От О.И.Шро Ответить на сообщение
К Yu P Ответить по почте
Дата 17.01.2007 11:31:42 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; История; Культура; Версия для печати

Все это не совсем так… Хотя в результате я согласен…

>В России наибольшей проблемой является отсутствие научной методологии.
>Практически по любой проблеме.

Методология то существует, как вещь сама в себе, слабо развито в России именно овладение существующей методологией в процессе научной и практической деятельностью. Об этом С.Г. Кара-Мурза писал достаточно давно (лет 20 назад).
Существует в целом парадоксальная ситуация, с одно стороны выпускник ВУЗа имеет неплохие теоретические и практические познания в предмете (в среднем в большей или меньшей степени, для сути вопроса это не важно), но при этом у него напрочь отсутствует навык в использование научной методологии при работе, и этот навык ему приходится нарабатывать самому. Конечно нет худа без добра, такая наработка иногда позволяет найти более остроумные и оригинальные решения, т.к. самому приходится заново изобретать методику, но в целом это работа на корзину, т.к. оказывается, что то, что ты наработал давно известно и с успехом применяется, и если бы ты знал изначально этот методологический прием, то сэкономил бы и время и силы, и возможно бы, рассмотрел бы задачу более глубоко, а так пришлось самому нарабатывать методику решения, снижая эффективность своей работы.
Особенно интересно в этом плане выглядит ситуация со знанием методик разработанных в других областях науки. Есть интересный примеры, в истории науки, например с той же функцией Котельникова (применяется при дискретизации (оцифровке) аналогового сигнала), придумал ее биолог (может этот был врач, фамилию и обстоятельства для чего она ему понадобилась не помню, но утверждаю что сам Котельников на это факт всегда указывал).
В принципе читаемый аспирантам курс «Философии науки» и призван по своей сути обучить именно методологии, но реальное его наполнение и чтение этого курса как правило гуманитариями не имеющими навыков анализа в естественно научной и технической стороне вопросов приводит к тому, что в итоге что как раз вопросы методологии не освещаются в принципе, а заменяется пересказами легенд о миропонимании алхимиков средневековья и Ньютона.

С уважением, Олег.