Речь идет не о морде, а тем более не о другой части тела.
Объясняю более доступно.
Шаман посредством заклинаний, ударов в бубен и ритуальных плясок "предсказывает" охотнику благоприятное время выхода на охоту.
Шаманы от идеологии такими же действиями (в несколько видоизмененной форме) уверяют человека, что он участвует в управлении государством посредством свободных выборов.
Налицо внешняя аналогия. Кара-Мурза утверждает, что она отражает сущность явлений. В действительности, разница состоит в том, что в первом случае охотник верит шаману и, вследствие этого, ритуал даже приобретает рациональный смысл. Возможно, нет особой разницы, когда выходить на охоту, но "предсказание" шамана прибавляет уверенности и обеспечивает успех. Таким образом, шаман оказывается полезным членом общества, им управляемого.
Во втором случае человек не верит шаману, поскольку мыслит рационально и пытается понять смысл этой процедуры. Именно в этом и состоит его отличие от дикаря, а цвет "задницы" здесь ни при чем. Не находя этого смысла и чувствуя себя одураченным, он озлобляется.
И короткое замечание о Вашем высказывании, что в советском обществе "люди жили "по понятиям", а не "по закону".
"По понятиям" обычно живет, как выражался Жеглов, "преступное сообщество, в просторечии именуемое шайкой". Как бы Вас не "пожурили" старшие товарищи за такие сравнения.