От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 21.01.2006 22:00:07 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Владимиром Зинов: "Я не знаю, что такое MBA-школа мирового уровня в России" (*+)

http://www.ng.ru/education/2005-12-02/9_mva.html

Наталья Савицкая
<Я не знаю, что такое MBA-школа мирового уровня в России>
Бизнес-образование как вид деятельности пока, по сути, не легитимно
Учиться только по западным учебникам практически невозможно, обязательно
нужно что-то свое.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)Факультет инноваций и технологий
бизнеса АНХ вырос из большого международного проекта. Сколько лет может
потребоваться для становления лидерской бизнес-школы, с какими
трудностями могут столкнуться ее создатели, мы обсуждаем с деканом
факультета Владимиром Зиновым.



-Владимир Глебович, трудно в России создать бизнес-школу с нуля?



- Все трудно начинать с нуля. Но чистого нуля, в общем-то, никогда не
бывает, все равно получается перенос каких-то уже имеющихся навыков. Для
того чтобы создать бизнес-школу с нуля, нужен коллектив
единомышленников, сложившийся бизнес-процесс, отражающий реалии нашего
правового поля и отечественной практики, квалифицированные
преподавательские кадры с практическим опытом работы в бизнесе. На
пустом поле, с помощью только зарубежных инструкторов ничего сделать в
подавляющем большинстве случаев просто нельзя.



- Но, кажется, вы как раз начинали именно с иностранными инструкторами?



- Действительно, у нас началось с того, что в 1994 году американцы
выиграли грант USAID на создание международного инкубатора технологий в
России и решили у академика Абела Аганбегяна в Академии народного
хозяйства вырастить положительный опыт. За два года действия гранта
такой опыт у нас появился. Опыт консультирования, отбора инновационных
проектов и опыт взаимодействия с малым технологическим бизнесом. Ничего
такого раньше в России не было. Образовательные программы родились как
сопровождающие выигранный грант. Это были краткосрочные курсы повышения
квалификации. В 1997 году Абел Гезевич поставил перед нами новую
задачу - создать магистерскую программу <Технологический менеджмент>. Мы
получили возможность пройти в 1998 стажировку в США по программе
<Коммерциализация науки и технологий>.



- То есть вы пошли по пути переноса зарубежных программ на нашу почву?



- Не так-то все просто. Мы сразу же убедились, что скопировать
зарубежный опыт обучения практически невозможно. Этот опыт оптимален для
другой системы ценностей и другой системы правовых отношений. Сюда он не
переносим, точнее, не копируем. Бесполезно повторять их программу,
методические материалы, учебники. Мы изучили методические подходы,
которые применили к созданию отечественной программы обучения взрослых
менеджеров специфическим вопросам коммерциализации технологии.
Разработали собственные учебные пособия, в основе которых лежит по
крупицам собранный отечественный опыт. И этого оказалось достаточно.



- Начали и: дефолт?



- Практически так оно и было. Но именно дефолт побудил людей к повышению
своего образования. В академии появились первые программы МВА, и у нас
возникла идея создать свою программу МВА - по инновациям. Содержание
своей МВА мы стали уточнять под интересы тех, кто приходил учиться, и
программа зажила. Например, вскоре мы поняли, что нашими сюжетами
интересуется тот, кто хочет управлять венчурным бизнесом. С 2003-2004
годов к нам все больше стали приходить менеджеры из промышленности. Все
годы своего развития мы пытались сохранить наше
<инновационно-технологическое лицо>.



- Какие ошибки могут подстерегать создателей новой бизнес-школы?



- Сегодня наметилась тенденция превращения бизнес-школ в экономические
факультеты. Это просто беда для страны. За рубежом это, кстати, тоже
наблюдается. Мы в свое время решили, что наш преподаватель - прежде
всего практик, способный теорию преломить через практические
рекомендации и иллюстрировать примерами из собственной практики.
Преподаватели вузов у нас читают только общепрофессиональные дисциплины.
Многие пробуют читать специальные курсы, но выдерживают только те, кто
работает параллельно в реальном бизнесе.



- Возможно ли сегодня вообще создание в России бизнес-школы мирового
уровня?



- Это для меня не совсем понятная ситуация. У нас бизнес мирового
уровня? У нас правовая система мирового уровня? О чем мы говорим? Мы еще
только тянемся к мировым стандартам. У нас до сих пор нет, например,
закрепления прав собственности на результаты исследований, полученные на
средства бюджета. Мы еще многому учимся, совершенствуемся на основе
собственных несовершенств. Если к нам приедет зарубежная умная команда и
скажет, какой должна быть бизнес-школа, думаю, нас это не очень устроит.
Бизнес-образование всегда отражает состояние развития общества и
бизнеса.



- В такую бизнес-школу будут вложены еще и значительные средства. Разве
это не поможет?



- Проблема еще упирается в решение организационно-правовых вопросов. Мы,
например, не получаем из бюджета ничего. Мы, как подразделение, отдаем
академии часть наших доходов. Из тех денег, которые мы зарабатываем,
факультет не может инвестировать в свое развитие. Да и академия в целом
точно также может работать только по утвержденной собственником смете.
Учить бизнесу и не заниматься бизнесом - противоречие. Есть закон о
высшем образовании, но до сих пор нет современного закона о
дополнительном образовании. Ни в одном законодательном акте нет термина
бизнес-образование. Бизнес-школы и бизнес-образование как вид
деятельности пока, по сути, не легитимны. Хорошо бы для начала
проработать правовую базу. Это замечательно, что государство
вкладывается. Но хорошо, если бы оно вложилось комплексно.



- Что вы имеете в виду?



- Чтобы государство поддержало то, что уже востребовано на рынке
образовательных услуг. Уже есть ряд успешных оригинальных программ
бизнес-образования. Если бы уникальный опыт лучших программ собрать в
одном месте и предоставить разовую государственную поддержку, получилась
бы лучшая бизнес-школа, которая могла стать базой развития
бизнес-образования в стране. И тогда быстро можно будет получить очень
хороший результат, причем не только в этом месте. В данном случае
государству разумнее поддержать успешных, построив соответствующую
материально-техническую базу, предоставив дополнительные возможности
стажировок, развития правового и методического обеспечения.