>Зарубежные плоды просвещения могут оказаться тухлыми
Я бы сказал "будет нечем жевать".
>Во время кризиса политики лихорадочно ищут, на чем бы сэкономить. Легче всего обобрать население, но этого мало. И смотрят вокруг с немым вопросом: зачем это нужно? Нельзя ли это урезать или вообще устранить? С сомнением смотрят и на науку - не роскошь ли это сегодня? Какова в ней нужда именно в момент кризиса?
Разве цены на нефть уже упали и стаб. фонд опустел? Дело не в экономии, а в политике.
>Обстановка для спокойного разговора о науке сегодня неблагоприятна. Уровень понимания науки и ее роли резко снизился даже по сравнению с 80-ми годами, когда верхушка номенклатуры сдвинулась в сторону от разума. Сегодня тяга к простым решениям такова, что под наукой подразумевают технологию - приложения научного знания в виде новых продуктов или методов. Это - подмена предмета разговора.
Что под "технологией" понимают компьютеры я заметил, но чтобы под наукой - это перебор.
>Россия - не просто страна, но и одна из крупных цивилизаций, долгое время жить без своей науки она не может. Когда поток знаний из мировой науки будет поступать в Россию, минуя «фильтр» собственной науки,
Я бы сказал не фильтр, а насос. Фильтр все-таки препятствует.
> которая увязывает эти знания с реальностью страны, станут быстро размываться наши цивилизационные контуры. Наука для России – системообразуюший фактор, а не одна из полезных отраслей хозяйства.
Про увязывание красивый пример приводил коллега иранец. Шах с Англией совместно разрабатывал танки для Ирана, Во время ирано-иракской войны танки, на которые угрохали кучу денег, остались без снарядов. Неувязочка! Взять то что нужно в отдельности от всего остального - утопия. Поглядел сегодня как в нашем богатейшем заведении местные умельцы латали оборудование. Привязка к местным условиям - то что ни за какие деньги не купишь. Производственники понимают, тепличные или больлтологические "теоретики" - нет.
>Посмотрим, как отечественная наука участвует в создании, скреплении и развитии России и ее современного народа. В период кризиса это и есть главный предмет оценки полезности науки. Замечу, кстати, что разделять фундаментальную и прикладную науку тут нельзя, это части единого тела. В 90-е годы реформаторы следовали безумной идее – отдать прикладную науку бизнесу и подкармливать только фундаментальную, как будто это голова профессора Доуэля. Итак, в чем полезность науки.
Затронуто, но не развито.
>Защита от одичания
>Наука через школу и вуз, СМИ и личные контакты ученых формирует мыслящего человека с рациональным взглядом на мир, природу и общество. Не располагай мы крупным научным сообществом, выросшим на почве национальной культуры, мы бы уже одичали гораздо круче, чем сегодня. Исключительная устойчивость нашего народа в войне 1941-1945 гг. и в условиях кризиса сегодня - в большой мере следствие «воспитания наукой».
"Воспитание наукой" было очень крутым. Достаточно взять такой популярный литературный источник как "Книга о вкусной и здоровой пище". Написана все докторами-профессорами. На западе тоже давят авторитетом науки, но там не вдаваясь в детали. А у нас вдаваясь. Читая книгу не знаешь даже кто главный жрец: ученый или марксист. Скорее ученый. Видимо марксисты стали главными жрецами уже при Хрущеве.
Естественно поражение былого жреца ведет к серьезным контрибуциям с репарациями, урезание профессорской зарплаты только верхушка айсберга. Чисто символический жест. Проблема глубже. Так в Европе церковь покушалась на государственную власть и с треском проиграла. Часть этого треска - присвоение государством части святости конкурента+"раздавите гадину". С наукой у нас похоже то же. После разгрома науки марксистами часть интеллигенции, утомленная "научностью" поваренных книг взяла кровавый реванш - ударилась в паранормальные явления. "Операция "Ы"" - это еще 60-е.
