Сравнение второй половины путинского президентства с «эпохой застоя» давно уже стало общим местом. Сравнение проводят обычно по следующей линии: относительное материальное благополучие, базирующееся на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, позволяет поддерживать социальную стабильность и откладывать на неопределенный срок давно назревшие мероприятия по модернизации общества.
По всей видимости, предъявленная читателям апологетика брежневской «золотой эпохи» имеет целью апологетику современного положения вещей. Сейчас страна также переживает затянувшийся кризис мировоззренческих оснований общества. И ей предлагается благой пример: «перевести кризис мировоззренческих оснований в режим хронического медленного течения, а все силы бросить на конструктивную работу». Не забыв при этом инакомыслящих «рассовать в башенки из слоновой кости». О том, что для некоторых эти башенки оказались не в Праге и Мюнхене, а в пермских лагерях, автор, конечно, умалчивает. Sapienti sat.
И направления для конструктивной работы любезно подсказываются: жилье строить, водопровод прокладывать, металл вкладывать (sic!) в мосты и трубопроводы, деньги зарывать в родную пашню… В общем, все та же программа проедания рентного дохода. Приправленная благим пожеланием «устроить жизнь в России, не разделяясь на волков и овец».
На самом же деле сейчас Россия находится в ситуации геополитического и экономического вызова куда более острого, чем вызов, стоящий некогда перед СССР. Исламский фашизм приобретает все более явные очертания, и ближайшим полем сражения с ним, по всей видимости, будет Средняя Азия. Неконкурентоспособность экономики грозит России статусом сырьевого придатка Китая – с последующим неизбежным вхождением в политическую и культурную периферию Поднебесной. Речь идет о реальной опасности, нависшей над русской ветвью европейской цивилизации. В этих условиях неявная рекомендация сосредоточиться на поисках справедливой для всех общей сытости является, мягко говоря, недальновидной. Нет не только понимания, что «если мы не сумеем ответить – нас сомнут» - нет даже понимания, кто сомнет. И тем более нет понимания, как надо отвечать.