От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 24.06.2001 18:32:39 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Городской постфольклор и магическое мышлениеj(*)

Работы Гуры есть кусками в сети, но это только осколки без "сетки", без
стержня. См. ссылки


Гура А. В.
Символика животных в славянской народной традиции.
- М.: Издательство "Индрик", 1997. - 912с. (Традиционная духовная
культура славян / Современные исследования.)

Книга посвящена славянским народным представлениям о животном мире как
особому фрагменту традиционной картины мира. Предлагается двусторонний
подход к описанию животных. На основе широкого сопоставительного анализа
материала разных славянских традиций в его разнообразных формах и жанрах
(народные верования, фольклорный, обрядовый и языковой материал,
изобразительные мотивы, элементы материальной и книжной культуры)
устанавливается набор смыслоразличительных признаков животных как особых
мифологических персонажей и предлагается модель для возможно более
полного описания представления о животных. Наряду с классификацией
признаков, дающей представление о животном мире в целом, дана
"портретная галерея" образов, что позволяет выявить специфические
особенности каждого животного и одновременно целых их групп и классов
(дикие звери, гады и насекомые, птицы, рыбы). Книга написана на обширном
и преимущественно новом материале полевом и архивном, снабжена
подробными библиографическим и предметно-тематическим указателями. Она
адресована не только специалистам - этнографам, лингвистам,
фольклористам, - но и широкому кругу читателей, интересующихся
мифологией и историей народной культуры.

сервер "Славянская мифология". В большои и разнокачественном словаре
Гурой написан ряд статей(в основном про отдельных животных - заяц, волк,
медведь и др.). Другой источник - ангалогичные статьи, печатавшиеся
циклом в отличном журнале"Родина".
Серве "Родины" у меня где-то есть, но по-моему в архиве там многие
великолепные материалы, в тмо числе по этнографии и культуре, не
доступны в электронном виде.

http://www.patent-mcci.ru/new/g/gady0.htm
------------------------------------------------------------------------
--------

ГАДЫ - животные, выделяемые в традиционной народной культуре в особый
класс хтонических животных. К ГАДАМ относятся в основном пресмыкающиеся
(прежде всего змеи) и земноводные (лягушки, черепахи и др.), но также
насекомые и некоторые другие животные, например, мыши и змееподобные
рыбы (вьюн, угорь), черви и гусеницы. Близки к ним и некоторые птицы.
Для наименования животных этого класса используются слова "гады", "щур",
"погань", "нечисть" и др.

В различных славянских языках для многих животных этого круга
используются слова с корнем щур- ("ящур", "щурка", "щур", "щурик",
"щурец" и т. п.). У всех славян слова "гад", "гадина" встречаются в
качестве обозначения змеи. "Гадиной" называют и ящерицу. В легенде об
аисте, охранителе и очистителе земли от ГАДОВ и прочей нечисти, бог
приказывает аисту выбросить мешок с ГАДАМИ, т. е. змеями, ящерицами.
лягушками, жабами, вредными насекомыми.

Жаба, по поверьям, спаривается с ужом или считается его матерью, а
черепаха связана своим происхождением с гадюкой. Различные "змеиные"
названия, в том числе и "гад", используются для обозначения червей, а
"червяком" в заговорах называют змею, чтобы обезопасить себя от нее. Из
червей, по поверью, могут возникать змеи. Словами "гад" и "гадина"
нередко называют различных насекомых, особенно кусающих и паразитов:
мух, оводов, слепней, комаров, мошку, вшей, блох, клопов. Стрекозу
украинцы и словаки называют "гадячим слугой", чехи - "гадовым оком",
поляки - "гадовой головой" или "гадовым жалом".

Близость змей и насекомых проявляется и в поверьях, и в ритуально -
магических действиях: в способах их изгнания; в оберегах от укусов; в
сходном применении настоев из змеи, блох, клопов в народной медицине; в
ритуальном убиении, а иногда и похоронах ужа, гадюки, ящерицы, жабы,
рака, медведки, блохи, вши или наука с целью вызывания дождя. "Гадом",
"гадиной" или же "поганью", "поганкой" и т.п. называют также мышей или
собирательно мышей, крыс и лягушек. Многие табуистические
(заместительные) названия ласки связывают ее со змеей, червем, мышью,
крысой. "Ящериным" украинцы считают хвост кота или верят, что в хвосте
кота сидит гадюка. Из рыб к ГАДАМ относятся змеевидные вьюны, угри,
миноги, которых называют "слепой гадиной" или "змеевым братом".
Полагают, что они спариваются со змеями, и считают их змеей в девятом
или двенадцатом поколении.

