|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
21.01.2006 22:03:30
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Елена Герасимова. Кого готовить: Левшу или Лобачевского? (*+)
http://www.ng.ru/education/2005-09-07/9_levsha.html
Елена Герасимова
Кого готовить: Левшу или Лобачевского?
Социологи бьют тревогу - молодые люди хотят всего и сразу Молодые люди
скорее пойдут в бармены и официанты, нежели встанут к станку. Кто же в
таком случае прокормит страну?
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)Чтобы <не проесть бюджетные деньги>,
образованию прежде всего надо решить одну задачу. Дано: более 1 млн. 400
тыс. молодых людей поступили в вузы в этом году и 1 млн. 380 тыс.
школьников закончили в этом году школу. Вопрос: сколько бывших
выпускников школ завтра встанут к станку? Ответ - мало кого
удовлетворит.
В причинах такого явления и способах исправления ситуации попытались
разобраться за круглым столом (<Кто и где подготовит рабочего?>, РИА
<Новости>) чиновники из Минобразнауки, предприниматели, руководители
кадровых агентств и директора техникумов и профтехучилищ.
Президент Путин сменил самолет во время поездки в Финляндию.
Малоприятная история. И оказывается, еще и имеющая отношение к
образованию. Мало у нас сегодня квалифицированных рабочих. Валерий
Лукин, директор Балашихинского центра занятости, рассказывает, что
работа 1260 человек Балашихинского литейно-механического завода напрямую
зависит от работы 1 человека - разметчика. Ему 64 года. Смена ему не
растет. <Балашихинский завод <Рубин> проиграл тендер на 750 млн.
долларов из-за нехватки кадров, - продолжает Валерий Лукин. - Потому что
самые редкие и очень нужные специалисты из города Балашихи ездят на
работу в Москву. Недавно мне пришлось искать криогенщика для одного
предприятия. Предприятие давало ему зарплату в 50 тысяч рублей, и я не
смог такого человека найти>.
Почему так происходит? Потому что сегодня, уверен президент Союза
директоров средних специальных учебных заведений Виктор Демин, в
обществе доминирует установка - <рабочим быть непрестижно>. Социологи
тоже приводят неутешительные данные соцопросов - о чем мечтают
выпускники школ? Молодые люди в подавляющем большинстве своем не хотят
работать на производстве, не готовы работать за низкую заработную плату
и не готовы к медленному росту своей зарплаты. Одним словом, хотят всего
и сразу.
Означает ли все это, что вопрос <Левша или Лобачевский?> может быть
решен в пользу свертывания вузовского образования? Ранее позиция
Минобразнауки была одна: массовое высшее образование - тенденция
мировая, и Россия в этом движении не будет исключением. Тем более в
условиях, когда 97% населения хотят для своих детей высшего образования.
Эта мысль актуальна и сегодня, подтвердили нам в Министерстве
образования и науки. Только введение бакалавриата, по мнению Андрея
Фурсенко, исправит ситуацию в том, что в правильности своего выбора
вчерашний студент определится чуть ранее. После 4 лет обучения. Он
получит базовое высшее образование, а специальность выберет сознательно,
уже после выхода на работу. И дальнейший путь в магистратуру и
аспирантуру будет еще более осознанным.
Исаак Калина, директор департамента образовательной политики
Минобразнауки, отмечает тенденцию увеличения числа людей, получающих
второе высшее образование. <Это уже сигнал от граждан, - говорит
Калина, - которые, имея одно высшее образование, понимают, что оно - <не
совсем то, что нужно>, то есть не отвечает их запросам и устремлениям.
Возможностей изменить траекторию движения в течение пяти лет обучения в
вузе у них практически не было, и вот теперь они начинают <правильно>
учиться тому, что реально им нужно. Значит, высшее образование должно
быть более гибким>.
Означает ли это, что решение вопроса <Левша или Лобачевский> пойдет в
сторону свертывания системы профтехучилищ. Бытуют слухи, что после
перевода ПТУ и техникумов в регионы грядет их массовое закрытие. Нет,
опять же все ответственные за этот перевод лица в министерстве
утверждают, что по своей сути профтехучилища в советское время
создавались под задачи конкретных отраслей. И были в этом своем
предназначении успешно использованы. Но рынок труда с некоторых пор
изменился. Изменились и многие учебные заведения. В некоторых из них,
где раньше готовили, например, токарей и фрезеровщиков, стали выпускать
парикмахеров, бухгалтеров и даже (?!) юристов. Училища подстраивались
под запросы населения. Но на деле-то получается иногда сплошная фикция:
Перевод техникумов и ПТУ, считают в министерстве, разрешит эту непростую
ситуацию. Партнерство с градообразующими предприятиями - тенденция
последнего времени.
Но есть еще одна сторона проблемы <Левша или Лобачевский?>. <Вот в
Средней Азии, - говорит Виктор Демин, - работник выполняет одну операцию
на производстве, и выполняет ее виртуозно. Всему этому он может
научиться на самом предприятии. Мы же все стремимся к тому, чтобы наш
выпускник знал и умел многое. Наши стандарты в профтехобразовании
предлагают сделать невозможное>.
Стандарты, подтверждают работодатели, действительно их не удовлетворяют.
Им приходится доводить выпускников профтехучилищ уже на рабочем месте до
состояния <готовности>. Поэтому многие предприятия сами ищут партнеров
из числа училищ, заключают договора с ними на подготовку определенных
кадров в нужном количестве. В связи с этим директор департамента
госполитики в образовании Исаак Калина уверен, что и предприниматели
должны испытывать как минимум чувство ответственности за те кадры,
которые вверяются им. Именно компания отвечает за развитие своего
сотрудника. По крайней мере так это выглядит в цивилизованных странах.