Развитие наркомании и незаконного оборота наркотиков в России
Б.Ф. Калачев, П.Н. Сбирунов, А.Н. Сергеев
ї 1. Исторический аспект распространения наркотиков и наркомании в России
ї 2. Социально-исторические корни незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации
ї 3. Противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими
===========
отрываок из первой части
...
Бурный всплеск наркомании и связанной с ней преступностью был также прямым следствием социального и классового антагонизма, особенно резко обозначившегося в послереволюционный период. Владельцы фармацевтических предприятий по производству и сбыту наркотических препаратов, не желая мириться с экспроприацией собственности, выбросили на “черный рынок” сотни килограммов одурманивающего зелья, надеясь вызвать насилие и волну массовых беспорядков в стране.
Ликвидация материальной нужды, безработицы, беспризорности, неграмотности, рост образования и культуры населения за годы социалистического строительства, а также реализация правовых, организационных и практических мер по противодействию незаконному обороту наркотиков и их злоупотреблению позволили добиться их существенного снижения. Видный отечественный нарколог И.В. Стрельчук отмечал, что в предвоенные и послевоенные годы кокаинистов в СССР не было, морфинисты представляли редкость.
...
...
Сущность контроля над оборотом наркотиков со стороны института волхвов заключалась в том, чтобы в общинах люди не злоупотребляли этими средствами, а использовали их строго в лечебных целях под надзором ведунов.
По оценкам профессора Б.Н. Головкина — ученого из ВНИИ МВД России - таких препаратов, получаемых из различных трав, мхов, ягод, грибов и т.п. естественных продуктов, волхвам и ведунам было известно свыше ста наименований. Вплоть до конца XVIII -начала XIX вв. они именовались обобщающим понятием — зелье. К слову, водка, появившаяся на Руси повсеместно во времена Ивана Грозного, получила такое же наименование — зелье, так как одурманивающе воздействовала на сознание людей. С приходом на Русь христианства урегулирование этой проблемы взяли на себя церковные власти в лице митрополитов. Уже в Уставе князя Владимира Мономаха “О десятинах, судах и людях церковных” (XI-XII вв.) лица, нарушавшие правила обращения с зельем, подвергались жестокому преследованию, вплоть до лишения жизни.
Несколько позднее функции по контролю над оборотом наркотиков переходят от Православной Церкви к воеводам, подчиненным Разбойному и Земскому Приказам. '
Контрабандно поступавший в тот период на Русь табак (как правило, из Польши), который курили обычно из коровьего рога, также стали называть зельем, поскольку он одурманивающе воздействовал на сознание людей. Употребление же крепких спиртных напитков по распоряжению Ивана Грозного, наоборот, поощряется и легализуется.
Водка показала себя товаром, выгодным для доходной части государственного бюджета. В итоге за курение табака рвали ноздри, а распитие спиртного поощрялось.
С приходом на трон Петра Великого, в противовес уголовной политике Ивана Грозного, власти начинают приобщать население к курению табака. Петр I, побывав за рубежом, понял, что табак не менее прибыльный для бюджета страны товар, как и водка. Торговля табаком как прежде, так и в наши дни имеет место в большинстве стран мира.
Вместе с этим действия, связанные с веществами, которые мы сегодня называем сильнодействующими, наркотическими, психотропными и ядовитыми, в случае их обращения без предписания властей стали относиться к разряду политических преступлений.
В Российской империи вплоть до ее краха в 1917 году контролем над оборотом наркотиков ведали Министерство внутренних дел и Церковь. В МВД этим вопросом занимались Департамент Полиции и Медицинский Департамент.
На священнослужителей, по законам конца XIX- начала XX вв., возлагалось отпускать грехи аптекарям, неправомерно продавшим наркотикосодержащие лекарства, повлекшие смерть лица после их приема.
Специализированных правоохранительных структур, занятых на борьбе с наркобизнесом, в России со времен монархии не имелось, хотя с развитием путей транспортного сообщения между Туркестанским краем и Москвой-Петербургом тема наркомании постепенно завоевывала внимание общественности.
По некоторым оценкам, в Средней Азии начала XX в. проживало не менее 1 млн. человек, интенсивно злоупотреблявших наркотиками, а контрабандный оборот опия и гашиша переваливал за сотни тонн.
