От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.09.2006 00:26:31 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Известия". "Кавказская война" в Карелии (*+)

http://www.izvestia.ru/russia/article3096208/index.html




"Кавказская война" в Карелии

2 человека погибли, десятки спаслись бегством в результате беспорядков в
карельском городке Кондопога
В воскресенье в карельском городе Кондопога продолжали задерживать
участников массовых беспорядков, которые начались в городе после
стихийного митинга, на котором местные жители требовали от власти
выселить из Кондопоги лиц кавказской национальности. Эта громкая история
в маленьком городке, в гордящейся своей национальной терпимостью
Карелии - серьезный сигнал о том, что власть упускает из виду реальное
положение дел в обществе.

Все началось в ночь на среду с банальной пьяной ссоры в местном
ресторане "Чайка", принадлежащем выходцам с Кавказа. Бармен (тоже
кавказец) сделал замечание компании подвыпивших молодых людей за то, что
они своим бурным весельем мешают другим посетителям. Что было сказано -
доподлинно не неизвестно, но те обиделись и кинулись в драку. Бармен
вырвался, но через какое-то время вернулся обратно с "группой
поддержки", вооруженной обрезками труб, бутылками и ножами. Все вышли на
улицу "разобраться".


В результате драки один из участников скончался на месте, другой - по
пути в больницу, третий умер уже в реанимации. Подозреваемые в убийствах
были установлены и задержаны на следующий же день.
В МВД Карелии отказались сообщить национальную принадлежность
подозреваемых. Однако в Кондопоге тут же всем стало известно, что это
выходцы с Кавказа. Сначала говорили, что это чеченцы - ресторан
принадлежал выходцу из этой республики. Позднее утверждали:
азербайджанцы. Но точная национальная принадлежность местным жителям
была не так важна: "черные" убили "наших".
В следующую ночь в Кондопоге были подожжены три торговые точки и гаражи
выходцев с Кавказа. Из-за того, что по городу стали ходить слухи о
грядущих погромах, все южане спешно позакрывали свои торговые точки и
постарались уехать из города.
Еще через сутки толпа молодых людей попыталась разгромить и поджечь
ресторан "Чайка". Разгрома удалось избежать только благодаря
вмешательству ОМОНа. В субботу у центрального рынка города состоялся
стихийный митинг. Его отличительной особенностью было то, что никакого
явного или скрытого организатора у митинга не было. Отчасти сыграло свою
роль и анонимное обращение к жителям города, появившееся в интернете,
"прийти и высказать свой протест против засилья неруси". Люди на улицах
спрашивали друг друга, пойдут ли протестовать, посылали sms друзьям и
знакомым. Получали утвердительный ответ и говорили, во сколько и где
намечена встреча. В городке с 50 тысячами человек "сарафанная почта"
сработала мгновенно. Пришло около 2 тысяч.
Митингующие потребовали от мэрии "освободить город от кавказцев в 24
часа". Мэр Кондопоги Анатолий Папченков попытался успокоить толпу,
пообещав, например, убрать с рынка торговцев с юга, чтобы могли
торговать местные, и решить "ряд хозяйственных споров".
Большую часть митингующих это, по-видимому, устроило, они начали
расходиться. Но некоторые разгоряченные алкоголем жаждали активных
действий. По словам очевидцев, толпа около 200 человек двинулась по
улицам города, блокируя движение автотранспорта, забрасывая камнями все
машины, поджигая и грабя магазины. И чья-либо национальность тут уже
была ни при чем. Подавить беспорядки удалось только к вечеру субботы.
Было задержано более 100 человек.
Но в Карелии сейчас задаются одним вопросом: как могло случиться, что
республика, которая всегда ставилась в пример другим многонациональным
регионам как образец толерантности, вдруг превратилась в очаг настоящего
междоусобного конфликта? Судя по тому, как реагируют на произошедшее
местные власти, Карелия ответа на этот вопрос не дождется никогда.
- Бытовому конфликту пытаются придать этническую окраску, - заявил глава
Карелии Сергей Катанандов. Однако по поводу бытовых конфликтов
губернаторы не выступают со специальными обращениями в эфире местной
телекомпании. А Катанандов выступал. Значит, дело серьезнее?
Мэр Папченков считает, что "в основе конфликта лежат вопросы владения
собственностью". Где мэр был до этого и почему эти вопросы не были
урегулированы с его помощью? Ответа пока нет.
В МВД республики вообще говорят, что виноваты грядущие выборы в
Заксобрание, не исключая, что националистический мотив использует кто-то
из кандидатов. Однако никто из кандидатов в митингах не участвовал.
Предстоит разобраться и с ролью Движения против нелегальной иммиграции
(ДПНИ) - его эмиссары вовремя подсуетились, прибыли в Кондопогу из самой
Москвы в разгар событий и "возглавили" их, умело подогревая бытовой
национализм.

