От И.Т. Ответить на сообщение
К Сысой Ответить по почте
Дата 08.08.2001 17:24:36 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Версия для печати

С.Кара-Мурза Социальные функции науки...

С.Г. Кара-Мурза
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
НАУКОВЕДЕНИЕ № 2, 2000 г.

Вот некоторые тезисы, подробно разобранные в статье:

Наука,... мы должны видеть в ней не только одну из полезных отраслей хозяйства и духовной деятельности, a системообразующий фактор России, один из ее корней. Перечислим те каналы и воздействия, через которые отечественная наука участвует в создании, скреплении и развитии России и ее народа. На период кризиса, т.е. когда под угрозу поставлено именно воспроизводство России, эти функции и есть главный предмет оценки эффективности науки.

- Наука через систему образования, средства массовой информации и личные контакты значительной прослойки ученых
формирует рационально мыслящего человека с современным взглядом на мир, природу и общество.

- Наука, охватывая своими наблюдениями, экспедициями и лабораторными исследованиями все пространство страны, дает достоверное знание о той реальной (и изменяющейся) природной среде, в которую вписывается вся хозяйственная и общественная жизнь народа.

- В тесной связи с изменяющейся природной, техногенной и социальной средой изменяются люди, их коллективные общности (народы и этносы), все общество. Процессы этно- и социогенеза, ускоряющиеся в условиях природных и социальных кризисов, в принципе не могут быть удовлетворительно изучены и объяснены без собственной национальной науки. Этнографическое исследование “извне” всегда будет, по принципиальным методологическим причинам, “империалистическим”, изложенным на чужом языке.

- Создаваемая для хозяйства, обороны, всего жизнеобеспечения государства и общества техносфера гораздо сильнее, чем
принято думать, связана с природной средой и культурой страны. Поэтому, хотя многие ее элементы и целые блоки могут быть
импортированы или созданы с помощью переноса знаний и технологий, техносфера страны в целом, как единая система, в
большой степени зависит от усилий отечественной науки, причем усилий непрерывных.

- Мир в целом втягивается в глубокий глобальный кризис (“кризис индустриализма”, “третья волна цивилизации”), симптомами которого служат частичные кризисы - экологический, энергетический, демографический, культурный и др. Россия - первая
крупная цивилизация, которая испытала на себе воздействие этого кризиса в его радикальной форме. Наука России уже накопила большое, хотя еще недостаточно оформленное, знание о поведении технологических, социальных и культурных систем на изломе, при крупномасштабных переходах “порядок-хаос”. Развитие и формализация этого знания, которое совершенно по-новому ставит многие фундаментальные вопросы, важно для самой России, но не в меньшей степени - и для мирового сообщества.

- Россия живет в быстро изменяющемся мире, который к тому же создает огромный запас знаний о природе и человеке. Знания
из этого мира и о нем, необходимые для развития и самого существования России, поступают в нее извне по механизму push-pull(“тяни-толкай”). Только сильная и структурно полная отечественная наука может служить тем механизмом, который
доставляет в страну нужное для нее знание из всей мировой цивилизации. Страны, не обладающие таким механизмом, получают
отфильтрованное и искаженное знание, утрачивают реальную независимость и вовлекаются главными мировыми державами и
блоками в их орбиту в качестве “материала”.
--------
Примечание. Сысою и всем: Давая ссылку, желательно дать какие-то важные фрагменты статьи и, конечно, название постинга должно быть более информативным