>Принимаю критику как начало дискуссии.
Так было бы что критиковать.
Коммунисты агитки про колхозы писали, а этот князь - про хутора. Показательно сделать разбор на внутреннюю противоречивость 'письма хуторянина'.
>«ВСЕ, ЧТО НАПИСАНО ЗДЕСЬ, Я ЛИЧНО ПЕРЕЖИЛ НА СЕБЕ»
Очень сомнительно, как любое эмоциональное заявление.
>Как обидно слышать хулу на хуторскую жизнь, много об
Вот именно. Скорее цель письма - излить обиду.
>Некоторые говорят, что на хуторе невоз-можно иметь >лишнего скота, потому что необходимо, чтобы скот был >привязанный на веревках, от чего ожидай несчастья, — >скотина может удавиться. У неаккуратного, у пьяницы и >лентяя и в общине бывает много несчастий со скотом.
Прошу заметить - союз 'и' показывает, что несчастья с животными происходят и в хуторах.
>Гуляя по воле без надзора хозяина, они вваливаются в >картофельную яму, в погреба, в ямы, где крестьяне >мочат пеньку, и там часто поги-бают. На хуторе этого >быть не может.
См. выше. Первое явное противоречие.
Надо понимать так, что за скотом есть 'постоянный' надзор одним из членов семьи? Этим будет заниматься дочь? Еще одна дочь надзирает за двумя малолетними детьми?
>Скота у нас больше, чем в общине, но несчастий с ним >пока еще не было. В жаркое время скот стоит во дворе и >ест свежескошенную траву, люцерну или клевер, утром и >вече-ром мы пасем на пару, не привязывая на веревки,
Т.е., утром и вечером на выпасе скотины занято 2 человека. Пусть это две дочери. Одна обязательно остается на хуторе для надзора за детьми.
>на хуторе всегда найдется свобод-ный человек >посмотреть за скотом.
Интересно, откуда? В общине, надо полагать, этот свободный человек предпочитает пьянствовать?
>Он у нас несравненно сытее, чем был в общине, не видит >ни жары, ни пыли, ни далекого гона, не донимают его >ухи, стоит в холодке, вовремя напоен свежей водой, а >не грязной и теплой, как это было в общине, поили где->нибудь — в луже на поле. Лошадей на хуторе мы имеем >вдвое меньше и находим это для себя выгодным: не иметь >лишнюю лошадь, а иметь лишнюю корову. На хуторе в 10
>десятин на одной лошади можно сво-бодно обрабатывать >все поле.
А как насчет 20 десятин - это средний размер хуторского хозяйства (по цифрам, приведенным в статье)? Откуда возьмется еще одна лошадь? Хозяин сразу ее имеет?
>Некоторые говорят, что на хуторе невоз-можно даже >иметь кур, потому что они обивают посевы. Все это >ложь. Я имею хутор 10 десятин и у меня 30 штук кур, и >они не обивают моего посева, потому что около дома >посеяно около 800 кв. саженей кормовой травы люцерны, >которую куры охотно клюют.
>В общине же на эту же землю приходи-лось иметь две >лошади, да и то с великим трудом успевали обрабатывать >поле, пото-му что оно было слишком далеко, верст 8, >даже 10.
>Эх, как трудно жилось в общине, где далеко поле! >Поедешь косить рожь со всем семейством, заберешь с
>собой детишек, за-едешь далеко, зайдет дождевая туча, >загре-мит гром, детишки пугаются, все расплачутся, >кричат, кто: «Я бо-юсь!», кто — «Поедем домой!»
Интересно, что вызывало необходимость брать на покос _все_ семейство? Почему нельзя было брать _только_ работоспособных, оставив одну дочь дома?
Видимо, ценна была _каждая_ пара рабочих рук?
>Заберешься с ними под телегу или под копну, все повымокнут, озябнут, трясутся, в дождь работать нельзя, запрягаешь лошадь и едешь домой, а завтра, если погода, то поедешь опять. И так при дурной погоде по несколь-ку раз приходилось уезжать с поля, работа затягивалась недели на две и даже больше.
Вот чушь N2. Если дождь - никакой потери времени на дорогу нет - работать нельзя ни в общине, ни на хуторе.
Лошадь проезжает 10 верст примерно за час. Два часа потерь из 12-часового рабочего дня удлиняли работы на 2 недели?
>Перевозка снопов продолжается при хо-рошей погоде >месяц или полтора, а при дурной месяца два или, >иногда, три, копны поразвалит ветром, вымочит дождем, >все прорастут; поедешь за снопами — захватит на дороге >дождь, воз намокнет, станет тя-желым, лошадь по >грязной дороге не везет, бросишь воз и уедешь домой, а >как дорога высохнет, тогда и поедешь за возом.
Как влияет хутор на погоду? Как я понял - основные потери - от погоды.
>Как хорошо жить на хуторе в сравнении с общиной. Поле близко, работаешь не спе-ша, вовремя сам поешь горячей пищи, ез-дить далеко не приходится, нигде не утопнешь, не намокнешь, работа идет много раз спорее, одна лошадь заменяет двух
Вот это сомнительно. Потери на дорогу - не более 10-20%.
Откуда вторая лошадь?
>, время даром не тратится ни на какие проезды, чужого >загона по ошибке не спашешь, воза не развалишь, как >было в общине, пока довезешь воз ржи до дома, >несколько раз развалишь,
А закрепить тряпками и веревками не пробовал?