В некоторых славянских диалектах "гадом" или "гадиной" называют и птиц,
чаще домашнюю птицу. Имеются и другие общие наименования для ГАДОВ и
птиц. Близость их проявляется и в поверьях: ласточки и лягушки, воробьи
и мыши или жаворонки и мыши могут взаимно превращаться друг в друга;
птицы, насекомые и змеи уходят зимой в "ирей"; змеи, насекомые и
некоторые птицы (жаворонок, перепелка) прячутся на зиму в землю; птицы
(желна, ласточка, удод), змея, черепаха или еж являются обладателями
разрыв-травы, змеи и птицы (ворон, дрозд, орел) владеют особым камнем,
делающим человека невидимым или способным видеть клады и понимать язык
животных; уж "играет" с кукушкой; в легендах кукушка, ласточка и змея -
три обращенные сестры Лазаря, кукушка - жена мужа - ужа, а соловей и
лягушка - их дети и т.д. Поверья, связывающие змею с петухом или
курицей, в значительной степени восходят к образу василиска. Так, из
петушиного яйца или яйца черной курицы появляется на свет змееныш -
домовой. Петушиный или куриный гребень имеет на голове царь змей.
Существуют поверья о гаде - курице. Рассказывают, например, что "гадина"
(змея, гадюка) выглядит как курица с крыльями и красными, как огонь,
перьями, что она летает, как курица. Вспорхнет - и за ней останется след
от сожженной травы. Детенышей же она выводит из яиц, а укус ее
смертелен.

ГАДЫ тесно связаны с демоническими персонажами. Так, любая змея, уж,
полоз, лягушка или карп по истечении определенного времени и при
определенных условиях становятся летающим змеем. С другой стороны, из
убитого летающего змея или развеянного пепла сожженного змея, по
поверьям, зародились змеи, ящерицы и мыши. Змея (уж) и ласка часто
выступают в роли домового. Свойствами домашнего покровителя могут
обладать также лягушка, крыса, крот, кошка, червь, муравьи и тараканы.
Как и с домовым, со змеей, мышью, лаской и ласточкой связывается выбор
масти скота. "Гадиной" называют знахарей-колдунов, а "змеей" - ведьму.
Происхождение знахарей связывают с расползшимися кусками разрубленной
змеи. Из крови Каина произошли змеи, волки, собаки, а также ведьмы, вилы
и некоторые другие демоны.

ГАДАМ присущ ряд общих признаков, Это в основном животные, связанные с
подземным миром: они обитают в земле, а потому часто слепы, в норе, в
подполье или под порогом дома, уходят на зимовье в землю появляются из
нее (змеи, черви, мыши, ласка, многие насекомые, некоторые птицы). Они
обладают подземными кладами (змеи, ласка ворон). С землей связано и их
происхождение: блохи и вши произошли из горсти земли, пыли, праха, пепла
жабы - из грязи, жаворонки - из комочков земли, воля - из глины. Они
связаны с душой предка - "пращура" (змея, лягушка, ящерица, волк). Это
нечистые, часто дьявольские создания (ср. легенды о создании дьяволом
змеи, волка). Большинство из них ядовиты (змея жаба, ласка, угорь). С
ГАДАМИ связаны различные обрядовые способы их изгнания и многочисленные
запреты и обереги от них, но и сами они имеют часто функции оберега и
покровителя.

А.В. Гура

http://www.patent-mcci.ru/new/m/mysh0.htm

МЫШЬ - нечистое животное, считающееся созданием дьявола. МЫШЕЙ и крыс
народная традиция относит к "гадам": их называют "гадом", "гадиной",
"поганью" и т. п.
.....

.Лит.:

Сумцов Н Ф. Мышь в народной словесности // Этнографическое обозрение.
1891. ? Г.