Многие объясняют европейские успехи каким-то особым протестантским духом, но вот интересные данные. В среднем по разным странам Европы общее количество рабочих дней в году составляло в Средние века около 200 или чуть более того (а в Римской империи чуть ли не половина дней были нерабочими). Остальное выпадало на праздники и нерабочие дни (которые также считались праздничными). В некоторых случаях почти половина года была нерабочей! Учтём к тому же, что во время церковных праздников сознательно потреблялась часть материальных излишков. И это было в порядке вещей, то есть у европейцев не было особого трудолюбия, большего, чем у народов Востока. Мало того, к моменту катастрофы азиатских экономик в XIX веке эти страны, чувствуя своё отставание, резко увеличили количество рабочих дней. А в Европе ситуация с вольготным существованием стала резко меняться уже после установления буржуазных отношений, хотя в немалой степени этому способствовала победа в отдельных странах Европы протестантизма. Одним из важнейших следствий победы капитализма было резкое, многократное сокращение числа праздничных дней.
Протестантские добродетели не зародились сами собой, а были навязаны тяжёлой ситуацией. Одним словом, не было превалирующего влияния благотворного европейского духа – напротив, куда чаще влияли чисто материальные факторы, иногда крупнейшие несчастья.
Многие считают, что Вебер утверждал, будто именно религия сделала возможным появление современного капитализма. Что де кальвинистская доктрина предопределенности побуждала верующих демонстрировать свою богоизбранность за счет активной коммерческой деятельности и участия в накоплении благ земных. Таким образом, протестантизм привел к возникновению трудовой этики - то есть цениться стал усердный труд сам по себе, а не только его результаты - и демонтажу прежней аристотелевско-католической доктрины о том, что человеку не следует приобретать больше богатства, чем это необходимо для достойной жизни. Кроме того, протестантизм обязывал своих приверженцев к нравственному поведению не только в семье, что сыграло важнейшую роль в формировании общества, основанного на взаимном доверии. Самое интересное, что модель Вебера не подтвердилась исторической практикой. Об этом свидетельствуют работы самого Вебера о других мировых религиях. В книге 'Религия Китая: конфуцианство и даосизм' ('The Religion of China: Confucianism and Taoism'), опубликованной в 1916 г., он довольно мрачно оценивает перспективы экономического роста в конфуцианском Китае, чья культура, по его мнению, является почти таким же серьезным препятствием на пути развития современного капитализма, как и культура японская.
Исходя из данной посылки, большинство современных экономистов не воспринимают тезисы Вебера всерьез (Фукуяма, 2005). Однако на самом деле Вебер понят совершенно неверно и сам Вебер от подобных своих воззрений открещивается. М. Вебер писал, что, не выводя Реформацию из экономических сдвигов, «вместе с тем мы ни в коей степени не склонны защищать столь нелепый докторинерский тезис, будто «капиталистический дух» (в том смысле, в котором мы временно употребляем это понятие) мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон Реформации, будто капитализм как хозяйственная система является продуктом Реформации. Уже одно то, что ряд важных форм капиталистического предпринимательства, как известно, значительно старше Реформации, показывает полную несостоятельность подобной точки зрения."
Напомню, что только 31 октября 1517 года М. Лютер прибил к воротам собора на плошади Виттенберга свой список из 95 тезисов, где он протестовал против практики продажи индульгенций. В 1518 году он провел первый диспут. Затем он перевел библию на немецкий язык. К этому времени Венеция была безусловным лидером капиталистического мира.
Итак, протестантизм возник в начале 16 века, окреп в середине, и только в конце 16 века началось стремительное распространение протестантизма, Но к этому времени Венеция к тому времени уже была капиталистическим городом и экономическим лидером нового мира. Например, в Венеции уже широко пользовались системой патентного права. Европа уже обгоняла Китай по уровню душевого ВВП, начиная с начала 16 века.
Поэтому нельзя отрицать роль реформации – гогда потребовалась преобразование, говоря словами Маркса, надстройки общества - возникла и Реформация, которая подстегнула и ускорила развитие гражданского общества и капитализма в Западной Европе. Итак, гражданское общество с его капитализмом было первичным и уже оно выставило социальный заказ на изменение религии. Культура - лишь один из многих факторов, определяющих успех того или иного общества.