От Pout Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 23.07.2001 22:10:08 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; История; Образы будущего; Общинность; ... Версия для печати

вернусь к теме верований "бедных", теперь - современных(*)

Попалась статья на большом фактическом материале прямо по теме"современной бедной религии". У нынешних это - "идол досуга". Прочее поразительным обрахом совпадает и с 16 веком, и с 1924годом. Вечные архетипы простонародья.
отрывки(полностью по ссылке)
====================

http://www.edu.nsu.ru/atheism/articles/gods.htm

...
Надежды на возвращение, мечты о втором пришествии постепенно приобретают форму молитвенных просьб: "Витенька вернись к нам ты нам очень нужен!!!"; "Витенька, милый, вернись! <...> Боги, верните его нам!" Само же второе пришествие неизбежно, поскольку человечество не может жить без В. Цоя: "Витенька! Ты обязательно вернешься, правда? Ведь мы не сможем без тебя!" Ожидание возвращения кумира - постоянная тема: "Витька, помни, мы ждем тебя!"; "Забудем его, чтобы он опять вернулся"; "Вернись! Мы ждем тебя! Ведь ты все равно живой!" Высказывается также надежда на встречу в загробном мире: "Виктор! Мы расстались здесь, но встретимся там!"

Огромный корпус текстов представляют собой признания в неземной любви: "Я тебя очень, очень люблю!!! Ты мой кумир!!! Я тебя никогда не забуду! Ты останешься в моем сердце навсегда!". Сексуальная природа таких текстов несомненна: "витя жив витя надя помнит и любит тебя..."; "Витенька, я жила для тебя! Что делать сейчас, я не знаю. Наташа". Причем фаны интерпретируют свои чувства как взаимные: "...Цой любит нас!" Значительная часть признаний носит не личный, а коллективный характер: "Витечка, мы тебя любим и помним! Брянск"; "Колпино с тобой, Витька. Мы тебя любим и ты не угаснешь в наших сердцах"; "Виктор! Алма-Ате тяжело без тебя! Она не забудет тебя никогда!"; "Корейцы тебя очень любят, Ты наш". Любовь к кумиру воспринимается как вечная и общая: "...Мои дети и внуки будут помнить тебя"; "...Тебя узнают наши дети, внуки..."; "...Если мы забудем, то кто вспомнит нас!"; "...Я научу любить тебя своих детей"; "Витя, мы помним, верим и любим тебя".
...
Перед нами сложнейший комплекс религиозно-мифологических, ритуально-магических представлений. Христианство и язычество переплетаются тут самым затейливым образом. При этом явная эротичность отношения к языческому кумиру дала повод к общеупотребительному "обзыванию" поклонников В. Цоя "некрофилами".

Корпус граффити, связанных с религиозно-магическими представлениями, в современном городе гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Простая надпись "Кино" в описанном выше контексте, оказывается, насыщена теми же смыслами, что и ритуальная формула "...Я верю, что ты не умер! Ты наверняка видишь нас..." В данном случае слово "Кино", которое встречается на стенах тысяч домов, можно рассматривать как ритуально-магическую формулу в самом прямом и буквальном смысле понятия "магия". Простейшее на первый взгляд граффити "В. Ц." приобретает глубочайший религиозный смысл. Семантически надпись "Цой" синонимична граффити "Витя ты наш кумир. СССР". Не случайно автор подписался "СССР": он подразумевает, что преклонение носит вселенский, а не личный характер. Вера в нового "Бога" воспринимается не как индивидуальная, а как всеобщая: "...Твое имя творят тысячи губ / Твое имя в тысячах глаз". Забавно, но сама проблема современного двоеверия обсуждается в тех же надписях самими фанами. Вопрос о взаимосвязи Бога и Цоя, как далеко не христианского кумира, проглядывает во многих надписях: "Дай Бог кому-либо хотя бы немного приблизиться и подняться до таких вершин!" Вот запись, содержащая в себе весь клубок противоречий, связанных с самой ситуацией двоеверия: "Цой ты хороший, но ты не кумир! Бог, он есть самое святое".

Некоторые надписи фанов Цоя содержат элементы магических представлений: "Нож в печень, Цой вечен"; "Нож в пятку, тебя не забудет Вятка!" "Черная печень", "кровь", "нож", рассечение различных частей тела - распространенные мотивы заговоров...
Культ умерших предков, преклонение перед языческими идолами, магические ритуалы общения с покойниками, ворожба, волшебство и заговоры - реальность современного индустриального общества. Культ В. Цоя, человека далекого и от ортодоксального христианства, и от язычества, показывает, насколько сознание современного человека пронизано нетрадиционными религиозными представлениями, пришедшими к нам из таинственного праславянского прошлого. Мертвые Мессии продолжают рождаться один за другим в умах убежденных фанатиков.


===========