18 декабря в администрации Приморского района Санкт-Петербурга прошло
публичное обсуждение III-й очереди проекта ЗСД. Несмотря на то, что
объектом обсуждений была документация по оценке воздействия на
окружающую среду, разработчики и заказчики проекта явно не ожидали
вопросов, связанных с обсуждением конкретных деталей, относящихся к
документации.
Граждане не получили ответы на ряд важнейших вопросов, связанных с
обеспечением их экологической безопасности. Например, проект не
предусматривает дополнительные меры по защите воздуха от загрязнения
взвешенными частицами при работе с грунтом, относящимся к категории
«особо опасный». Не даётся прогноз экологических рисков с учётом таких
факторов как ДТП и чрезвычайные нештатные ситуации на дороге при
перевозке химически опасных грузов. Не дана оценка состояния окружающей
среды непосредственно на дороге, оценка её влияния на состояние здоровья
водителей. «На некоторые вопросы у нас пока нет ответов» – вынужден был
констатировать один из разработчиков экологической документации
ЗСД и Юнтоловский заказник – две вещи несовместные
Одним из основных недостатков документации, представленной на
общественные обсуждения, является то, что в документации даже не
рассматривается какое-либо воздействие ЗСД на Юнтоловский заказник, в
буферной зоне которого предполагается вести строительные работы.
Заведующий лабораторией Экологии и охраны птиц Биологического НИИ СПбГУ,
доктор биологических наук, профессор, эксперт Helcom Георгий Носков
считает, что строительство северного участка ЗСД существенным образом
отразится на экосистемах Юнтоловского заказника. По мнению известного
биолога, обязательные разделы документации, посвящённые животному и
растительному миру, написаны крайне неудовлетворительно.
Непрофессионализм авторов документации отмечают и другие эксперты.
Заведующий лабораторией ландшафтоведения и тематического
картографирования НИИ географии СПбГУ, кандидат географических наук,
доцент Григорий Исаченко отмечает, что раздел документации «Охрана
окружающей среды» носит поверхностный характер из-за отсутствия
картографических материалов, детально характеризующих растительность
вдоль проектируемой трассы ЗСД. Старший научный сотрудник Института
озероведения РАН, кандидата биологических наук Галина Алябина, которая
вместе с коллегами много лет ведёт научную работу на территории
Юнтоловского заказника, недоумевает, как можно было доверить работу
«специалистам», которые даже не знают, что река Чёрная не впадает в реку
Каменку.
Не выявлены все основные качественные и количественные характеристики
воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду,
в том числе на ООПТ, а так же на здоровье людей, проживающих в районе
планируемой трассы.
«Данные в представленной документации не в полной мере соответствуют
реальным природным, социальным и техническим условиям. Расчеты и
прогнозы, в основе которых лежат некорректные исходные данные, не
отражают все экологические риски, связанные с реализацией проекта ЗСД.
Соответственно, не может быть признана удовлетворительной планируемая по
проекту деятельность по охране окружающей среды» - считают участники
общественной экологической кампании «Сохраним Юнтолово».
Не согласились с проектировщиками относительно приведённых в проекте
данных о характеристиках территории и жители Приморского района. По
мнению местных жителей, буферная зона – это не свалки и «неугодья»,
какими пытаются представить зелёную зону, единственное место отдыха в
большом микрорайоне. Высокая рекреационная ценность территории
обусловлена разнообразием и эстетическими качествами природных
ландшафтов. «Здесь просто замечательно. Посмотрите сколько людей гуляет
по бывшей технологической дороге: это и велосипедисты, и мамочки с
детьми, и пожилые люди, и молодёжь. Никто ни кому не мешает, всем
хватает места» – говорит Лилия Фаткулина.
Бурную реакцию зала вызвал подготовленный организаторами мероприятия
презентационный фильм с тенденциозной подборкой планов –– пластиковые
мешки с мусором на живописных полянках. «Вероятно, этот фильм должен был
убедить нас, что платная автомагистраль будет хорошей альтернативой
свалкам. Об ответственности администрации района и муниципального совета
за вывоз мусора почему-то никто не вспомнил», – заметила Ольга
Кузнецова. «Обидно и то, что разработчики проекта, оценивая территорию,
на которой планируется развернуть масштабные строительные работы, не
учли, что буферная зона является прекрасной площадкой для проведения
научных исследований и реализации образовательных программ для студентов
и школьников».
Присутствующие на общественных слушаниях граждане, потребовали внести в
протокол обсуждений следующее предложение: *документация, представленная
на обсуждение, не подлежит утверждению, проект должен быть переработан и
повторно представлен на публичные обсуждения и Государственную
экологическую экспертизу*.