От Scavenger Ответить на сообщение
К Георгий
Дата 04.07.2007 12:38:19 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Re: Не знаю, что скажет Галилеев, знаю, что скажу я.

>Андрей Зубов, религиовед, историк:
>...
>Теперь, мне глубоко непонятен, если не сказать, что глубоко возмущает вопрос о том, что мы, т.е. русские в современной России, можем дать Западу. Да ничего мы ему дать не можем, потому что такого тотального отказа не просто от христианства, а от всей суммы нравственно-духовных ценностей, который произошел в России на протяжении не только ХХ века, а на протяжении двух-трех столетий, Запад в общем-то практически не переживал. Во Франции атеистическое государство существовало два с половиной года, и в 1794-м году, в июне Робеспьер провозгласил культ Высшего Существа.

А бороться с Богом можно и не такими способами, а худшими. Можно вообще считать себя христианами и принимать исповедание веры: "Христос пошел на крест не за всех, а только за избранных". В общем-то, именно сейчас это и происходит.

>А в России государство, которое боролось с Богом всеми возможными силами, существовало 70 лет, т.е. на протяжении жизни трех поколений, и воспитало общество, где до сих пор старые женщины говорят, что мы делали по двадцать абортов, и нам никто не говорил, что это плохо.

Напомню, что при Сталине аборты были запрещены, а само государство (политичекий режим и пропаганда) было более атеистическим, чем при Хрущеве и Брежневе.

>Мы вообще не знали, что есть Бог.

Смелое утверждение. Наверное, религиовед это про себя сказал.

>И в наше общество, при том, что оно бросилось в христианство после 1989-го года, а какой-то процесс христианского возрождения шёл раньше, и, естественно, настоящее христианское «малое стадо»всегда оставалось, но именно российское сообщество – это сообщество сейчас глубоко нехристианское.

Понятно. Сначала одно утверждение, что "Бога не знали вообще", а теперь у нас, оказывается и христианство оставалось. Но общество все равно было "нехристианским". Какая каша в одной голове!

>Даже, если оно формально крещено или даже если люди подходят к таинствам, оно в целом по всем религиоведческим параметрам сообщество шаманистического типа.

Параметры, пожалуйста. Их ведь нет. И не будет.

>И отношение к священникам, к сожалению, в основном именно как к шаманам. Детей к причастию приносят, чтобы они не болели. Покреститься – чтобы ничего с тобой не случилось. И так советуют даже в церкви.

То есть сакральность общества осталась еще традиционной и в Церкви, слава Господу, есть священники, которые не разделяют схоластически телесное и духовное, помня, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Поэтому и причастие Истинной Крови и Истинного Тела творит духовное и телесное здравие, если человек причащается нелицемерно. А "просвещенный религиовед" видит в этом шаманизм.

>Более того, на уровне не только мира, но и клира существует разительное различие между делом и словом, чего не может быть в христианстве. Т.е. внешне, на словах – всё очень прилично, а внутренне – ложь, много всякой нечистоты. То есть это не внутренняя христианская жизнь, а внешняя, показная жизнь. Есть настоящие христиане, но так же, как во Франции или Англии, не более того, а я думаю, что даже менее того, что сейчас есть на Западе.

Так и на Западе такое же различие между делом и словом. Более того, оно было всегда, во все века. И этот религиовед как будто не знает!

>Поэтому наш урок Западу на основе трагедии коммунизма мы могли бы дать при одном условии: если бы мы преодолели этот коммунизм. Но мы его не преодолели. Что такое преодоленный коммунизм? Это когда то, что нас всех возмущает, вызывает возмущение в обществе. Я читаю лекции, выступаю в довольно большом круге аудиторий школьных, студенческих и аспирантских. И довольно часто к слову приходится упоминать Бутовский полигон. И ни разу ни один школьник не сказал, что он знает, что это такое.

То есть репрессии при тоталитарном режиме переносим на весь коммунизм и считаем, что коммунизм = Бутовский полигон. О христианском коммунизме "религиовед" не слышал, понятно.