К сожалению, крайне слабая профессиональная подготовка чинов полиции, пограничной стражи, а отчасти и таможенников, не способствовала организации эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков, их транспортировкой из Азии в Европейскую часть России и далее.
Свидетельство тому — отчеты о ревизии Туркестанского края в 1910 году, проведенной сенатором-гофмейстером графом К. К. Паленым.
В одном из документов этой ревизии отмечалось: “...участие высших городских и уездных органов полиции, например полицмейстеров, в борьбе с преступностью ... было замечено в коренных областях края лишь в виде исключения”.
Объяснялась столь негодная профессиональная подготовка полицейских еще и тем, что за 30 лет до указанных выводов местные власти Туркестана вынесли вердикт, как уже отмечалось ранее, оставить решение проблемы наркотиков будущим поколениям ввиду нехватки сил и средств на лечение наркомании и борьбу с наркопре-ступностью.
С 1916 года администрация некоторых крупных городов России начинает поощрять открытие частных клиник для лечения больных наркоманией. Департамент Полиции МВД Российской империи вступает в широко не афишируемую борьбу с Государственной Думой, вынашивающей идеи легализации оборота и приема наркотических средств.
Первая мировая война ввергает страну в проблему кокаинизма, распространенности героина. Все чаще полицией регистрируются ограбления потерпевших, опоенных одурманивающими препаратами.
Проблема наркотиков заставляет монархическую власть принять 7 июня 1915 года первый в истории России целевой антинаркотический Закон “О мерах борьбы с опиумокурением”, явившийся прототипом известных ныне ст. 224 УК РСФСР и ст. 228 УК РФ. Этот правовой эксперимент имел юридическую силу только в пределах Приамурья. Сановники Российского Императора намеревались распространить юрисдикцию данной нормы на всю территорию страны после “обкатки” закона в наиболее криминогенном, с их точки, зрения наркорегионе. Однако последующие исторические события 1917 года прогрессировали рассматриваемую проблему в еще более актуальную фазу ее развития.
Начало становления органов и учреждений, противодействующих незаконному обороту наркотиков (НОН), относится к 1918 году с предписания СНК РСФСР о борьбе со спекуляцией кокаином. В это время в ВЧК организуется подотдел по борьбе со спекуляцией кокаином (наркотиками) в составе отдела по борьбе со спекуляцией. В структуре НКВД подобное подразделение не создавалось, хотя функции борьбы с незаконным оборотом наркотиков возлагались на уголовный розыск.
По предложению ВЦИК и СНК 9 апреля 1924 года Президиумом Госплана СССР создается специальная Комиссия для организации борьбы с незаконным распространением наркотиков. В протоколе заседания Президиума Госплана зафиксировано:
“Признать целесообразным организовать в Госплане при секции Внешней торговли комиссию по выяснению мер борьбы с производством и распространением опиума и других наркотических веществ с участием представителей от Народного Комиссариата Земледелия, Народного Комиссариата Здравоохранения, УПЭУ ВСНХ, Народного Комиссариата Внешней Торговли и Народного Комиссариата Иностранных Дел”.
По ходатайству Центрального Административного Управления НКВД РСФСР к заседаниям Комиссии регулярно привлекались представители милиции. Вместе с другими членами Комиссии специалисты из НКВД принимали участие в разработке антинаркотических законодательных актов, решению иных ответственных вопросов в данной сфере.
В 1935 году эта Комиссия, по-видимому, оказалась реформирована. По крайней мере, нам известно постановление СНК СССР от 29 июля 1935 г. “О возложении на Всесоюзную государственную инспекцию при СНК СССР наблюдения и контроля за оборотом в СССР опиума и других наркотических веществ” (СП СССР. 1935. № 41 Ст. 348) . Таким образом, уже в 30-е годы в стране функционировали межведомственные государственные структуры, прямо отвечающие за наркоситуацию в стране. В наши дни такая задача отнесена к компетенции Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, о которой еще будет рассказано в других разделах книги.
Позднее, в 1937 году, с образованием службы по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС) линию борьбы с наркобизнесом стали главным образом доверять этой организационной структуре милиции, так как в незаконном обороте в основном преобладали наркотикосодержащие лекарственные препараты. Но и с других оперативных аппаратов НКВД, МГБ, МВД СССР раскрытие преступлений, связанных с наркотиками, не снималось.
Очередной взрыв наркопроблемы после гражданской войны пришелся на вторую половину 50-х годов
...