|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
26.03.2006 20:50:17
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
<Сволочи> в <Полумгле> истории (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg112006/Polosy/1_2.htm
ЗА ГРАНЬЮ
<Сволочи> в <Полумгле> истории
Два этих кинофильма, вышедших в наш прокат сравнительно недавно, явились
тем не менее последними гулкими отзвуками той массированной,
громокипящей, бравурной и на редкость малоосмысленной арт-кампании, что
была проведена в стране в ознаменование 60-летия Победы.
Дату, или, как сейчас принято говорить, <информационный повод>,
использовали на всю катушку: с размахом и помпой, куда там прежние
советские юбилейные торжества (кампания разворачивалась в лучших
традициях полководческой тактики большого <навала>, только тогда не
жалели человеческих жизней, а сегодня - финансовых средств), и с ранее
невиданными возможностями для любых творческих самовыражений и
исторических переосмыслений.
На визуализацию своего индивидуального взгляда на образ Великой
Отечественной войны, ранее уже оставивший след в искусстве, постановщик
Александр Атанесян получил от щедрот государства (в лице Федерального
агентства по культуре и кинематографии), согласно просочившимся в печать
сведениям, 700 тысяч долларов.
Режиссёру-дебютанту Артёму Антонову перепало, судя по всему, значительно
меньше: он, вон, бедный, не смог даже безусловно напрашивающегося в кадр
по всем законам кинематографической логики завалящего медведя перед
камерой поставить - ограничился узнаваемым рычанием на озвучке, да
какими-то ритмичными шевелениями в недрах домысливаемой зрителем
берлоги:
Но, так или иначе, общая смета госрасходов на два проходящих, по идее,
по разряду вошедшего в былую силу и новую моду <патриотического> должна
приближаться к заветной цифре в миллион американских дензнаков. Творцам
её, ясное дело, не достало. Бог с ним, со скучно виртуализировавшимся
косолапым - в конце концов в отличие от коллеги Атанесяна режиссёр
Антонов снимал не какой-то там залихватский военный экшен, бери выше,
глубоководную притчу - но вот качество компьютерных спецэффектов в
первом из рассматриваемых случаев, всерьёз претендующем на сугубую
<блокбастерность>, право слово, могло быть и повыше. Хотя, рискнём
предположить мы, бросающаяся в глаза выразительная бледность экранных
полотен проистекает вовсе не из-за досадных бухгалтерских обсчётов по
части освоения бюджетных выделений и не по причинам неожиданных промашек
опытнейших продюсеров. Так, например, обращает на себя внимание наличие
в титрах наряду с собственно производителями - продюсерским центром
<Парадиз> и киностудией <Никола-фильм> соответственно ещё каких-то
<аффилированных> в процесс создания лент структур, как-то: фонд Ролана
Быкова и кинотелевизионная компания <РИТМ>, с одной стороны, и
<представляющего> вездесущего канала телеканала СТС - с другой.
Припадение же к молочным государственным сосцам, пускай даже и в случае
обращения к <святой для всех и каждого теме>, пусть и в виду совершенно
особого предъюбилейного ража, вынуждающего отдельных ответственных лиц
выступать в роли бендеровского сеятеля денег налогоплательщиков, всё
равно - как нам всем теперь уже очень хорошо известно - властно требует
определённых лоббистских усилий. Впрочем, пора прервать, вероятно, ход
наших опасных и голословных в данном случае умозаключений. Тем более что
суть дела отнюдь не в этом.
Главное - в другом. В том, что и атанесяновские <Сволочи> и антоновский
<Полумрак> (а речь, как было нетрудно догадаться идёт именно об этих,
вызвавших некоторый шорох в СМИ, произведениях <возрождающегося>
отечественного кинематографа) при всей их жанровой, стилевой и проч.