>Оно обладает инерцией, но уже в следующем поколении возможен срыв. При этом люди не вернутся к крестьянской культуре. Дерационализация мышления городского населения порождает «цивилизацию трущоб», хотя бы и богатых. Это массовое антиобщественное поведение, наркомания и социальные болезни. Ущерб от «одичания» значительной части населения не идет ни в какое сравнение с затратами на науку.
Связь наркомании, антиобщественного поведения и науки не очевидна. Студенты-химики варящие наркоту в подпольной лаборатории разве не плод науки? Тут в соседнем институте профессор наркотой торговал. Уж как профессор-то наукой вышколен. Хорошо бы пояснить на примерах.
>Выполнение учеными функции рационализации массового сознания сегодня затруднено. Во-первых, главным средством господства стали не убеждение и принуждение, а внушение и соблазн - манипуляция сознанием. Для нее нужно оболванить людей, снизить их способность к разумным умозаключениям. Этим и объясняется заполнение телевидения самой низкопробной продукцией, фальшивой мистикой и суевериями - при полном устранении просветительского научного разговора. Наука оказалась в оппозиции.
В оппозиции может и сейчас оказалась, но под горку катится давно. Провессорам-эксплуататорам зарплату урезали, а массам стали внушать марксистский тезис что общество - средство удовлетворения индивидуальных потребностей, а индивид знает свои потребности лучше любого профессора. Особенно умиляет повторяющийся тезис либералов что посмотрели наши солдаты-офицеры (во время войны) туристы-командировочные (после) как люди на Западе живут - и все поняли. А доктора-профессора так, для декорации.
>Наука России, будучи по природе государственной, не готова к этой роли.
Какой-нибудь забористый пример антигосударственной науки не помешал бы.
> К тому же в массе своей ученые поддержали реформу, стали ее прикрытием. Как идеологи, они утверждали вещи, противоречащие тому, что они знали как ученые. Авторитет подмочен, высушить его непросто.
Не очевидно что поддержка перестройки мочит авторитет.
> Кроме того, на восприятие просветительских сообщений ученых влияет их статус в обществе. Он в последние 15 лет нарочно понижался.
Он последние 60 лет нарочно понижался. А до этого нарочно повышался.
>Неявное знание
>Наука, охватывая своими наблюдениями, экспедициями и исследованиями все пространство страны, дает достоверное знание о реальной (и изменяющейся) природной среде, в которую вписывается вся жизнь народа.
>Этого знания не может заменить ни изучение литературы, ни иностранные эксперты. Слишком велик в понимании био- и геосферы России вес неявного знания, хранящегося в памяти, навыках и личных архивах нашего научного сообщества.
Это скорее не неявное, а неформализованное знание.
>Здесь, однако, сильнее воздействие кризиса. Исчезло державное государство, рыночные критерии мотивировать исследования природной среды не могут. Во время гражданской войны, при гораздо более острой нехватке средств, работы крупной экспедиции РАН в районе Курской магнитной аномалии велись даже в зоне боевых действий. А сейчас разведочное бурение даже на нефть и газ сократилось в 5 раз, а на другие минеральные ресурсы в совокупности – в 30 раз. А если работы заведомо не сулят прибыли, они вообще прекращаются.
>Механизм «тяни-толкай»
>Россия живет в быстро меняющемся мире. Знания из этого мира, нужные для России, поступают в нее извне по механизму «тяни-толкай». Только сильная и структурно полная отечественная наука может служить механизмом, который «втягивает» в страну нужное для нее знание. Страны, не обладающие таким механизмом, получают отфильтрованное и искаженное знание, утрачивают реальную независимость и вовлекаются главными мировыми державами и их блоками в их орбиту в качестве «материала».
