От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 04.09.2006 23:24:42 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Вынуждены меняться: три пути украинских россиян ("Украинская правда", Украина) (*+)

Версия для печати. Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru
http://www.inosmi.ru/translation/228035.html



Вынуждены меняться: три пути украинских россиян ("Украинская правда",
Украина)
Кто они - пятая колонна России? Оккупанты, гости или наши с вами соседи
и сограждане?


Остап Кривдик, 08 июня 2006
Россиян в Украине - восемь миллионов триста тысяч человек.

Привыкшие к удобствам советского, а перед тем - российского имперского
времени, которыми они владели как своеобразное "титульное общество",
полноценные граждане советского pax romana ("римского мира"), они вдруг
вынуждены становиться другими.

Сейчас эти люди существуют в трех разных мирах, в трех разных ролевых
группах, нормальностях, и даже обществах. Что "нормально" для украинских
россиян? Кто они - пятая колонна России, которая стремится к
"воссоединению", те, кого судьба закинула на украинские земли помимо их
воли, или политические украинцы? Оккупанты, гости или наши с вами соседи
и сограждане?

1.Евророссияне.

>Милые россияне, ваши проблемы и наши проблемы различны. Мы отдельная
вот Вас страна - запомните это.
>Я уже давно никак не могу понятий - почему эта тема до сих пор
существует? Ну все же проще простого: есть государство - должен быть
язык! Всякий нормальный гражданин обязан знать и уважать государственный
язык. Это ведь не значит, что он должен забыть свой родной язык в том
случае, если это не украинский язык. И у нас в стране, кстати, никто
этого не требует. (из форума)

Их семья могла проживать, например, в Одессе, на протяжении нескольких
столетий, а могла и переехать в Украину после провозглашения ее
независимости. Их культурная родина - Россия, их политическая родина -
Украина.
Эти люди ценят демократическое устройство, и видят с ним свое будущее -
в уважении к государству, к культуре народа, который дал этому
государству имя, и вместе с тем не боятся за свою идентичность и
идентичность своих потомков.
Эти люди не боятся украинцев и чувствуют себя уверенно и спокойно,
потому что в Украине они - в своем государстве. Они ощущают свою
отдельность от России как страны с совсем другой политической культурой,
и, будучи гражданскими патриотами Украины, не чувствуют, что их
идентичности что-то угрожает.
Они не живут сказками про "диких бандеровцев" и "врагов с Запада", не
стремятся к обязательному "союзному государству". Они чувствуют себя
свободными людьми свободной страны.

2. Мигранты.

>Для меня Украина и Молдавия такие же родины, как и Россия.
>Я бы любил Украину - если бы мудрые политики создали нормальные условия
для работы и жизни ее гражданам, базируясь на уважении к истории своей
страны (я родился в СССР). (из интернет-форума)

В большинстве случаев, они приехали в Украину по распределению после
обучения, на армейскую службу или просто на работу. Возможно, они и не
хотели сюда ехать - но у них не было выбора: Государство сказало -
значит, так должно быть. Понемногу-потихоньку устроив свою жизнь, они
родили в Украине детей, внуков, правнуков.
Тем не менее, все это время многие из них и не подозревали, что живут в
какой-то другой стране - ведь вокруг все общались по-русски, и
потребности учить еще какой-то язык совершенно не было - более того,
"аборигены" сами проявляли инициативу, переходя на русский. Газеты,
книжки, школы, телевидение, культурные мероприятия - этого было
достаточно, чтобы жить, фактически, как в России, минимально сталкиваясь
с внешним инокультурным миром.
После падения Империи они ощутили себя никому не нужными,
безответственно заброшенными в чужие края и оставленными своей Родиной
на произвол судьбы.
Внезапно они стали покинутыми французами Алжира, а в некоторых местах -
и просто бывшими представителями колониальной администрации, к которым
местные относились совсем неположительно (например, во Львове). Их
"цельный" российскокультурный мир начал рассыпаться, энтропировать.
Вдруг появилась необходимость учить еще и язык аборигенов (а
психологически это событие такого же уровня, как если бы, например,
американцев Оклахомы в обязательном порядке заставляли изучать язык
чероки).
Среди них есть и те, кто руководствуется древним правилом "ibi bene -
ubi patria" (где хорошо - там и родина): мне здесь хорошо, будет плохо -
поеду прочь, какая разница. Таким людям откровенно безразлично, где и
как жить. Тем более им безразличны чужие для них украинский язык и
культура.