Очень сомнительно.
>обобьешь, а на хуторе весь >уро-жай свозишь за три дня.
Как насчет зимы, когда наоборот - с хутора не выберешься?
>А сколько несправедливости творится в общине, потому что в каждой найдется не-сколько горлодеров, которые вершители всякого дела, законного и незаконного, они делают все, что хотят, за водку. Подписыва-ют
Что мешает с ними бороться совместными усилиями?
>незаконные приговоры, прощают рас-траченные деньги старостами и сборщика-ми податей, настраивают пропивать обще-ственную землю. А какая несправедливость творится при дележке пахотной земли и сенокосов. Более состоятельные крестьяне подпоят водкой этих прожорливых акул, которые настоят дать им без всякого же-ребья самую лучшую землю, беднякам и скромным людям остается самая плохая земля. Так же делятся и покосы, самые лучшие попадают состоятельным, а плохие — беднякам.
Ну это завсегда так. У соседа кусок, известно, слаще.
>А сколько в общине пропадает земли даром, под выгонами, которые никому не приносят никакой пользы, а сколько пропа-дает земли под межами. А как много пор-тится
Надо полагать, когда все будут на хуторах - никаких межей не потребуется?
>самых лучших низменных лугов, на которых крестьяне копают себе ямы для вымочки пеньки. Пройдет год или два, яма обвалилась, эту бросают, а копают себе новую.
Как поступит хуторянин? Неужто предпочтет ухаживать за землей?
>И так все лучшие луга перепорчены на ямы. А как много в общине травится скотом посевов, еще больше топчется гото-вого созревшего хлеба, когда начнут косить поспевший урожай, едут на повозках по нескошенному хлебу, кому где ближе к своему загону, и так он топчет мое, а я топчу его.
Опять, как повлияет хуторная система хозяйств на отношение к чужому добру? Вообще получится полная безнаказанность - т.к. никаких средств воздействия на вредителя кроме самосуда.
> А сколько хлеба воруют готовыми коп-нами. Поля >слишком далекие, всякий стара-ется перевозить хлеб >поскорей и запогоду, возят днем, возят и ночью, вот >тут-то идет, кто сколько успеет захватить своего и чу->жого. Много раз приходилось захватывать вора на месте >кражи. Он начинает оправ-дываться, что, братец, >прости, ночью ошиб-ся, думал, что это загон мой.
Как собираемся хутор оборонять от воров? Причина воровства - дальняя дорога до полей, или злой умысел?
Вопрос риторический.
>А какие в общине творятся самосуды: составят общественный приговор, чтобы по праздникам и выдающимся пятницам никто и ничего не смел работать, а кто станет работать, у того отбирают или соху, или стащат с лошади хомут, и все, что отберут, то пропьют. В общине нельзя жить и рабо-тать, как бы я желал, там работать прихо-дилось тогда, когда начнут работать все.
А может, есть опасность за чужой счет работать? Опасность воровства та-же?
>Хорошо живется в общине только воришке, там он сыт, пьян и доволен бывает, ворует кур, которые к нему зайдут в сарай, режет чужих овец, которые из стада к нему захо-дят во двор вместе с его овцами.
Думаю, воришке везде хорошо живется.
А ну как заболеет кто из членов семьи? К кому на поклон пойдет уважаемый хуторянин?
> А пастух за пропавших овец и свиней не отвечает, он всегда прав, если кто и спросит у него, почему нет овцы или поросенка, он только и скажет: «Я не знаю, я сполна пригнал всех», вот и все оправдание. Когда-то было жить в общине хорошо, когда было мало людей, а земли было много.
Так значит, переход на хутора - это способ увеличить количество земли и снизить количество людей?
В этом высказывании ярко проявляется каша в голове хуторянина. Его не устраивает недостаток земли и теснота, а не эффективность общинного хозяйства - т.е. вопросы управления и организации производства.
Чушь N3.
>Все это я пережил на себе и видел своими глазами. А поэтому я бы от всей души пожелал бы всякому честно трудящемуся человеку оставить общину и поехать жить на хутор, и увезти с собой детей от этих безбожников и воров, как от какой-нибудь заразной болезни.
Т.е. проблема общины - воры и безбожники, паразитирующие на ней.
>На хуторе дети ничего дурного не видят и не слышат, они всегда делают только то, что делает его родное семейство.
А также хозяин хутора не озабочен реакцией на его действия общественного мнения - может спокойно сожительствовать с дочерьми и заниматься самой откровенной эксплуатацией, а то и изуверством. Примеров тому - несть числа.
>Что касается ученья, то они так же учатся в сельской школе. Несколько хуторян, у кого есть дети, возят их по очереди: сегодня — я, завтра — сосед, и так далее.
А как насчет огромного крюка от хутора до хутора? Сколько времени тратится на дорогу в оба конца?
Также, как насчет кузни, мельницы, цирюльника, лекаря и пр., живущих в больших деревнях.
>От многих я слышал, что община недо-вольна на хуторян. Почему и за что — я не знаю. Дурного мы ничего им не сделали. А как мне кажется, они недовольны нами из зависти.
Разумеется - ведь хуторяне получили большее кол-во земли на человека, а живут во многом за счет общины.
>Кстати, через день-другой кину довесок в виде статистического материала по данному хозяйству.
Вот-вот, было бы интересно.
Но как после работ Милова всерьез рассуждать о возможности крупного единоличного хуторского хозяйства в России...