От Рустем Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.08.2001 06:26:33 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Либералы дают нам последнний шанс...

Запрыгнуть на уходящий поезд истории..
Послушаем - или полём подальше?
АН ПРИКАЗ ЕМУ НА ЗАПАД

Советскому человеку предстоит сделать выбор между варварством и
космополитизмом

Семен НОВОПРУДСКИЙ

Россия слишком долго прощалась с империей, слишком долго
отказывалась поменять ракурс, посмотреть не в прошлое, а в будущее.
Кажется, это время пришло. В каком направлении будет развиваться
бывший советский человек, гражданин коммунистической империи,
ныне - свободный россиянин без определенного места жительства? В
каком направлении будет развиваться сама Россия? Одни говорят: "Дан
приказ ему на Запад". Другие отвечают: "Ей в другую сторону". Но если в
другую, то в какую именно? Мы начинаем сегодня сложный разговор о
новой идентичности, о новой роли России и о новом самоощущении
россиян. Этот разговор не имеет смысла без вашего участия. Поэтому
ждем откликов, писем

Десять лет назад распалась, порвалась на несшиваемые лоскуты и
лоскуточки самая крупная "лоскутная" империя со времен Древнего Рима -
Советский Союз. Осколки империи с трудом превращаются в
самостоятельные государства. Намного медленнее идет другой, гораздо
более сложный процесс - никуда не девшиеся после краха империи
советские люди из "народных масс" пытаются стать гражданами нового
мира. Границы возможного выбора очень невелики. Последствия -
колоссальны.

Большое действительно видится на расстоянии. Сейчас, когда советская
эпоха закончилась и прошло некоторое время для "отстоя впечатлений",
можно утверждать: в развитии России и устройстве российского общества
события 1917 года, которые одни называют Великой Октябрьской
революцией, а другие переворотом и с которых было принято начинать
отсчет новой истории страны, изменили не так уж много. И до, и после
революции-переворота Россия декларировала для себя особый путь
развития. По государственному устройству Советский Союз оказался
всего лишь более жестокой версией Российской империи. А в обществе
"верхи" просто поменялись с "низами". Кто был никем, стал всем. Кто был
всем, стал никем. Но само общество так и оставалось несвободным,
сформированным под давлением государственного пресса.

Распад СССР в этом смысле оказался гораздо более глобальным
историческим потрясением. Вместе со страной погибло коллективистское
общество, скроенное государством. Была окончательно похоронена та
самая русская община, на базе которой советская власть хотела создать
коммунистический интернационал. Не осталось ни государства, ни
общества. Зато у людей появилась относительная свобода выбора.

Соотношение между персональной и коллективной ответственностью за
собственную жизнь кардинально изменилось в пользу персональной.
Резко уменьшилось государственное и общественное давление на
личность. Впервые в российской истории человек реально оказался
предоставлен самому себе. Людям моложе двадцати пяти, например,
сегодня уже трудно объяснить, что в Советском Союзе судили за
тунеядство. Безработица фактически была вне закона, хотя часто
использовалась в качестве предлога для уголовного преследования с
политическими целями - как в случае с Иосифом Бродским. Сейчас ты
можешь не работать сколько угодно. Никто не посадит, но и о твоей
голодной смерти никто не поплачет.

Именно эта личная свобода - отчасти дарованная сверху, отчасти
привнесенная трагедией распада страны (распад всегда высвобождает
энергию и дарует свободу)- стала источником подлинного отчаяния для
миллионов советских людей с их коллективистским сознанием,
инфантильной зависимостью от государства. Свобода, а не бедность, как
кажется многим из тех, кто оказался в отчаянном положении.
Большинству советских людей к бедности не привыкать - богато мы не
жили никогда. Привычка к свободе - не свободе слова или однократного
поступка, а к свободе выбора действий в неопределенном пространстве и
времени- вот что отсутствовало почти у всех советских людей. Свобода-
это по определению одиночество, а мы, поколение за поколением, жили
"на миру", в стае, да еще под неусыпным присмотром государства.

Свобода в России совпала с эрой глобализации экономики, развитием
информационных технологий. Это еще сильнее подталкивает не
желающего отставать от времени и органично вписаться в реальность
человека к самостоятельности действий и вовлеченности в
надгосударственную цивилизацию. Активная часть российского
населения формирует совершенно новый для нашего общества тип
"безродных космополитов", "граждан мира".

Перед идеологией особого пути и формирования нового коллективного,
инфантильного человека в России реальность воздвигает и еще одно
препятствие. В современном мире начинает исчезать само понятие "пути"
для государства. Надгосударственный транснациональный бизнес,
постоянное расширение возможностей реального и виртуального
перемещения людей во времени и пространстве вообще постепенно
лишают государство статуса "атома", элементарной частицы
мироустройства. Мир перестает состоять из "просто государств". Он все
больше складывается из космополитических сообществ -
государственных, экономических, человеческих, коммуникационных.

Разумеется, такое описание мира более всего подходит к Западной Европе
и США. Но в эту западную модель начинают вписываться бурно
развивающиеся азиатские государства и желающие подтянуться к ним
крупнейшие страны американского континента. Любой "особый путь" в
такой ситуации становится путем к осталости.

Это не означает, что приходит конец национальной или государственной
идентичности. Конечно, с позиций здравого смысла любой человек
имеет право жить где угодно, если он не нарушает закон. А посему
разделение на государственные границы и попытки ограничить свободу
перемещения людей по миру бесперспективны. Но сохранять государство
как формальный способ организации мира можно еще долго. Ничто не
мешает сохранять язык и национальную культуру. Но коллективизм с
подчинением интересов человека интересам общества, экономический
изоляционизм с попытками оградить национальный бизнес от мировой
конкуренции- верная дорога к новому варварству.

Советский человек в том виде, как его создала ушедшая с распадом Союза
историческая эпоха, отмирает. Новое общество новых людей в России и
на части постсоветского пространства, избравшей демократию, возникнет
на принципиально иной основе - как сложная система добровольных
связей частных человеческих воль. Возникнет "снизу", а не "сверху". По
крайней мере государство больше не сможет путем прямого насилия
"сочинять" общество.

Время решающего исторического выбора наступает. И еще никогда выбор
в пользу универсализма, в сторону совпадения вектора движения России
с направлением развития мировых лидеров не был так возможен.
"Последних шансов" в истории не бывает. Но это не повод упускать шанс.

13:29 10.08.01