Re: Уже нет
>>А сейчас мы слабы и злы.
>
>Наверное, это ключевая фраза. А вот первохристиане во времена Нерона, как и "катакомбники" 1930-х слабы телом были, духом - нет, а главное зла не держали...
Времена Нерона - дело темное и ненадежное. У новохронологов много претензий к истории Рима якобы двухтысячелетней давности.
Но в любом случае, пусть чуть позже(по традиционо-исторической версии с 3 века) христиане и манихеи на равных принимали гонения и истязания со стороны римлян. Еще тысячелетием позже Аль-Бируни не различает христиан и манихеев. Манихеев и христиан на равных преследуют и убивают в Китае. Так вот, эти неотличимые от христиан манихеи, целью жизни провозглашали воинствование против Зла. Воинствование в разных формах. Трудом, проповедью, аскетизмом, познанием природы, воинским служением. В числе прочих форм воинствования - и безропотным принятием мучительной смерти от рук слуг Зла - вместо того, чтобы принять поблажки, вместо компромисса со Злом.
А вот прощение любого паскудства, - это было как бы - не по-божески.
Очень интересен и поворот от раннемонастырского устава св.Бенедикта к уставу св. Августина. Устав св.Бенедикта вполне манихейский: суровая аскеза, отказ от любой собственности, обязательный труд, демократические выборы руководителя - аббата(аввы). Слова о любви к Богу и к ближнему возникают в уставе св.Августина(того самого, который изначально был манихеем, а потом стал с манихеями бороться). И возникают эти слова о любви в следующем контексте. Мол, люди приходят в монастырь разные. Тот, кто пришел из бедности, ни от чего не отрекается, а вот то, кто пришел из богатых домов, тому приходится терять слишком многое. Возлюби, мол, ближнего, предоставь возможность брату своему монаху, который в миру был богат, и в монашестве быть не равным тебе, есть вкуснее, собственность иметь, жить в лучших условиях...
Это к слову о чувстве христианской любви и всепрощения.
Ну и относительно "катакомбников" 1930-х - не надо. Не были они теми, кто подставлял другую щеку.
В частности, мой дед, демобилизованный из армии в 1948 году, приступил к работе на месте нового назначения(ЦК профсоюза работников золото- и платинодобывающей промышленности). И в геологических экспедициях пересекался с колымскими зонами, где, собственно, золото и мыли. И, вполне естественным образом, встретив там хороших и уважаемых людей, старых знакомых,- стал связником антисталинского ЦК партии. Этот ЦК размещался в лагерях на Колыме, и оттуда руководил становлением подполья, которое имело целью борьбу против созданного Сталиным партийно-советского чиновного аппарата и творимых им паскудств.