Купля-продажа земли — залог процветания, спекуляция землей — путь к хаосу
В России две вековые мечты: земля и воля. Волю мы получили десять лет назад, правда, она оказалась не совсем такой, о какой мы мечтали. Теперь можем получить и землю. В июне Государственная Дума приняла во втором (предпоследнем) чтении Земельный кодекс, проще говоря — закон о частной собственности на землю. Правда, как и в случае с волей, право частной собственности на землю может принести совсем не то, что мы ждем.
Это один из немногих законопроектов, вызвавший в парламенте серьезные разногласия. Сейчас в Думе большинство принадлежит центристам — «Единству» и ОВР, которые безоговорочно поддерживают правительственные законопроекты. Земельный кодекс стал исключением. Не говоря о коммунистах и аграриях, которые категорически против имеющегося законопроекта, он вызывал колебания даже у тех депутатов, которые считают своей работой постоянную демонстрацию лояльности. За тысячелетнюю историю государства с земельным вопросом было связано слишком многое, чтобы вот так сходу взять и решить его. Какие же вопросы мучают наших избранников, которым мы дали право решить вопрос о земле?
Напомним, что рынок земли в стране де-факто существует уже не первый год. Города и веси торгуют земельными наделами и ни к каким потрясениям это пока не привело. Совершенно официально торгует своими землями Петербург. В Ленинградской области тоже без особых проблем можно купить участок под строительство или даже получить землю бесплатно — под ведение фермерского хозяйства. Давно уже являются частной собственностью многие участки в садоводствах, приусадебные участки в деревнях, земли, на которых расположены объекты недвижимости предприятий и организаций.
Исходя из того, что торговля уже идет, а за вилы и топоры никто не хватается, авторы правительственного Земельного кодекса считают, что теперь куплю-продажу земли нужно ввести в четкие законодательные рамки — дабы меньше было взяток и чиновничьего произвола, а также расширить возможности купли-продажи. Механизмы и условия продажи земли списаны, по нашему обыкновению, с аналогичных законов Европы и США, где все эти процедуры отрабатывались веками. По мнению авторов Земельного кодекса, в торговый оборот попадет лишь 2 процента территории страны. Это земли населенных пунктов, загородные земли, которые могут быть использованы для жилищного, промышленного строительства и сельхозиспользования, а также сельхозугодья, которые сейчас находятся в коллективной собственности — из них могут быть выделены наделы отдельным работникам, пожелавшим вести частное хозяйство. В большинстве стран мира ведется свободная купля-продажа земли, и это стимулирует экономику, привлекает инвесторов.
Повторим, что это аргументация авторов и сторонников Земельного кодекса. Она стройна, логична, опирается на международный опыт и опыт, накопленный в самой России.
Чего же тогда боятся коммунисты и аграрии, а вместе с ними многие центристы и еще десятки миллионов рядовых граждан? Да все того же: что хотели — как лучше, а получится — как всегда. Первые российские «реформаторские» законы — о приватизации, о либерализации цен, о свободе торговли, о том, что разрешено все, что не запрещено, — тоже были списаны с зарубежных. Но вместо цивилизованного рынка мы получили «прихватизацию» и образование олигархических групп, инфляцию в 1000 процентов в год и финансовые пирамиды. Где гарантия, что с Земельным кодексом не произойдет то же самое?
Противники кодекса считают, что по его нормам в торговый оборот попадет не 2, а 97 процентов территории страны. Потому что при желании можно любой земельный участок — от горных вершин Кавказа до живописных озер Карельского перешейка — обозначить как «для-чего-то-там предназначенный» и купить за бесценок с целью последующей перепродажи.
Но, с другой стороны, ничего подобного сейчас не происходит. Да и на Западе земельные спекуляции давно уже не в моде. В США не только американец, но и любой иностранец, к примеру россиянин, может без хлопот получить участок земли, причем неосвоенный участок будет стоить сущие центы. Так что пусть и у нас покупают на здоровье, все равно шестую часть суши никто никогда не скупит.
Так кто же прав — сторонники или противники Земельного кодекса, нужна или нет нам свободная купля-продажа земли? Правы и те и другие. Просто сторонники правы теоретически, умозрительно, а противники правы в своих предположениях о том, во что это все выльется.
Все великие умы человечества считали, что каждый человек должен иметь право на свой собственный участок земли, на которой он будет хозяином. В борьбе за это право вспыхивали бунты и совершались революции. Октябрьская революция тоже была, по сути, земельной, советская власть победила только потому, что дала землю крестьянам. Так что принципиальных возражений против купли-продажи земли быть не может.
Но во что это выльется на практике? В западных странах механизмы борьбы с земельными спекуляциями отрабатывались последние два века, и заработали они только в середине ХХ века. Почему в США сейчас можно свободно купить землю? Потому что в американском бизнесе использование инсайдерской (можно перевести как «внутренней», а точнее «опережающей» информации) расценивается как тяжкое преступление. У нас же без труда можно узнать в чиновничьих кругах, где какое строительство намечается, и скупить перспективные участки. В США высокие земельные налоги, так что держать землю про запас невыгодно. У нас земельный налог не обременит даже российского бизнесмена, не говоря уж об иностранном. В Америке четкий механизм освоения земельных участков. Если тебе продали кусок пустующей земли, то за год ты обязан будешь построить к нему дорогу, еще через год — линию электропередачи, в общем, постоянно обустраивать землю. Государству это выгодно — пустующие территории осваиваются и заселяются за счет частных инвесторов. К слову сказать, точно такие же условия продажи земли действуют и в Петербурге, участки продают на жестких инвестиционных условиях. Купил землю — построй за два года дом. Но в нашем уже полупринятом кодексе таких норм нет, предусматривается, что они появятся позднее в виде отдельных законов. А известно, что ограничивающие законы появляются в России тогда, когда бизнес уже сделан.
Универсальный механизм торговли выглядит так: торговое предприятие закупает товар оптом по низкой цене и продает его в розницу по более высокой. Но земля — особый товар. Его нельзя произвести больше, чем дано нам природой и судьбой. Землю можно покупать и продавать. Но нельзя — если мы не хотим новых кризисов и потрясений — землей спекулировать. Нынешний кодекс, к сожалению, дает такую возможность. А уже желающих поучаствовать в спекуляциях недостатка не будет, дай им только дождаться третьего чтения.
Владимир Новиков
-----------------------
Если у кого есть возражения - сформулируйте. Я скомпоную и отправлю в газету. По e-mail'у. Кстати, один опыт был удачным - меня там напечатали... %-))) (среди "писем читателей")