От Сергей Вадов Ответить на сообщение
К Zhlob
Дата 22.02.2006 13:37:16 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Практикум; Семинар; Версия для печати

Проблема качества.

Zhlob,

указанную Вами проблему вижу - абстрагируясь от колбасы (которая и в СССР и сейчас бывала хорошая, а бывала крайне низкого качества, и сравнить, когда больше, затруднительно, т.к. производители стараются не афишировать факт некачественности продукции). Представим себе теоретически - когда и если в России будет построена рыночная экономика, указанная Вами проблема все равно может наблюдаться - ведь и вправду, если один из конкурирующих заводов производит более дешевую и вкусную колбасу, но влекущую отдаленные отрицательные последствия для здоровья, он сможет здорово потеснить конкурентов - которые, как можно ожидать, начнут делать то же самое.

Корень проблемы, полагаю, в том, что общество неправильно ограничило рамки конкуренции. Правильная ситуация такова: есть жесткие внешние рамки, одинаковые для всех игроков на рынке (в колбасу можно класть то-то и то-то, нельзя или не больше %% то-то и то-то). В таком случае конкуренция будет направлена на пользу потребителю, а не против него - в установленных рамках конкуренты будут голову ломать, как лучше потребителя удовлетворить. Предполагаю (но не знаю точно), что именно так устроено на Западе - где рыночная экономика уже давно, но колбаса (да и здания) в целом качественные. Интересно было бы узнать, верна ли гипотеза, или на Западе применяются какие-то иные механизмы.

> Более дорогими выходят перевозки, потому что сегодня машины грузятся в соответствии с заказом, который представляет собой случайную величину. Обычно ЗИЛ 4-тонник везёт 2,5-3 тонны. А при Советах старались загрузить под завязку. Кстати, сегодня имеется тенденция к преимущественному использованию малотоннажных машин - ГАЗелей, "бычков", а это также означает относительно больший расход топлива. Кроме того, из-за случайного расположения точек разгрузки (где удалось впарить свою колбасу) менее рациональными стали маршруты, что приводит, опять же, к большему расходу топлива.

Тут не так просто посчитать - расходы магазинов по логистике сейчас выше, но зато расходы граждан по логистике ниже, ибо не нужно обходить 10 магазинов и стоять в длинных очередях (не говорю уж о тех, кто ехал в Москву 3 часа на электричке, чтобы колбасой отовариться).

Сергей Вадов