|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Mоnk
|
|
Дата
|
04.07.2007 11:58:53
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Чернорабочий революции (о Судоплатове) (*+)
http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=896
ЧЕРНОРАБОЧИЙ РЕВОЛЮЦИИ
100 лет назад родился (1907—1996) Павел Анатольевич СУДОПЛАТОВ, один из руководителей внешней разведки СССР.
Деятельность генерала Павла Анатольевича СУДОПЛАТОВА, одного из руководителей советских органов государственной безопасности, была связана с разработкой и осуществлением разведывательно-диверсионных операций в период с конца 1930-х до начала 1950-х годов, в том числе, во время Великой Отечественной войны. Его заслуги перед Советским Союзом были отмечены орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя — Красной Звезды.
СЕГОДНЯ рядом с именем этого выдающегося разведчика, совершенно в духе времени, легко встретить эпитеты «сталинского палача», «гения террора», или даже «исполнителя злой воли кровожадных тиранов». В предисловии к своей книге воспоминаний сам Судоплатов так отвечал на подобного рода обвинения: «Никаким террористом я, конечно, не был. Во всяком случае, никогда себя таковым не считал. Я был и остаюсь профессиональным революционером... Моя работа как раз и была направлена на противодействие террору, преступным элементам, которые вели тайную вооружённую борьбу с нашим обществом. Эти террористы действовали, как правило, под лозунгами борьбы с советским государством». Считать террористами людей, подобных Судоплатову, многие годы рисковавших жизнью ради защиты нашего государства, могут лишь те враги СССР, с которыми бесстрашные советские разведчики в конечном итоге и боролись. Тиражирование подобных оценок неудивительно, принимая во внимание то, что представители сил, в течение многих лет работавших на уничтожение Советского Союза, после его развала хозяйничают на бывших советских территориях.
Судоплатов писал также: «Те, кто распространяет различные домыслы о моей прошлой якобы террористической деятельности, видимо, не замечают разнузданной волны уголовного и политического террора, которая ныне захлестнула Россию, а также другие территории прежнего СССР». Вероятно, за налётом дешёвой сенсационности определений деятельности Судоплатова как «террористической» также скрывается страх перед мощью советских разведывательных и карательных органов, на протяжении многих лет эффективно расправлявшихся с настоящими террористами, угрожавшими безопасности нашей страны.
Павел Судоплатов родился в 1907 году в Мелитополе. В 12 лет он убежал из дома и присоединился к частям Красной армии. Судоплатов вспоминал, что в то время им приходилось сражаться в основном с отрядами украинских националистов под предводительством Петлюры и Коновальца — и впоследствии Судоплатову ещё не раз предстояло вести борьбу именно на этом направлении. В 1921 году Особый отдел дивизии, в которой воевал Судоплатов, понёс серьёзные потери — многие его сотрудники погибли, попав в засаду. Так с 14 лет и началась его служба в органах безопасности.
«С риском для жизни боролся против руководителей фашистской террористической организации ОУН в Европе и на Западной Украине, против террористов — подручных Гитлера — Коновальца и Шухевича, уничтоживших тысячи моих соотечественников», — рассказывал о своей работе Судоплатов. В его профессиональной биографии борьба с представителями западно-украинских националистов действительно занимает особое место. В 1930-х годах ему удалось внедриться в круг украинских националистов, проживавших в Европе и поддерживавших связи с немецкими фашистами. Судоплатов сумел добиться расположения к себе одного из лидеров националистических сил — Коновальца. 23 мая 1938 года Судоплатов встретился с Коновальцем в одном из ресторанов Роттердама и после непродолжительной беседы перед уходом преподнёс ему заранее приготовленный «подарок». Коновалец очень любил конфеты, и бомба была замаскирована под коробку шоколадных конфет. «Я считал ликвидацию Коновальца оправданной со всех точек зрения и гордился тем, что при взрыве не пострадали невинные люди», — писал Судоплатов. Цель была достигнута — накануне войны фашистская ОУН оказалась без единого лидера, что вызвало раскол в организации.
Опыт Судоплатова по борьбе с ОУН оказался востребованным и позднее, уже после войны, для разгрома вооруженного националистического подполья на Западной Украине. Он участвовал в захвате одного из главарей бандеровцев — Шухевича, руководившего подпольными организациями националистов с 1943 по 1950 гг. Шухевич был убит в перестрелке; его смерть способствовала прекращению вооружённой борьбы бандеровцев с советской властью. Органам безопасности удалось узнать, что им готовились теракты в Москве: в июне 1949 года одна из террористок, имевшая в своём распоряжении взрывные устройства, некоторое время жила в Москве, выбирая подходящую мишень для взрыва на Красной площади. Таким образом, ОУН намеревалась получить поддержку Запада, в том числе, финансовую.
В 1951 году, при участии Судоплатова, удалось нейтрализовать направленного на Украину для активизации антисоветского подпольного движения начальника службы безопасности ОУН Матвиейко.
Примечательно, что, как писал Судоплатов, в 1992 году после раскрытия его настоящего имени и участия в операциях по борьбе с ОУН, против Судоплатова на Украине было возбуждено уголовное дело. Эта история закончилась в 1994-м, когда «было установлено, что фашистская террористическая ОУН Коновальца-Бандеры официально провозгласила состояние войны с Советской Россией и СССР, продолжавшееся с 1919 по 1991 год».