3.Люди империи, оккупанты.

>А вообще забавно, наперерез всем спортсменкам, на трассу выбежал
хохляцкий тренер, пошептал че-то на ушко своей спортсменке, и она после
этого аккуратно упала на нашу Чепалову. . .
>. . ."хохляцкий" слэнг для хохла также естественен, как и бутерброд с
замороженным салом, нарезанным мелкими кубиками.
>Не понимаю, как можно заставить любит хохломову ?
>Собственно, так и создали "Украину". Вначали придумали слово - в пику
Малороссии. Потом придумали язык. Потом принудили употреблять его.
Потом - записываться в документы украинцами.
(из интернет-форумов)

Классический случай имперского сознания описан Винниченко, когда
киевского извозчика-россиянина спросили, что за памятник стоит на
Софийской площади.
"Это какой-то генерал хохляцкий", пренебрежительно ответил он, показав
пальцем на памятник Богдану Хмельницкому. Когда товарищ Винниченко стал
требовать уважения к украинской истории, извозчик просто отвез обоих
"хохлов" в полицию, сдав их там как "антигосударственников"- врагов
Российской империи.
Сейчас люди такого типа живут по всей Украине - от Львова и Ужгорода до
Донецка и Севастополя. Они откровенно презирают Украину и украинское.
"Хохлы", "салоеды", "малороссы", "Окраина"- это неотъемлемые части их
словарного запаса, часто и публично употребляемые.
Для "имперороссов" украинство - это вражеский идеологический проект то
ли австро-венгерско-польских, то ли натовских разведок, призванный
уничтожить то ли интернациональную дружбу, то ли великое
православно-славянское единство. Их единственно возможная реальность -
это восстановленная в различных формах империя. Они - недиалогичные,
агрессивные (а на самом деле - страшно перепуганные), упрямые и
последовательные потомки знаменитого валуевского "не было и быть не
может".

4. Историческая ответственность.

Украина была колонией Российской, а потом и Советской империи. Она
экономически (вымывались ресурсы) и культурно (вымывались таланты)
эксплуатировалась. Развитие украинской культуры искусственно
затормаживалось - путем запретов издательства книг, путем уничтожения
писателей и ученых в период сталинских репрессий, голодоморов,
концлагерей и брошенных в мясорубку второй мировой людей.
Украинская экономика была экономикой колониального типа, финансовые
потоки и процессы принятия решений были замкнуты на метрополии - местная
колониальная администрация только выполняла чужие указания.
Волей судьбы россияне оказались на первом плане "колонизации" этой
страны, более или менее активно принимая в этом участие. Их использовали
сверхнациональные строители сначала Российской, а потом и Советской
империи для реализации сверхнациональных целей "величия" и "могущества",
маскирующихся под "справедливость", "свободу" или "солидарность".
Ответственность за оккупацию Украины в прошлом, к сожалению, пока что
нельзя измерить. Не была осуждена антиукраинская политика Российской
империи. Все еще не дошло до рассмотрения преступлений Советского Союза
на украинских землях - и все выглядит так, как будто некому предъявлять
счет.
Обе империи направлялись под российскокультурным флагом. У россиян, в
отличие от других, был особый статус "старшего брата", и, следовательно,
право не учить язык "аборигенов" и чувствовать себя высшей кастой в
царском, а позже - советском обществе, - и, следовательно, можно
утверждать, что оккупационный режим был в большей степени их режимом.
Комплекс национальной неполноценности украинцев и русификация -
"старшебратский" продукт.
Своей имперской политикой сейчас Путин откровенно подставляет украинских
россиян, заставляя их или снова занять нишу оккупантов, или чувствовать
себя виновными за то, что вытворяет руководитель их исторической родины.
Думает ли работник на строительстве косы возле острова Тузла, русский
спецназовец, который не пускает украинцев на собственный маяк, или
товарищ Вяхирев, резко повышая цену на газ, что таким образом наводит
негатив русской политики на всех россиян, которые проживают здесь, рядом
с нами, украинцами?
В ликвидации казацкого государства или уничтожении УНР была большая вина
самих украинцев, но именно Российская, а позже - Советская империя этим
воспользовались. Многие украинцы сами были колониальными руководителями,
и сами активно принимали участие в русификации. Общая ответственность
украинцев за то, что с ними произошло - тема отдельной статьи.
Все это отнюдь не снимает ответственности с россиян.
Как каждый немец несет ответственность за преступления нацизма, так и
каждый россиянин несет свою частицу ответственности за русификацию - за
то, что украинский язык вытеснялся именно русским, что именно под
давлением русского украинцы бросали свой язык и культуру. Так россиян
подставила имперская политика, так (частично) они сами позволили империи
себя использовать.
Ответственность в российско-украинской обиде не может быть материальной.
Было бы маразмом штрафовать на 50 гривен за грехи русификации или
требовать публичного раскаяния.
Каждый украинский россиянин, по моему убеждению, должен осознать свою
моральную ответственность за культурное унижение украинцев в пользу
русского, и, как следствие, не препятствовать дальнейшему
украинизированию Украины, принять "положительную дискриминацию"
(исчезновения гегемонии российского культурного пространства) как
объективное выравнивание постколониального перекоса, а в дальнейшем
найти себя как полноценное влиятельное европейское национальное
меньшинство, которое не несет в будущее имперские проблемы и обиды
прошлого.

