В КПРФ – очередной раскольчик. Глава ЦКРК КПРФ Владимир Никитин на состоявшемся 21 июня 2007 года ХVII пленуме ЦКРК КПРФ обвинил ряд видных деятелей КПРФ в "неотроцкизме". Под удар попали главный редактор официального сайта КПРФ Анатолий Баранов и первый секретарь Западного окружкома Московского городского отделения КПРФ Павел Басанец.
Владимир Никитин вменил им "дискредитацию программной установки КПРФ на единство и неразрывную связь социализма и патриотизма... сталкивание КПРФ с победного ленинского на ложный троцкистский путь быстрой революции, совершаемой фактически в интересах прозападной буржуазии, а не российского народа и ведущей к полной оккупации России силачи НАТО... отработку модели раскола партийных рядов и увода оставшихся коммунистов из-под контроля вышестоящих органов партии... отсутствие настоящей партийности и нежелание связывать себя нормами Программы и Устава партии, склонность к левой революционной фразе при упорном стремлении к союзу с крайне правыми силами, игнорирование коренных интересов и прав русского народа, а также стремление породить недоверие к руководителям партии и избавиться от стойких коммунистов".
Все это было бы смешно, когда бы не было, так грустно.
Как всегда у коммунистов, чтобы понять истинный смысл свершаемых событий надо продраться через трескотню пустых и ничего не значащих псевдомарксистских фраз. Суть же скандала, ставшего публичным, вполне ясна осведомленным аналитикам. Владимир Никитин и иже с ним (вплоть до Зюганова) – старые партийные работники, которым никакие революции не нужны. Хватит с них августа 1991-го когда в один миг они остались без работы. Эта "старая гвардия" нашла себя удобную и безопасную нишу – сидение в Госдуме и симуляцию оппозиционной деятельности. Как утверждают инсайдеры в КПРФ, для Геннадия Зюганова и его соратников сегодняшнее положение – верх помыслов и карьерных устремлений. У них кабинеты в Думе, нормальная зарплата, служебные машины, возможность лоббирования, загранпоездки, их время от времени приглашают в Кремль – чем не жизнь? Какой дурак будет менять ее на беспокойное существование революционеров?! Вожди КПРФ более самой "Единой России" заинтересованы в стабильности и неизменности ситуации. Заняв коммуно-патриотическую нишу, они практически без усилий гарантируют прохождение себе в Государственную Думу, а соратникам пониже – в заксобрания регионов. То, что партия от выборов к выборам теряет голоса, их мало волнует – "на наш век хватит!"
Короче говоря, отсюда Кремлю ждать опасности или подвоха не приходится. К тому же, в силу своей партийно-советской ментальности, эти люди не способны на открытый вызов, на решительную борьбу, на отстаивание принципиальных позиций. Они хорошо помнят, как пропагандистская машина Кремля размазала КПРФ в 2003, когда комми только успевали утирать грязь со своего светлого облика, лишь бессильно что-то мыча в ответ. В тот год компартия была разгромлена Кремлем в информационном плане наголову. Если коммунисты что-то вякнут сейчас, их вполне даже могут вообще не допустить до выборов, что они прекрасно понимают, и потому соблюдают "правила игры".
Но вместе с этими деятелями-конформистами есть в КПРФ и иное крыло, потенциально менее контролируемое властями, более "идеалистическое", так сказать. Нельзя сказать, что его представители менее прагматичны или, что они меньше любят презренный металл. Но эти люди более настроены на работу "по-западному". Известно, что приезжая в Европу, наши коммунисты шокируют тамошних левых своими замашками замшелых бюрократов. Во всем мире левые ассоциируются с чем-то неформальным, незашоренным, близким к широким массам. Недаром в активе левых – всегда молодежь, разного рода меньшинства. Неулыбчивый Зюганов с его мрачным лицом, и постоянными словами о патриотизме, православии и народности там попал бы в ряды ультраправых. Так вот, есть в КПРФ те, кто желал бы перестроить работу на "оранжевый" манер, опираться не на кулуарные договоренности "за стенкой", а на публичные демонстрации, акции протеста, выводить десятки тысяч людей на улицы. К такого типа деятелям и относится Анатолий Баранов.
Сотрудничество его с компартией началось довольно давно – у коммунистов нет собственных пиарщиков, отношения их со СМИ вообще не складываются. (Любопытно вспомнить как на страницах коммунистической прессы "поливался" Савик Шустер – единственный, кто давал им слово в эфире. Сегодня "Свободы слова" нет, комми вообще не пускают в "ящик", но они не могут признаться даже самим себе в том, что были не правы, поддерживая уничтожение НТВ). Людей вроде Баранова они стараются обхаживать. Именно Баранов играл видную роль в операции "Крот", когда КПРФ понадобилось дискредитировать Геннадия Семигина накануне парламентских выборов 2003 года. Тогда Семигина "зюгановцы" всерьез испугались, хотя они сами притащили в руководство и делегировали на высокие посты абсолютно неизвестного человека, вся заслуга которого заключалась в том, что он взял КПРФ и НПСР на содержание.
Анатолий Баранов даже чуть было не стал главным редактором "Правды", но "старая гвардия" заупрямилась и на "Правду" бросили откровенно бездарного Шурчанова.
Сам Баранов – человек с нелегким характером, но при этом он профессионально вполне компетентен, вхож во многие кабинеты, и для коммунистов сотрудничество с ним – просто находка.
Отношения Баранова с КПРФ уже проходили через ряд кризисов, как главный редактор КПРФ.Ру он мог себе позволить публично не соглашаться с линией вождей, высмеивать их со станиц этого или других сайтов, но ему многое прощалось ввиду незаменимости его талантов.
Так и в этот раз – Никитин сурово отчитал "распоясавшегося" "неотроцкиста", тот язвительно ответил со страниц сайта, а после все следы полемики был убраны с сайта. Не удивимся, если все кончится миром, кулуарно Баранова отчитают за "неуважение" авторитетов еще раз, он еще раз ответит колкостью, и ссору забудут.
Пока же очевидно, что Никитин попытался перехватить руководство пропагандистской машиной. Позиция Баранова-Басанца пугает его и тех, кто за ним стоит, своим "радикализмом". Повторимся, Зюганову-Никтину ни революция, ни игры в революцию не нужны. Зато люди типа Баранова и Басанца обожают подобные пугалки. Павел Басанец получили публичную известность после того, как, будучи в прошлом сотрудником внешней разведки КГБ, обвинил Путина в измене, страшно напугав... вождей компартии.
Естественно, такой стиль политики не для старых бюрократов-перестраховщиков. Но с другой стороны, тот же Зюганов понимает, что партии нужны свежие идеи и неформальные подходы к пиару, а Баранов – в курсе всей информационной политики. У тех же, кто стоит за Барановым, и кто делает ставку на "оранжевую" революцию пока еще слишком мало сил, чтобы подвинуть Зюганова и К. Так что пока – stalemate.
Чем ближе к выборам, тем чаще будут возникать подобные ситуации. КПРФ – совсем не монолитна, в ней представлены различные группы интересов. Сегодня Зюганову удается держать ситуацию под контролем. Но долго ли это продлится?