Россия-СССР; Образы будущего; Ограничения; Война и мир;
Давайте я поясню без примера, но с метафорой
>> каждое понятие, взятое само по себе, неработоспособно, оно работает только в системе понятий. Ведь каждое понятие определяется через другие.
>Это верно и, в общем-то, очевидно. Более того, можно утверждать, что человек в процессе обучения усваивает готовые системы понятий, и лишь в процессе творчества расширяет и переделывает то, что было усвоено.
>> Более того, чтобы разорвать этот замкнутый круг, приходится часть понятий брать за первичные, принимаемые без определения. А это может быть сделано только коллективно.
>А вот тут вопросы практически к каждой фразе. А кому и зачем надо этот «замкнутый круг» разрывать и как это вообще возможно? Что собой представляет «первичное понятие, принимаемое без определения», если по определению понятие - это некоторый смысл вместе с контекстом, т.е. слово с определением? Я вот такого явления просто представить не могу. Поясните, если можно с примером.
Во-первых, оговоримся, что речь здесь у нас идет о формализованных представлениях. Более того, о случае рекурсии - формализованных представлениях о самих же формализованных представлениях.
Притом объектом рассмотрения является не вещь объективного мира (текст на носителе) а некая картина в сознании, долженствующая возникнуть в результате понимания текста.
Вещь является опорой для "первичного понятия", она самоопределена, она существует вне сознания моего и Вашего, каждый может подойти и потрогать, присмотреться. Вещей много, можно их сопоставлять, то есть, наблюдать соотношение, взаимодействие, поведение. Это тоже опора для понятий.
Есть еще пространство и время - нечто, придуманное для удобства формализации остальных представлений.
От вещи и от отношения между вещами строится понятие, от понятия - другое понятие, и так далее, поступательно, дедуктивно. Производные понятия раскладывают по полочкам представления о многообразии мира, формализуют их.
На этом пути мышление задается вопросом: а что, если бы мы по-другому сконструировали понятия о вещах и отношениях, что, если бы не пространство-время, а что-то другое, что, если бы не дедуктивно, а как-то иначе и так далее.
Можно так доспрашиваться до чего угодно, если утерять объективную опору, Вы же понимаете.
И вот некие господа говорят, что единственной объективной опорой для человеческого мышления являются не вещи и отношения между ними, а тексты на носителе.
Тем самым создают порочный круг - тексты порождают тексты, а те - другие тексты, дедукция не обязательна, значит можно и зациклить.
Такой фокус ни за что не прошел бы в естественных науках. Но гуманитарные представления, замешанные на корыстных интересах господствующих классов, - отличная питательная среда для этого менингита-энцефалита.
Я бы сказал, что многих неглупых людей соблазнили сделать лишний шаг абстрагирования от реальности. В этом абстрактном пространстве все больше разных затейников и все меньше окон в реальный мир