Только так у нас будет настоящее примирение и реальное национальное
согласие.

=================
Версия для печати. Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru
http://www.inosmi.ru/translation/229664.html



Русские на Украине: вынуждены меняться. Часть 2 ("Украинская правда",
Украина)
Украинские россияне не готовы быть национальным меньшинством. Откуда
такая боязнь?


Остап Крывдык, 01 сентября 2006
Первую часть читайте здесь (Вынуждены меняться: три пути украинских
русских)

Русских в Украине - восемь миллионов триста тысяч.
Привыкшие к удобствам советского, а перед тем - русского имперского
времени, которые они имели как своеобразное "титульное сообщество",
полноценные граждане советского pax romana ("римского мира"), они вдруг
вынуждены становиться другими.

Кто они сейчас в Украине и кем они будут в будущем?

Старшие братья или партнеры по построению государства?

>Если каждый сознательный, вместо того, чтобы объясняться в любви к
соловьиной - вытащит пару сотен гривен из шаровар и вложит их в
книгоиздательство (покупая книги), в кинопрокат ( смотря фильмы), в
покупку лицензионных дисков (с украинской музыкой) - то глядишь, и
культура так и попрет вперед семимильными шагами.

(с интернет-форума)

Издавна сложилось, что россияне воспринимают украинцев как братьев по
восточнославянской группе народов.
Вход в такой дискурс - через общее древнерусское прошлое, через
православную веру, через дальнейшее "объединение" 1654 года. Украинцы
принимали достаточно активное участие в строительстве обоих империй бок
о бок с русскими.
В Российской империи следует вспомнить роль в создании русской
государственности отдельных персоналий типа князя Безбородько или
русского историка украинского происхождения Карамзина, или участие
казацкого флота в штурме Крыма и российско-турецких войнах, или освоение
сотнями тысяч безземельных крестьян сибирских пространств на рубеже
20-го столетия.
В СССР украинцы составляли основу нижнего офицерского состава советской
армии, а также (особенно в брежневское время) составили среднее звено
государственно-партийной бюрократии почти на всей территории Союза.
Имперская пропаганда добавила к слову "братья" прилагательное "младшие".
Начиная с теории о том, что Русь тронулась на север после нашествия
Батыя, а в Украине остались только "недобитки", которых "испортили"
поляки или кто-то другой, заканчивая современной "объективной"
неконкурентностью украинского по сравнению с русским.
Такое восприятие часто соединяется с определенной пренебрежительной
насмешкой, с употреблением украинских слов в пренебрежительной форме, с
восприятием украинцев как по большей части безвредных носителей шаровар
и любителей сала.
Исключение здесь - "западенцы", за которыми закрепился шаблон хитрых
злопамятных бандитов-бандеровцев, которых из-за такого
шаблонизированного взгляда, в конце концов, и украинцами считать тяжело.
В исторический момент распада СССР шаровароносцы с бандеровцами вдруг
стали единым сообществом, язык которого стал государственным.
Это было шоком: русифицированный украинец (который по большей части и
представлял украинство на стыке двух культур) никогда не воспринимался
россиянами как что-то принципиально отличное от россиянина.
В сущности, существует определенное невосприятие того, что украинское
сообщество осуществляет свои права абсолютно аналогичным путем, как это
делает немецкое сообщество Германии или русское сообщество России,
того - что украинцы - иные, что они, как словаки или сербы, являются
другим народом с другим языком, другой культурой, и в конце концов,
другим государством.
Много россиян и в дальнейшем отождествляют себя со своей исторической
родиной, что, очевидно, нормально. С другой стороны, конфликтность
официальных украинской и русской историй видна невооруженным глазом.
Достаточно взять хотя бы персоналию Мазепы: здесь надо что-то делать или
с историей и нашим отношением к ней, или с десятигривневой купюрой.