несхожести поразительно сходны в идеологической надстройке или, как
опять-таки нынче принято выражаться, в своём <месадже>. Который можно
смело обозначить как попытку перекодировки исторической памяти. И
<народное> кино <Сволочи>, рекламировавшееся и <продвигавшееся> в массы
<весомо, грубо, зримо> (от этих обнажённых подростковых торсов с
постеров, недавно украшавших собой едва ли не каждую остановку
городского общественного транспорта, казалось, некуда было укрыться), и
куда более сдержанных на первый взгляд амбиций <Полумгла>, относящаяся к
направлению кинематографа авторского, интеллектуального,
<фестивального>, - каждое со своей стороны решительно взялись за <смену
вех>.
Довольно с нас, словно бы возопили они в унисон, всего этого упоения
победными маршами и любования боевой романтикой, довольно всех этих
мудрых полководцев и беззаветных героев. Пора вспомнить о классическом
<маленьком человеке>, перемалываемом в труху жестоким военным молохом. И
режиссёры-гуманисты, ничтоже сумняшеся, избирают для своих душервущих
экранных откровений следующие богатые сюжеты.
1943 год. В суровых горах Казахстана денно и нощно готовится отчаянная
бригада юных ниндзя-диверсантов, без страха и упрёка, набранная из числа
14-15-летних преступников и одиноких беспризорников, которым Родина
великодушно предлагает погибнуть за неё. Пускай в безвестности, но зато
в лихом мальчишеско-бандитском азарте, на который умудрённые психологи
из НКВД дальновидно делают основной расчёт.
Зима 44-го. В забытой богом деревушке холодного северного края группа
пленных немцев строит вышку для радиомаяка, постепенно убеждая - и люто
ненавидящих их поначалу советских воинов-охранников, и с понятной
встревоженностью встретивших их простых деревенских баб - в том, что они
<тоже люди>. И когда это осознание, кажется, уже полностью растопило
души (и, более того, готово предъявить миру нескольких его одушевлённых
плодов) - на арену выступает сумрачного вида представитель
вышеупомянутого ведомства и не терпящим возражений голосом отдаёт
команды: стройку за возникшей ненадобностью остановить, строителей ввиду
невозможности их транспортировки и отсутствия питания ликвидировать. Что
немедленно и исполняется в действие, практически на виду у жителей
деревни Полумгла.
В истории Второй мировой с избытком трагических и по-настоящему страшных
страниц, в том числе и таких, что не дают большого повода для
собственной гордости. Стоит ли ещё более поддавать <хоррора> и
слезоточивых страстей, тем более что реальные исторические факты
ставятся при этом ровно с ног на голову. В действительности подобные
диверсионные группы из беспризорных подростков, оказавшихся на
оккупированных территориях, пытались создать немецкие абверкоманды. Надо
ли говорить, что в наших войсках, и без того переполненных горящими
отчаянностью до всяких особо важных заданий добровольцами, нужды в них
не было никакой. О том, что именно в 1944 году соответствующие органы
проявляли особую заинтересованность в сохранении и даже увеличении
ресурсов жизнедеятельности военнопленных рабочих сил, о чём неоднократно
уведомляли имеющимися в архивах телеграммами и директивами (в частности,
о максимальном улучшении их питания):
Но до архивов ли современным гуманистам? Все эти справки ФСБ,
предшествовавшие пышной премьере <Сволочей>, все эти крики души
сценаристов <Полумглы> Игоря Болгарина и Виктора Смирнова о том, что
приданный фильму новый финал не только полностью разрушил их авторский
замысел, но и является полностью надуманным (на передовой - да, могли
расстрелять, в тылу - никогда), а также последовавшие затем депутатские
запросы требования создания специальных историко-консультативных
комиссий - всё это, с одной стороны, для триумфаторов проката и
международных фестивалей, с другой не более чем досадное жужжание. А в
результате - мощнейший дополнительный рекламный и PR-фактор, о чём прямо
заявил режиссёр Атанесян.
Реклама же является вторым, после умелого освоения средств госбюджета,
главным двигателем нашего бодрого и беззастенчивого <нового российского
кино>.
Александр А. ВИСЛОВ