"Тяни-Толкай" - это непонятно. Первая ассоцияция-взаимоуничтожение усилий и стояние на месте. "Насос" - более подходящая метафора. Именно насос, а не фильтр, как было сказано в начале. Фильтрует враг, и это правильно. Но процесс думаю публике тоже непонятен. Проблема в том что практик не может купить потому что не знает что ему нужно. Можно обрисовать заседание типичной западной научной борды. Сидят приглашенные со всей страны ученые - специалисты в данной области, получившие бесплатный проезд, гостиницу и тысячу баксов наличкой за день. Обсуждают интересующую компанию тему. Шустрые мальчики за ними записывают. Если что непонятно - задают вопросы. Дело в том что эти ученые сами потребители, производители и эксперты. Компания скупает их наработки или узнает о наработках их коллег, им же и их коллегам продает продукцию. Иного способа узнать что, как и зачем делать просто нет. Ясно что если своих ученых нет промышленность остается слепой, глухой и тупой. С запада получит только то что запад пожелает спустить в Россию для своих целей.
На счет фильтров тоже есть много интересных примеров. Скажем вакцина от вируса папилломы человека. Он вызывает 100% рака шейки матки. Регулярные профилактические осмотры ликвидируют этот рак полностью. Вакцина резко снижает вероятность. Богатым странам предлагается и то и то. Бедным "не хватает", или скажжем "дорого". Поэтому им предлагаются всякие теории по которым ценную вакцину надо колоть проституткам, чтобы не разносили, девочкам имеющим большой шанс и т.п. Это фильтр. Чего "не хватает" и что "дорого"? Дрожжей, в которых экспрессируют белок оболочки вируса не хватает? Или микроскоп, 2 минуты работы медсестры и краситель изветсный уже более столетия и стоящий три копейки за килограм "дорого"? Аналогичная история с лекарствами от СПИДа. Тут же можно вспомнить как русские врачи ругались с Пастером, когда тот вакцину от бешенства не продавал и требовал чтобы пациенты ездили на лечение к нему в институт. "Из Сибири?!"
Другой фильтр у нас профессор рассказывал какие проблемы с африканцами. Лекарство от малярии должно действовать с одной таблетки, иначе африканец дойдя до своей деревни раздаст остальные таблетки друзьям и знакомым и не вылечится. Это вообще проблема или наоборот, возможность доставить лекарство в деревню?
Решения очевидные для местных националистически настроенных ученых просто не приходят западным в голову.
>При кризисе надо менять приоритеты и даже тип работы. С 30-х до конца 80-х годов у нас была общественная система с высокой стабильностью и предсказуемостью. Соответственно, сложились критерии приоритетов и способ составления программ в науке. Теперь Россия живет в череде сломов и быстрых изменений всех систем жизнеустройства. От науки требуются срочные ответы на множество неожиданных новых вопросов. Знанием для выбора хороших решений на интуитивном уровне мы не располагает из-за новизны проблем и утраты большой части исторической памяти.
Наука в представлении большинства добропорядочных граждан - это математика, физика, химика и в крайнем случае биологика. Как связана наука со сломами мало кто представляет. Это надо пояснить на примерах. Говорить что от науки "требуется" - большое приувеличеник. Если бы от нее требовалось, то на нее не смотрели бы "с немым вопросом не роскошь ли". На нее смотрели бы с очень хорошо артикулированными вопросами и вопрос о снятии с довольствия не вставал бы.
>В целом, однако, с точки зрения перечисленных функций сохранившаяся сегодня наука недостаточна по масштабам и по структуре. К несчастью, тенденции пока неблагоприятны. Процессы разрушения нелинейны, и положение может измениться быстро и с самоускорением. Надо, чтобы патриотическая часть нашей интеллектуальной элиты объяснила это власти. А главное, надо, чтобы интеллигенция в массе своей это поняла и надавила снизу.
Объяснить можно только то что знаешь. На научных бордах обсуждающих катастрофы мне лично сиживать не приходилось. Прикладников, которые могли и должны были этим заниматься, разогнали еще в начале 90-х. Кто будет объяснять? Что? Этот орган просто ампутирован. Вы бы и привели побольше примеров такой прикладной науки становления. На крайняк сошла бы "потешная борда", где ученые обсуждали бы проблему без приглашения.