Меньшинство большинства

>Русские на территории современной Украины - коренной народ. Точка.
(с интернет-форума)

Украинские россияне не готовы быть национальным меньшинством. Откуда
такая боязнь?
Потому ли, что в базово русско-культурных империях меньшинствам жилось
ой как несладко?
Или на самом деле вопрос в привычке субъектности, "быть-на-коне" -
способности самим вершить не только свою судьбу, но и судьбу других?
Или термин "меньшинство" должен был бы означать "люди второго сорта"?
Вспомните, насколько болезненно проходил этот процесс в Прибалтике.
Напомним, в Украине россиян, в согласно переписи, 17%.
В Латвии, например, россиян - почти 30% населения, в Эстонии - около
25% - и фактическим требованием их представителей, поддержанным Москвой,
также было сделать русский вторым государственным, что автоматически бы
означало цементирование колониального перекоса и автоматическую
"объективную" рыночную неконкурентность местных наций.
Маленькие прибалтийские сообщества не могли себе позволить такую
роскошь.
Противоположным образом решился русский вопрос в Беларуси: здесь
"титульная нация" фактически уже приняла язык и культуру русского
меньшинства - хотя согласно переписи 1999 года белорусы составляют 81%
ее населения, растворив ее в себе, а этноним "белорус", к сожалению, в
сущности, становится признаком проживания на определенной территории - и
не больше.
Ни прибалтийский, ни белорусский варианты для Украины не годятся - в
первом случае можно получить бочку с порохом (а ее так бы хотелось
видеть здесь украинским недругам), во втором - культурно растворить
украинцев (как айнов в Японии или немецких полабских славян).
В случае утверждения русскокультурных как единого политико-языкового
сообщества, роль украинских россиян резко меняется: они из национального
17%-ного меньшинства становятся авангардом количественно большей
"русскоязычной" части населения, если приплюсовать туда еще и билингвов.
А это - совсем другая позиция. Если воспринимать настоящее как
константу, а не как динамическую постколониальную сознательно
сформированную реальность, то с такой логикой недалеко и утвердить, что
русский может быть ПЕРВЫМ государственным языком.

Историческая ответственность

>. . .знание укр. языка НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДАВАЛО - он был нужен так же,
как корякский или коми. Украинский для языка межнационального общения -
это слишком.
(с интернет-форумов).

