От константин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.08.2001 22:58:41 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Общинность; Версия для печати

Крестьяне и казаки...

Поскольку как-то вдруг вышли на тему Гражданской войны, решил выложить один материал на эту тему. Я его публиковал на "Гумилевице" года два назад.

Крестьяне и казаки.

Стало почти общепринятым мнение, что крестьяне воевали против красных.(Но не на Форуме Кара-Мурзы, конечно -К.) Обычно ссылаются на пример Тамбова. Непосредственные участники Гражданской Войны атаман П.И. Краснов и командующий Добровольческой армией Деникин в своих мемуарах дают несколько иную расстановку сил.

П.И. Краснов ("Всевеликое войско Донское.") " В деле обвинения в самостийности вопрос гораздо сложнее. Атаман (Краснов пишет о себе в третьем лице -К.) вступил в управление Войском вскоре после Каледина, которого погубило доверие к крестьянам… Дон раскололся в это время на два лагеря — казаки и крестьяне. Крестьяне за малым исключением были большевиками. Там, где были крестьянские слободы, восстания против казаков не утихали. Весь север Войска Донского, где крестьяне преобладали над казаками, Таганрогский округ, … , слобода Батайск были залиты казачьей кровью в борьбе с крестьянами и рабочими. Попытки ставить крестьян в ряды донских полков кончались катастрофой. Крестьяне изменяли казакам, уходили к большевикам и насильно, на муки и смерть, уводили с собою донских офицеров. Война с большевиками на Дону имела уже характер не политической или классовой борьбы, не гражданской войны, а войны народной, национальной. Казаки отстаивали свои казачьи права от русских. Атаман, являясь ставленником казаков, не мог с этим не считаться…
— Казачий Круг! — говорит он Кругу 16 августа.— И пусть казачьим он и останется.
Руки прочь от нашего казачьего дела — те, кто проливал нашу казачью кровь, те, кто злобно шипел и бранил казаков. Дон - для донцов! Мы завоевали эту землю и утучнили ее кровью своей, и мы, только мы одни хозяева этой земли.
Вас будут смущать обиженные города и крестьяне. Не верьте им. … Не верьте волкам в овечьей шкуре. Они зарятся на ваши земли и жадными руками тянутся к ним. Пусть свободно и вольно живут на Дону гостями, но хозяева только мы, только мы одни... Казаки!
Вот где самостийность атамана. В страшном домашнем споре о земле и правах на нее!"

А.И. Деникин (Белое движение и борьба Добровольческой Армии.)
"Московский центр" (большевики - К.), приступая к «расказачиванию», делал это все же с некоторой осмотрительностью и постепенностью. Декрет от 30 апреля 18 года предусматривал, например, переход запасных, частновладельческих и других земель первоначально в руки войсковых комитетов, которые должны были, однако, распределить землю между всеми нуждающимися. Московское правительство допускало даже формирование казачьих частей Красной армии, «принимая при этом во внимание все бытовые и военные особенности казаков». Но правительства местных республик, в том числе Кубанской (На Кубане существовало два параллельных правительства - Кубанские Советы и Кубанская Казачья Рада - К.) , шли дальше, стремясь к немедленному и полному уничтожению казачества как сословия. Земельная практика на Кубани приняла особенно тяжелые формы. …Сопротивление вызывало «отъем», арест, застенок. Большинство иногородних ( не казаков -К.) принимало то или иное, хотя бы и косвенное участие в обездолении казачества"

Еще один интересный фрагмент мемуаров Деникина, описывающий состояние Кавказской Красной армии, после ее поражения летом 18 от войск Деникина и занятия белыми территории Кубанского казачьего войска.

"В течение августа состояние многих частей Кавказской Красной армии было еще плачевно; но уже к началу сентября процесс распада красных войск приостановился. Хотя красное командование по-прежнему проявляло отступательные тенденции, но они встречали не раз неожиданный отпор в самой солдатской массе, несколько отсеянной благодаря уходу или бегству многих пришлых частей на север, к Царицыну. Одна из наших сводок отмечала такой необыкновенный факт: «1-я Лабикская бригада (Кавказской Красной армии), насильно выбрав командиром всячески от этого уклонявшегося Ярового, принудила его (вопреки директиве высшего командования) под угрозой расстрела вести ее в бой. Наступление бригады кончилось разгромом ее под Упорной»
Эта перемена настроения явилась в большой мере отголоском взаимоотношений кубанских казаков с иногородними. Иногородние, оседло живущие на Кубани, в большом числе вливались в ряды красных войск. В своих постановлениях войсковые части, состоявшие главным образом из этого элемента, начали предъявлять требования к своему командованию «прекратить отступление, реорганизовать фронт и затем наступать только вперед, вперед на врага, вперед к своим жен-щинам, женам: и детям., которые гибнут под гнетом разбоя и взывают к нам о помощи...».
Наша разведка уяснила себе положение в стане противника с большим запозданием и в сентябре пришла к пессимистическому выводу: Северо-Кавказская Красная армия начинает понемногу выходить из кризиса «не ослабленной, а, наоборот, усилившейся. Она желает решить боевые вопросы, составляющие основу дальнейшего существования Кубанской республики; победу она видит в занятии крупных центров края, в разгроме Добровольческой армии и в порабощении казачества...»
Вопрос стоял на мертвой точке: победа казаков — порабощение иногородних, победа красных — порабощение казаков. Ни та, ни другая сторона не могли возвыситься над первобытными принципами борьбы за существование»

Хотел бы обратить внимание, что судя по приведенному фрагменту, Кавказская Красная армия это скорее самоуправляемая огранизация вооруженных крестьян, а не обычная воинская часть, управляемая из какого-то штаба.
В целом из мемуаров Деникина и Краснова следует, что во многом, Гражданская Война на Юге России - конфликт двух сословий - казаков и крестьян.

В качестве рабочей гипотезы можно принять следующее:
На территории казачьих войск еще в царское время назрел конфликт между старым населением - казаками и новыми переселенцами - крестьянами, из-за плодородных земель. Скорее всего в начале казаки имели преимущество: они имели определенные привилегии от Царского правительства и были хорошо организованы. Однако за годы Первой Мировой войны многие крестьяне прошли через армию, т.е. получили реальный боевой опыт. Победа большевиков в центре России придала дополнительных сил крестьянам, поскольку они получили поддержку из центра Империи, а также необходимое идеологическое обоснование своих притязаний на землю.