>И ни один студент, даже студенты-юристы, собранные в Фонде Аметистова специально по защите прав человека, там было на моей лекции человек 25 студентов и аспирантов, и ни один из них не знал. Вы найдите хоть одного еврея, начиная с пятилетнего возраста, который не знает, что такое Аушвиц! Причем, эта информация не скрывается, есть книги, телепередачи, это, конечно, ненавязчиво звучит. Школами в Бутово не ездят массово, но, тем не менее, это не скрыто. Значит, об этом не говорится в семьях, т.е. из сознания это искореняется. Я думаю, отец Всеволод не даст мне соврать: часто у нас проходят молебны о новомучениках?

А при чем тут это? Разве молебны о новомучениках это ПОЛИТИЧЕСКИЕ молебны? Если это не так, то при чем здесь это? А вот если это ТАК, тогда действительно, перефразируя Евангелие, "достигло до нас царство сатанинское". Большей десакрализации придумать невозможно - проводить молебны по мученикам не в знак благоговения перед ними, а ... в пику "коммунизму"!

>В. Чаплин. Бывают. Особенно царственным страстотерпцам…

Но Чаплину не дают сказать...

>А. Зубов. Да, в целом практически не проходят.

То есть мне, "религиоведу", глубоко наплевать на мнение священнослужителей.

>То есть новомученичество здесь, в России, не стало фактом христианской культуры. Матроне Московской подают в сто раз больше молебнов, чем всем новомученикам, вместе взятым, даже царским.

Ну и что? А Христу вообще молятся больше, чем остальным святым? В чем здесь "нехристианство"?

>Коммунизм не преодолен. Значит, ничего мы и дать не можем. Мы можем сделать только одно: учиться у Запада, у тех же немцев преодолению нацизма.

Сначала надо поставить знак равенства между коммунизмом и нацизмом, расовой идеей деления на избранных и отверженных и христианским по сути призывом к отрицанию неправедных богатств, только искаженным. Так же можно было бы поставить с этой точки зрения знак равенства между, скажем, несторианством или докетизмом и оккультизмом.

>Они это сумели сделать, для большинства немцев сейчас нацистские реалии имеют однозначно отрицательное значение. А, согласно социологическим опросам, 40 процентов русских считают Сталина положительным героем российской истории. Поэтому ничего мы дать не можем, а должны были бы дать. Поэтому вспоминаю присказку - «врач, исцелись сам».

Так не только они, и я так считаю. И не потому, что он был атеист или допустим, верующий. Судить человека надо по его делам, а не по антисоветским анекдотам о том, как Лаврентий и Джугашвили советовались как бы кого отравить или пристрелить, а потом "били головой об стол" Поскребышева.

>Я хотел бы сказать о том, что у нас просвещенческая элита возглавляла СССР в 70-е годы. Я не знаю, откуда отец Всеволод это знает. Но я по рождению к этой элите принадлежу, и с детских лет я в этих правительственных коллективных местах – санаториях, я там провел всю свою юность, я знаю это не понаслышке. Более дикой и непросвещенной элиты, пожалуй, Европа не знала. Польская коммунистическая элита на порядок была всегда выше. Приезжавшие люди из Польши, из Венгрии, Янош Кадор, например, производили впечатление людей с другой планеты. Я прекрасно помню, что любимым развлечением нашего вождя Брежнева было забивать с охранниками домино. Никакое это не Просвещение, тоже мне, Людовик XIV, Екатерина Великая, переписка с Руссо…

А что, например, игра в шахматы или домино, является отказом от Просвещения по сути? А игра в футбол?

>Единственное, что у них было и что, к сожалению, осталось практически во всём постсоветском обществе – это то, что единственной ценностью является плоть и всё, что даёт плоть. Те телесные радости жизни и телесно-душевные –единственное, что ценится. Всё остальное – только средство для достижении этих ценностей. У этой части нашего общества была абсолютно редуцирована культурно-интеллектуальная форма жизни, её просто не было.

Да, просто не было музеев, картинных галерей, библиотек и других культурно-интеллектуальных развлечений. Больше, больше, больше неправды, г-н религиовед. Потом, на том свете зачтется.

>О каком просвещенчестве мы можем говорить? И, к сожалению, до сих пор это осталось. Это тоже отличает нас от западного типа даже просвещенческой культуры, хотя действительно Запад в значительной степени идёт в том же направлении, которым прошли мы, и, как сказал один умный человек, «то, что мы сделали рывком, они делают постепенно». К сожалению, это так.

С этого бы и начали. Этот последний абзац перечеркивает все, что сказано до этого.

С уважением, Александр