От Скептик Ответить на сообщение
К All
Дата 15.06.2001 14:53:54 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

Для Рю о законе 7/8

Я передал ваш вопрос товарищу Пыхалову- дизайнеру дргугого сталинского сайта

Начнем с того, что с достаточно высокой долей вероятности приводимые Земсковым цифры "репрессированных" включают себя изрядное количество уголовников. В пользу этой версии говорят карандашные пометы соответствующего содержания на некоторых сводных документах, хранящихся в архивах, а также массовая реабилитация в качестве "политических" осужденных по 59-й статье, по которой судили, в частности контрабандистов.

Теперь что касается постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», получившего известность как «Закон о пяти колосках». Это постановление вводило жесткие меры ответственности (вплоть до расстрела) за две вещи: хищения на транспорте и хищения колхозного имущества, т.е. за чисто уголовные преступления. И оттого, что наказание было суровым, вор "политическим" не становится.

Кроме того, господствующее представление о том, как применялся «Закон о пяти колосках», мягко говоря, не соответствует действительности.

1) количество приговоренных к высшей мере было весьма незначительным. Так, на 15 января 1933 года по РСФСР всего было осуждено по этому постановлению 64907 человек, из них к высшей мере наказания — 2298, или 3,6%. В последующие годы применение постановления от 7.08.1932 еще более смягчалось.

2) осуждение по постановлению 7/8 "за колоски", "за килограмм зерна" и т.п. являлись в чистом виде перегибом исполнителей на местах.

Это доказывается, с одной стороны, докладом Вышинского «Год борьбы за социалистическую собственность» в августе 1933 г., осуждающим подобную практику, и постановлением Президиума ЦИК СССР от 27 марта 1933 г. «Об итогах применения Закона от 7 августа 1932 г.», где говорилось о том, что «дела о мелких единичных кражах общественной собственности, совершенных трудящимися из нужды, по несознательности и при наличии других смягчающих вину обстоятельств, разрешать на основании соответствующих статей УК Союзных республик (ст. 51 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик)».

С другой стороны, к 1 июля 1933 г. по постановлению коллегии НКЮ было отменено от 50 до 60% судебных приговоров, вынесенных в соответствии с законом от 7 августа 1932 года. Подобная картина, когда отменялось более половины вынесенных приговоров, наблюдалась и в последующие годы.