Наиболее касающимся украинско-русских культурных отношений является
вопрос русификации.
Именно русский язык был базовым для Российской, а потом и Советской
империи в их процессе колонизации украинской территории - дихотомия
"русскоязычный город версус украиноязычное село" - однозначно
колониального происхождения.
Именно в пользу русского языка дискриминировался язык украинской
управленческой сферы, украинского книгоиздания, украинского образования.
Именно тогда украинский имел очень мало возможностей быть языком
официального, научного, делового, межнационального и международного
общения в Украине.
Именно на украинско-русском культурном стыке возникло понятие "меньшей
стоимости", когда украинцы устыдились общаться на украинском, когда это
было настолько "неудобно", что оставался один "удобный" выход - сменить
язык. Русификация - совершенный эмпирический факт: миллионы тех, кто
считает себя украинцами, общаются не на украинском языке.
Голодомор, сталинские репрессии, воинские преступления Жукова и других
"мясокомандиров" второй мировой, репрессии против шестидесятников и
миграционное размывание национального сообщества - это вопросы отношений
украинского сообщества и советского режима.
Опасным является то, что именно русско-культурное сообщество было больше
всего втянуто во все советские процессы, часто составляя самую верхушку
режима - на Западной Украине это различие было просто откровенно
этницизированно.
Смешение дискурсов "советского" и русского сообществ оставляет за собой
опасность других антиукраинских концепций - о невозможности украинской
как языка межнационального общения, о исключительно советской роли в
объединении Украины, отрицая Акт Соединения 1919 года, о исторической
"объективной" необходимости Украины быть частью общего с Россией
государства, об отрицании всех антисоветских движений.
Антиукраинские стереотипы должны быть осуждены самыми россиянами - иначе
тяжело говорить о межнациональном согласии.
Публично высказанные мысли о том, что украинского государства до 1991
года никогда не существовало, то, что украинский язык - испорченный
поляками русский (а украинцы - это испорченные россияне) и что его
никогда не было на Востоке или Юге Украины, то, что украинской истории
не существует, а ее знаменитые страницы - или выдумки национально
обеспокоенных, или части чужих историй, - должны трактоваться и ими
также, как уголовно наказуемые высказывания против Украины.
Казалось бы, почему сын сумскых крестьян Ющенко должен просить прощения
у жертв волынского польско-украинского этноэкономического конфликта 1942
года?
На самом деле президент несет ответственность за все поступки
сообщества, которое живет в этом государстве - как и каждый украинец.
Это далеко не одинокий пример взятия на себя исторической
ответственности - Папа Иван Павел ?? просил прощение у мусульман и
евреев за несправедливости, причиненные им Церковью в средние века. Так
же и каждый украинский россиянин должен нести ответственность за ту
языковую и культурную ситуацию в Украине, которая сложилась вследствие
колониального искривления.
Зачем нужна эта ответственность? Для того, чтобы такое больше никогда не
повторилось - как голокост, как апартеид, как другие преступления против
человечества. Для того, чтобы завершити старые конфликты, дав им
достаточную моральную оценку, снять их с "повестки дня" межнациональных
отношений.
Такая ответственность россиян не имеет материального измерения, она
также не требует и публичного раскаяния.
Она - исключительно индивидуальный моральный акт. Ее суть - отрицать
антиукраинское, понять проблемы прошлого и допустить их решения сегодня,
даже если это неудобно (так как сотни лет неудобно было именно
украинцам). В другом случае наше вчера и в дальнейшем будет нашим
сегодня.

Выровнять искривленное

Можно сказать: украинско-русские культурные изменения, описанные здесь -
откровенные абстракции. Объективно можно удостоверить: например,
русскоязычная печатная продукция на украинской территории доминирует.
Аргументы относительно конкуренции - откровенно спекулятивные: сравнивая
бизнес с боксом, ситуация аналогичная матчу между чемпионом мира и
обычным обывателем при абсолютно честных правилах игры.
Против украинского играет и наработанная привычка украиноязычных читать
на русском, и референтность русского языка - кто-то представляет себе
массовый гламур по-украински?
Ключевым в решении проблемы является слово "неудобно": в изменяемой
языковой ситуации, где язык меньшинства перестает доминировать, занимая
свою очевидно меньшую настоящей нишу, мир становится другим, не таким
русско-удобным.
К сожалению, без этого уменьшения русско-удобства, невозможно достичь
восстановления статуса и возможностей украинского по всей территории
Украины.
Альтернатива - и в дальнейшем роль украинского как изгоя в тех зонах,
откуда его вытеснили, и маргинализация в тех зонах, где она еще есть.
Именно поэтому для того, чтобы преодолеть инерцию, и необходима как
государственная политика, так и моральное согласие русского украинского
сообщества. Иначе все закончится "объективно" - русский имперский слон
инерционно потопчет привязанную постколониальную моську.
Русскоязычное сообщество за ближайшие 50 лет в Украине станет меньшим.
Потомки тех, кто 30-40-50 лет назад был вынужден оставить общение
по-украински, возвратят себе свой язык, найдут себе место в модерном
украинском мире.
Психологически для украинских россиян процесс нахождения себя будет
довольно сложным: осознать себя полноценным не-дискриминированным
гражданином государства в юридическом понимании и, вместе с тем,
меньшинством в понимании культурном - для того, чтобы,
самоорганизовавшись, совместно обеспечивать свои культурные потребности.
Они должны осудить имперское наследство царской России и Советского
Союза, которое использовало русское для унижения других народов, и
начать новую, не-имперскую русскую страницу в Украине.

P.S. Один из контраргументов относительно российско-украинской
проблематики звучит так: не следует двигать эти проблемы, так как будет
конфликт.
Не следует оставлять эти проблемы в "тлеющем" состоянии, их необходимо
заканчивать, исчерпывать, не нести в будущее. И первый шаг - это диалог.
Хотелось бы услышать мнение украинской русской стороны.

Остап Крывдык, политолог, активист

________________________________________________________

Вынуждены меняться: три пути украинских россиян ("Украинская правда",
Украина)