От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 20.04.2006 23:21:21 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Распространение демократии: отклики с мест ("Le Monde", Франция) (*+)

http://inosmi.ru/translation/226920.html

Распространение демократии: отклики с мест ("Le Monde", Франция)
Даниэль Верне (Daniel Vernet), 19 апреля 2006



Сделав распространение демократии по миру одной из задач своего
президентского срока, Джордж Буш добился, по крайней мере, одного
результата. Демократия стала чем-то вроде табу. Даже авторитарным
лидерам приходится признавать ее эталоном. 'Несколько десятков лет назад
в арабском мире шло соревнование - кто самый большой националист,
потом - социалист, а сейчас - демократ', - отмечает Саад Эдин Ибрагим
(Saad Edin Ibrahim), директор каирского Центра Ибн Халдуна (Ibn
Khaldoun - средневековый марокканский историк - прим. перев.) на IV
конференции ассоциации 'Мировое движение за демократию', которая
проходила в начале апреля в Стамбуле. Порок просто отдает должное
добродетели, нельзя объяснить такую логику искренним выбором
демократического пути. Насильственное насаждение демократии по Бушу
вызвало лишь обратный эффект, а провал американских планов в Ираке лишь
усилил его действие. Работа борцов за демократию и права человека на
местах еще более усложняется.

И это не главное препятствие, с которым они сталкиваются. Чтобы понять
реальные трудности, которые им приходится преодолевать на пути к
достижению своих целей, нужно на некоторое время отойти от теоретических
споров и дипломатических переговоров и выслушать их историю. Эти
трудности не ограничиваются только скрытым или явным преследованием НПО.
Но и его не стоит недооценивать. В России вполне открыто говорилось о
том, что недавний закон о контроле над деятельностью НПО имеет своей
целью усложнить задачу тех организаций, которые так хорошо сработали в
Грузии или на Украине и внесли свой вклад в свержение
посткоммунистических правительств. Однако эффективность применяемых
такими организациями методов может оказаться под вопросом. 'Как так
получилось, что в Казахстане в последние пятнадцать лет наблюдается
отход от демократических принципов, несмотря на работу правозащитных
организаций', - спрашивает казахский гражданин, который ставит под
сомнение их 'неприспособленные к ситуации' методы.

Жительница Киргизии подчеркивает, что работать в стране, где произошла
псевдо-революция, так же сложно, как и при открыто авторитарном режиме.
Народное восстание, которым сопровождалась в 2005 г. 'революция
тюльпанов', потом возглавила номенклатура, не обеспечив даже минимальных
гражданских свобод (например, плюрализм мнений в прессе). Использование
новых методов, к примеру, создание интернет-радиостанций - еще один
способ обойти официальные запреты. 'Проблема в том, что их слушают лишь
наши убежденные сторонники', - с сожалением констатирует эта женщина. А
представитель России обеспокоен политическим равнодушием молодежи, ведь
во многих бывших советских республиках нынешнее поколение
правозащитников начало свою борьбу с режимом еще в последние годы
существования СССР. Один из вопросов, которые беспокоят сейчас
правозащитников - как проповедовать универсальные ценности в
специфических культурных условиях. В частности, насколько совместимы
демократия и ислам. Они считают, что здесь нет одного, глобального
ответа, нужно действовать в зависимости от конкретной ситуации.

Можно все же выделить несколько условий для успешного перехода к
демократии, считает Вали Наср (Vali Nasr), американский профессор,
специализирующийся на Южной Азии. Они действительны как для
международного сообщества, так и для организаций в конкретных странах.
Обеспечение совместимости ислама с демократией само по себе является
частью процесса демократизации, подчеркивает он. При пропорциональной
избирательной системе можно избежать того, чтобы власть оказалась в
руках меньшинства, даже довольно влиятельного. Чем больше политических
партий, в том числе различных исламских групп, тем лучше, ведь такое
разнообразие вынуждает стороны вести диалог и находить компромиссные
решения. И наконец, проблема распространения универсальных ценностей в
специфической культурной среде является одной из основных не только для
исламских политиков, но и для светских партий, НПО и всего
международного сообщества. В каждой конкретной стране правозащитники
ежедневно решают эту задачу. И им не нужно помогать танками.