На прошлой неделе руководитель Администрации президента Сергей Собянин выступил с программой развития регионов. Правда, сделал это в весьма завуалированной форме - обнародовав автореферат своей докторской диссертации, посвященной взаимоотношению Центра с субъектами РФ. Поскольку мода на "остепененность" среди политиков осталась в далеком прошлом, изыскания Сергея Собянина могут означать некий сигнал региональным элитам. Диссертант дает понять: его тюменский опыт может оказаться небесполезным и для остальных регионов.
Нейтральное понятие "государственная региональная политика" Сергей Собянин заменяет термином "государственное регулирование регионального развития" и ратует за "прямое государственное участие" в социально-экономической жизни страны. Успешному регулированию, по мысли Собянина, мешают диспропорции в ресурсном потенциале субъектов РФ. Различие их конституционно-правовых статусов (деление на республики, области, автономные округа и т.д.) только усиливает неравномерность развития страны. Однако руководитель АП не спешит делать вывод о закате Федерации, ведь кардинально изменить основы российского федерализма "в короткие сроки" невозможно. Пока же оправданна политика по уменьшению числа субъектов РФ. Зато целесообразность договоров о перераспределении предметов ведения между Федерацией и регионами вызывает у Собянина "серьезные сомнения".
Сергей Собянин дает оценку новому порядку формирования исполнительной власти в регионах, который прямо называет "назначением". По мнению главы АП, он легитимен и даже оправдан "с точки зрения поставленных управленческих целей", однако оказывает "негативное влияние на региональные системы "сдержек и противовесов". Бывший губернатор Тюменской области признает: этот порядок "фактически смещает центр тяжести властного потенциала в сторону органов исполнительной власти субъекта РФ, и в частности ее главы".
При этом Собянин настаивает на проведении административной реформы в регионах. Он предлагает выстраивать в каждом субъекте РФ структуру "министерство - агентства - контролирующий орган". Еще одно предполагаемое новшество - временные межведомственные органы под конкретные "управленческие проекты в социально-экономической сфере".
Руководитель АП призывает понимать децентрализацию не "слишком буквально". К недостающим инструментам регионального управления он относит институт прямого президентского правления, а также импичмента. По его убеждению, "федеральное вмешательство" в региональные процессы зачастую вполне обоснованно - если нужно обеспечить правопорядок или защитить интересы граждан "в различного рода чрезвычайных ситуациях".
В отношении местного самоуправления Сергей Собянин демонстрирует аналогичный подход: хотя в Конституции провозглашается самостоятельность муниципальной сферы, это "не должно трактоваться как основание для отделения власти от самоуправления". По мнению главы АП, некоторые проблемы (например, жилищные) требуют от региональных властей участия в "управлении экономическими и социальными процессами" на муниципальном уровне. Поэтому нужно на федеральном уровне определить перечень вопросов местного значения, разрешение которых может софинансироваться из бюджета субъектов РФ.
В экспертных кругах считается, что именно Сергей Собянин инициировал в прошлом году законодательные поправки, направленные на "перетягивание" части полномочий у глав региональных столиц в пользу губернаторов (кстати, Госдума их так и не приняла). Дальнейшего ограничения местного самоуправления, например отмены выборности мэров, проект Сергея Собянина не предполагает. Зато там есть пассаж о том, что необходимо детализировать процедуру "досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления по решению органов госвласти".
Похоже, что, оформив эти идеи в виде своеобразной программы, глава АП (считавшийся в 2005 году одним из вероятных преемников Путина) стремился напомнить, хотя и в узкой аудитории, о собственных программных наработках. Учитывая формат этой "презентации", руководитель президентской Администрации (а также Комиссии по вопросам совершенствования госуправления) выступил, скорее, в личном качестве, чем от имени возглавляемых им ведомств. Хотя не исключено, что в высших эшелонах власти действительно готовятся запустить проект, который сделает "вертикаль власти" еще "вертикальнее" и при этом юридически стройнее. Возможно, также, что внутри Администрации президента идет напряженная дискуссия по вопросам региональной политики, и сейчас одна из сторон решила публично расставить свои акценты.