Алексей Укконе (Карелия)

Что думают по этому поводу эксперты?

Глава аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин:
- Произошедшее в Кондопоге - первый звонок, подобное будет происходить и
в дальнейшем. Дело в том, что российское общество не готово адаптировать
более примитивно устроенные сообщества - будь то чеченские или какие-то
другие. Они привыкли жить своими общинами, со своими ценностями, своими
представлениями о том, например, "как должен вести себя джигит".
Задача властей - обеспечить жизнь по закону для всех граждан. А у нас,
например, если, скажем, чеченец сделал что-нибудь незаконно, милиция
идет разбираться к старейшине общины, а не исполняет, как следовало бы,
закон.
И пока такие нерастворяющиеся сообщества не будут адаптированы, будут
продолжаться подобные события, будут сосуществовать мирки, которые друг
другу не доверяют.

Александр Тер-Ованесов, член комитета Совета федерации по делам
федерации и региональной политике:
- Виновные в совершенных преступлениях должны быть наказаны в
соответствии с законом. Однако в случившемся не стоит делать акцент на
национальности - это неверный путь. Ведь в каждом народе есть и негодяи,
и хорошие люди. Переносить ответственность с конкретного человека на
весь народ неправильно. Так можно далеко зайти, это очень опасно!

Карельская общественная организация "Пацифист":
- Последние события все явственнее свидетельствуют о росте национализма
и расизма на бытовом уровне. Невнимательность и безответственность
властей к межнациональным конфликтам, постоянное целенаправленное
упоминание в течение нескольких лет по центральным СМИ национальностей
лиц, подозреваемых в совершении преступлений, участие в операциях в
Чечне жителей разных регионов России (в том числе и Карелии), которые
благодаря пропаганде в советском духе проникаются националистическими
идеями, - все эти причины ведут к противостоянию между гражданами России
по национальному признаку.

Какие еще конфликты были в России?
Самые крупные за последнее время беспорядки происходили в Астраханской и
Ростовской областях. Толчком к конфликту в Астраханской области
послужило убийство чеченцами калмыка Николая Балдырева. 18 августа
прошлого года около 300 калмыков после похорон Балдырева двинулись с
кладбища по селу. Толпа начала громить дома, принадлежащие чеченцам,
жечь их машины.
Этот конфликт стал результатом нараставшей напряженности в отношениях
между новой волной прибывших на жительство в село чеченцев и коренным
населением калмыков и русских. По словам губернатора Астраханской
области Александра Жилкина, после проверки он выяснил, что чеченцам в
ущерб интересов коренных жителей села выделялись в аренду лучшие земли,
они получали послабления при регистрации.
25 июня этого года групповая драка между дагестанцами и русскими
произошла около ресторана "Разгуляй" в городе Сальске Ростовской
области. Один из русских погиб от выстрела дагестанца. После этого на
митинге зазвучали призывы выселять кавказцев. Однако, после того как
против стрелявшего возбудили уголовное дело, волнения стихли.
В прошлом году в Ремонтненском районе Ростовской области казаки узнали
об изнасиловании дочери юртового атамана 28-летним чеченцем. Более сотни
казаков направились в село Ремонтное, чтобы разобраться с ситуацией. В
район были стянуты дополнительные силы милиции. Столкновения удалось
избежать, несмотря на то, что казаки настаивали на выселении из района
чеченца и его семьи.

Елена Строителева (Ростов-на-Дону), Валерий Корнев (Волгоград)

Чеченская диаспора - "головная боль" бельгийской полиции
Представители чеченской диаспоры за рубежом также иногда попадают в
неприятные истории. В конце августа появились сообщения, что в
бельгийском курортном городе Остенде на побережье Северного моря группа
из 30 чеченцев напала на охранников и посетителей ночного клуба. По
словам представителей местной полиции, чеченцы, вооруженные клюшками для
гольфа, палками и бейсбольными битами, поздно вечером ворвались в клуб,
избив восьмерых охранников, дежуривших у входа. Хулиганы разгромили
столы и барные стойки, отобрали бумажники у нескольких посетителей.
Ранее, по словам полицейских, произошел другой конфликт с чеченцами,
которые "неприлично вели себя прямо в центре города - кричали, мешали
прохожим".

