второму поколению, "шестидесятникам"+- сколько-то лет - это требование было заповедано в форме - не думать на определенные темы.
В спорах шестидесятников вопросы "о смысле жизни", "о личном и общественном", принимались как неразрешимые. А литература, в которой что-то можно было на эту тему почерпнуть, была даже не запретна, а просто непонятна, ведь чтобы правильно сформулировать вопрос, надо знать не менее половины ответа.
Третье поколение - ваш покорный слуга - вырос в условиях не то, что вакуума, а более точной аналогией была бы бактерия, погруженная в насыщенный солевой или мыльный раствор. То, что снаружи, официальная идеология совка - очевидно не пригодно для жизни. Как жить - непонятно. Непонятно даже, в какую сторону двигаться к пригодной для жизни среде и как она может выглядеть. Родители не осознавали этой непригодности потому, что - в силу унаследованного от первого поколения запрета - не задумывались над ней. Мне же - опять-таки в силу запрета задумываться - они этот запрет передать не могли.
Похоже, на основании этого можно доказать, как теорему, что совок (и подобные ему образования) более трех поколений существовать логически не может. Третье поколение, пусть даже не видевшее другой жизни, при всем желании не сможет воспроизвести структуроообразующие элементы совка, и в худшем случае сможет лишь ностальгировать по нему.
Но каша в головах, которую совок за собой оставляет, начало мыслительного процесса с нуля или со случайно подвернувшейся под руку книги, едва ли не страшнее самого совка.
<<<