То, чем ему довелось заниматься в 1930-е годы — в качестве наиболее громких дел называют ликвидацию Коновальца и организацию убийства в Мексике в 1940 году Льва Троцкого — сам Судоплатов рассматривал как «продолжение кровавой гражданской войны, только уже за пределами СССР», как «боевые акции против злейших врагов советского государства». Чекисты в этих условиях были «людьми, взявшими на себя роль чернорабочих революции».
В марте 1939 года П.А.Судоплатов был назначен заместителем начальника службы разведки. В июне 1941 года по приказу Берии была создана особая группа, которая должна была осуществлять разведывательно-диверсионные операции в случае войны. Начальником её был назначен Судоплатов, его заместителем — Эйтингон. После начала войны группа Судоплатова организовывала разведывательно-диверсионную работу в тылу немецких войск. Помимо разведки, собственно, в обязанности Особой группы входила организация партизанской войны, создание агентурной сети на оккупированных территориях, а также дезинформация противника с помощью организации специальных радиоигр. Позднее Особая группа была преобразована во 2-й отдел НКВД. Под командой Судоплатова в годы войны работал легендарный Николай Кузнецов, известные подпольщики Медведев, Прокопюк, Ваупшасов, Карасев, Мирковский, Прудников и другие.
Осенью 1941 года, когда немцы рвались к Москве, группа Судоплатова получила приказ заминировать объекты на подступах к городу и в самой Москве, кроме того, была подготовлена разведывательная сеть для работы в условиях оккупации, разработан план ликвидации Гитлера на случай, если фюрер надумает посетить Москву.
В августе 1942 года Судоплатов получил приказ подготовить альпинистов для боевых действий на Кавказе. Они должны были помочь задержать продвижение немцев на Кавказ накануне Сталинградской битвы. Кроме того, диверсанты заминировали и взорвали нефтяные скважины в районе Моздока, на использование которых немцы рассчитывали.
Радиоигры, разработанные и осуществлённые при непосредственном участии группы Судоплатова в годы войны, стали классикой, вошедшей в учебники. Самыми известными были операции «Монастырь» и «Березино». Целью первой операции было проникновение в немецкую разведывательную сеть на территории СССР. Для этого нашими спецслужбами была создана мифическая подпольная антисоветская организация «Престол», якобы ищущая контактов с гитлеровцами. Для этого к немцам был заслан агент Демьянов, который после серьёзных проверок немцами был отправлен в Москву с задачей создать агентурную сеть и проникнуть в штаб Красной армии. Курьеры, посылаемые немцами к Демьянову (для них он был «Максом»), попадали в руки чекистов, а сам «Макс» долгое время снабжал немцев дезинформацией. Всего нашим спецслужбам удалось захватить 50 немецких агентов. Немцы считали «Макса» чуть ли не главным своим источником информации о планах советского командования. За свои заслуги он получил от фашистов Железный крест с мечами и одновременно был награждён советским орденом Красной Звезды.
В 1944 году операция «Монастырь» получила продолжение: при помощи всё того же «Макса» немцам сообщили, что в тылу Красной армии остался немецкий отряд численностью 2500 человек под командованием подполковника Шерхорна. По замыслу Сталина, немцев следовало заставить поддерживать несуществующие боевые действия по прорыву окружения этим несуществующим отрядом. Сам Шерхорн был вполне реальной фигурой, он был взят в плен и перевербован. Операцию назвали «Березино». Шерхорн слал в Берлин отчёты о диверсиях в тылу Красной армии, написанные советскими разведчиками. Немцы в ответ посылали ему специалистов и технику. Посланных немецких боевиков, а также польских агентов, работавших на немцев, задерживали. Гитлер повысил подполковника в звании и наградил, Гудериан прислал личное поздравление — информацию об успешных диверсиях против советских войск подтверждал «Макс». Последнюю телеграмму отряд Шерхорна получил от немецкого командования 5 мая 1945 года.
С 1944 года Судоплатов руководил группой «С» (с 1945 года — отдел «С»), задачей которого был сбор данных о создании атомной бомбы. Благодаря этой работе, в распоряжении советских физиков были материалы, полученные разведкой за рубежом. Это, тем не менее подчёркивал Судоплатов, «вовсе не умаляет заслуги нашей науки в создании отечественного ядерного и термоядерного оружия».
Сила СССР, считал Судоплатов, «была в ликвидации нищеты и разрухи, охвативших страну после гражданской войны, в глубокой вере в правоту великой социальной революции XX века. Именно поэтому, симпатизируя СССР, его напрямую и косвенно поддерживали великие умы современного мира — Нильс Бор, Энрико Ферми, Роберт Оппенгеймер, Альберт Эйнштейн и другие».
Судьба самого Судоплатова сложилась трагически — в 1953 году он был арестован и приговорён к 15 годам тюрьмы. На склоне лет, уже после развала Советского Союза, Судоплатов признавался, что тяжёлые личные испытания, выпавшие на его долю, не убили в нём преданность стране, за которую он был готов отдать жизнь.
Ольга ГАРБУЗ