Петр Иноземцев

Рознь разжигают оборотни в погонах

Шесть лет группа таджиков заливала две квартиры в московской
многоэтажке. Они привозили укроп, раскладывали его на полу и поливали из
душа, чтобы не завял. А еще они торговали наркотиками. И обо всем этом
страдавшие москвичи писали в милицию, префектуру, районную управу,
мэрию, суды, всем людям доброй воли... В ответ милиция сообщала, что
притон... поставлен на учет.
Блюстители порядка втихаря рекомендовали жертвам мигрантов набить
мерзавцам морду. Возможно, доведенные до отчаяния люди, защищая свою
собственность, так бы и поступили, а правозащитники включили бы в свою
хронику очередное нападение на беззащитных таджиков. А потом доброхоты
из МВД арестовали бы погромщиков и объявили бы, что конфликт носил
бытовой характер. Или в зависимости от конъюнктуры рассказали бы, что
обезвредили банду страшных скинхедов и пули свистели над головой
участкового. Но обошлось - у квартиры, где таджики так прочно
обосновались, сменился хозяин, а вместо рынка, где они торговали,
построили супермаркет. Обошлось, хотя противно до сих пор. Но убийства и
попытки изнасилования - это не мокрый потолок и испорченные обои.
Этим летом в Сальске (Ростовская область), в Харагуне (Читинская
область) и в Сыктывкаре (Республика Коми), а теперь в Кондопоге дело
дошло до столкновений и требований выселить инородцев. Местные власти
объясняют, что конфликты бытовые. Это верно. Повод для межэтнических
конфликтов всегда бытовой, потому что быт - это образ жизни. И он везде
разный. Допускаю, что таджики у себя дома поливают разложенный на полу
укроп водой, а торговля наркотиками среди них вполне почтенное занятие.
Узбеки, например, выплескивают из пиалы остатки чая. У себя на родине
они пьют его во дворе. А как это будет выглядеть, скажем, в кафе или в
вашем доме? Но грубые выходки чужаков - еще не причина для погрома.
Причина настоящая в том, что на протяжении длительного времени оборотни
в погонах и пиджаках с особым цинизмом и жестокостью позволяют
пришельцам вести себя с местными жителями без всякого уважения, как на
оккупированных территориях. И в Сальске, и в Харагуне, и в Сыктывкаре, и
в Кондопоге люди решили, что милиция не обеспечивает элементарного
соблюдения законности. Преступники оставались безнаказанными. И это
самое важное. Если власть не способна обеспечить порядок, а людям
надоело терпеть, тогда и начинаются погромы. На городской сход в
Кондопоге вышло 2000 человек. Огромный митинг. Как же надо было довести
людей?! А может, они все фашисты?
Нам же все время пытаются внушить мысль о росте национализма и фашизма.
Помните, какая началась истерика, когда присяжные в Санкт-Петербурге
оправдали обвиняемых в убийстве таджикской девочки? Несколько месяцев
спустя выяснилось, что убили совсем другие люди. О позорных оскорблениях
в адрес присяжных и всей страны никто и не вспомнил. Так и живем и мы, и
они с клеймом нацистов...
В апреле в интервью "Известиям" святейший патриарх Московский и Всея
Руси Алексий II указывал на источник опасности: поведение "приезжающих в
страну людей, создание ими замкнутых национальных и религиозных
эксклавов, которые игнорируют окружающее общество, его традиции и образ
жизни". Предстоятель Русской православной церкви призвал тогда "вернуть
смысл жизни молодежи, особенно в малых и средних городах". Вот - задача
для власти. Но в Карелии, видимо, больше прислушиваются к мнению муфтия
Висама Али Бардвила, эмигранта из Палестины. Он больше озабочен не
воспитанием своих единоверцев, а борьбой с исламофобией в газетах,
публикующих кавказские фамилии в сводке происшествий и объявления о
сдаче жилья с припиской "нерусским - не беспокоить".
Борис Клин



09:47 04.09.06
Обсудить на форуме