Добавлю еще одно - поистине удивительное по своей меткости определение (не уверен, правда, что автор сказал именно то, что хотел сказать):
"Интеллигент - тот, кто по любому вопросу имеет собственное мнение" (Н. Михалков).
Мне кажется, это действительно так. Русский интеллигент характеризуется, очевидно, не профессией, социальным статусом, уровнем образования и даже прверженностью очередному "изму".
Все проще: интеллигент (на базе некоторой, не ниже "минимальной" образованности) имеет цельное (в смысле "глобальное") мировоззрение - обычно примитивное, продиктованное модой и управляемое законами, которые управляют и модой - на базе которого он знает, как ВСЕ ДОЛЖНО происходить.
То, что есть на самом деле (действительность), не может в принципе повлиять на мировоззрение интеллигента. Реальность - предмет обожествления, поношения, замалчивания, искажения и издевательств, но не основа для формирования (или хотя бы коррекции) мировоззрения.
Интеллигентность - просто способ мышления, принципиально противоположный "научному". Научное мышление заключается в том, что "теории", не следуя непосредственно из "фактов", все же теснейшим образом связаны с фактами, должны их объяснять, предвидеть логические следствия из собственных посылок, и корректироваться при наличии новых фактов.
"Интеллигентское" мышление - просто возведение в абсолют некоей концепции (которая случайно может оказаться как правильной, так и неверной) и фанатичное поклонение этой концепции - до тех пор, пока она (возможно, вне всякой связи с действительностью) вдруг смениться какой-то другой.
Другими словами, интеллигентность - некая помесь извращенной формы религиозного мышления и моды. Моральные принципы, например, без разговора о которых интеллигенты просто не могут обойтись, тут абсолютно ни причем.
По поводу принципиальной оппозиционности. Я считаю, что это простой инстинкт самосохранения. Сообщество фанатиков, живущих в фантомном мире, просто не может позволить себе взять на себя ни малейшей ответственности - бредовость интеллигентских представлений и рецептов станет слишком очевидной. Поскольку в России вся ответственность ложится на правительство, российские интеллигенты, дистанцируясь от любой ответственности, автоматически дистанцируются от любого правительства. Остальное - красивые бессмысленные словеса.
Дополнительной характеристикой русской (как сейчас говорят - российской) интеллигенции является интеллектуальное холопство, связанное с заимствованием западных концепций (точнее, формирования шизоидного мировоззрения на базе понятых с пятого на десятое западных концепций). Впрочем, это не более, чем "национальная особенность". В конце концов, интеллигенция есть не только в России (Польше, например, тоже не повезло).