Какую полезную нагрузку выводил Сатурн-1Б, и какую массу могли доставить Аполлон
...ы на Скайлэб.
Не будем фантазировать, как мне язвительно предложил 7-40, а сначала прочитаем, что пишут по этому поводу американцы и займемся простейшей арифметикой. Разные источники дают разные данные. Здесь: www.astronautix.com/lvs/satint12.htm (прошу прощения, если ошибся адресом, найдите по ключевым словам: Orbital launch vehicle. Year: 1966. Family: Saturn I. Country: USA. Status: Out of production.
Improved Saturn I, with uprated first stage and Saturn IVB second stage (common with Saturn V) replacing Saturn IV. Used for earth orbit flight tests of Apollo CSM and LM. )
приводятся такие данные: ПН 18600 кг на орбиту 185 км /28гр. на первой странице. При второй экспедиции к Скайлэбу 20121 кг на 420/440км/50гр., при третьей - 20847 кг. В полете Союз-Аполлон - 14768 кг, непонятно, вместе с шлюзовым отсеком и с переходником или без ним.(написано: Spacecraft: CSM Apollo – значит, д.б. без них?)
Как обычно в американских данных, разнобой - огромный. При полете по программе Союз-Аполлон был официально зарегистрирован мировой рекорд массы станции, состыкованной из кораблей разных стран - 20800кг (по памяти). Масса Союзов - 6400 - 6800кг. Возьмем по максимуму: 6800. Тогда масса Аполлона - ~14т. Не знаю, как спортивные комиссары определяли массу, наверное, со слов стран-участниц, но, думаю сильно приврать США здесь не могли, при маневрах в состыкованном состоянии можно было примерно определить массы кораблей.
Теперь прикинем, исходя из официальных данных, какую минимально-необходимую массу мог иметь Аполлон при полете к Скайлэбу.
При полетах к Луне КО - 5561кг, СО - 23264кг (большинство источников). Из них топливо основной ДУ СО - 18500кг, 600кг - вспомогательных ДУ СО. Сухой вес получается - ~9,7т. Сколько топлива нужно для орбитального полета? Союз в самых энергозатратных полетах брал до 900 кг. Доля сухого веса примерно получается 5900/6800=0,8676. Маневрировать в программе «С-А» Аполлону пришлось не больше, чем Союзам в сложных полетах (например, посещение двух станций в одном полете), поэтому с запасом берем долю сухого веса как у Союза. Полный минимальный вес Аполлона получается, с учетом шлюзового отсека (~2т):
(9,7+2)/0,8676=13,5 т. Как видим получилось довольно близко к минимальной официальной оценке (всего 0,5 т меньше минимально оценки).
Т.о. приняв данные из полета «С-А» за макс. грузоподъемность С-1Б получим что могли доставить Аполлоны на Скайлэб:
14,8 т-13,5 т= 1,3 т, плюс масса отсутствующего шлюзового отсека 2 т = 3,3 т. Если же мы поверим официальным данным по грузоподъемности С-4Б, то Аполлон в каждое посещение мог доставить на Скайлэб 20,8-11,5= 9,3 т. Если же немного пофантазировать, то легко понять, что при околоземном полете теплозащитный экран можно сделать гораздо легче, чем для лунного КМ, кроме того переходник для 15-тонного КА д.б. минимум в двое легче, чем для 30-тонного и по габаритам он должен быть гораздо меньше (т.к в нем не размещается ЛМ), не нужна система сброса переходника, его не надо делать составным. Короче говоря, его вес должен уместиться в 0,5 т. Это еще 1,5 т веса.
Что имеем с гуся? Если не верить в объявленные возможности С-1Б, то 4,8 т + облегчение ТЗЭ, если верить, то 10,8 т.
Если детально порыться в конструкции КСО, то, наверное, можно найти еще чего снять ненужного при околоземном полете. Все отходы жизнедеятельности и излишки топлива тоже можно оставлять на Скайлэбе. В принципе, возможно демонтировать и оставить на ОС израсходованные топливные элементы со служебного отсека.
Т.о 5 тонн при каждом посещении Скайлэба – это самая скромная оценка.