От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 25.01.2006 08:46:47 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Интервью с пред. Независ. благотворит. фонда "Мавзолей В.И. Ленина" А. С. Абрамовым (*+)


http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda005.html

Рубеж народной памяти и надежды
Если бы эта книга вышла в другое время, о ней достаточно было бы
сказать: очень интересная в познавательном смысле. Но сегодня это
воюющая книга! И воюет она за историческую правду, за память, за великие
наши святыни. Работа Алексея Абрамова "Правда и вымыслы о кремлевском
некрополе и Мавзолее", выпущенная совместно издательствами "Эксмо" и
"Алгоритм", как мощный оборонительный рубеж становится против очередных
атак кощунствующих мародеров, затеявших осквернение священных и знаковых
советских могил.

Наверное, председатель Благотворительной общественной организации
сохранения Мавзолея В.И. Ленина Алексей Сергеевич Абрамов знает о
ленинском Мавзолее и других захоронениях на Красной площади больше всех.
Почти полвека занимается исследованием этой темы как профессиональный
историк и журналист, написал несколько книг, вышедших многочисленными
изданиями. Но, когда приступал к этой своей деятельности в конце 50-х
годов, конечно, и подумать не мог, что из чисто познавательной,
просветительской превратится она поистине в боевую, что святыни, о
которых он пишет, когда-нибудь ему придется защищать от уничтожения.

А ведь именно это стало основным содержанием его жизни за последние
пятнадцать лет. Причем не только в книгах и статьях, которые он
публикует. В 1993-м был создан Независимый благотворительный фонд
"Мавзолей В.И. Ленина", и возглавил его правление Алексей Абрамов.
Теперь это Благотворительная общественная организация сохранения
Мавзолея В.И. Ленина - он по-прежнему во главе.

Накануне Дня памяти основателя Советского государства обозреватель
"Правды" Виктор КОЖЕМЯКО беседует с Алексеем Сергеевичем АБРАМОВЫМ о его
новой книге, о судьбе усыпальницы великого вождя и кремлевского
некрополя, о борьбе с находящимися ныне у власти гробокопателями,
которая в последнее время приобретает все более острый характер.

Именем памяти

- Начну с признания, Алексей Сергеевич, что вы написали замечательную
книгу. Даже если говорить только о литературных ее достоинствах: такой
лаконичный и ёмкий стиль, такое умение через детали передать дух
времени, такая увлекательность повествования от начала и до конца. Но
главное, конечно,- это доскональное знание материала и включение его в
развернувшуюся борьбу вокруг памяти В.И. Ленина. По-моему, многие из
тех, на кого сумела повлиять изощренная и яростная антиленинская
пропаганда последних лет, прочитав вашу книгу, в чем-то могли бы
изменить свое мнение. А как вы думаете, прочтут эту книгу в Кремле?

- Трудно сказать. Хотелось бы, но вы прекрасно понимаете - там
руководствуются совсем иными замыслами и целями.

- Вот особая ценность книги как раз в том, что она представляет
убедительный суд над этими замыслами и выносит им неопровержимый
приговор. Именем памяти, которую у народа нынче всеми силами стремятся
отшибить. Начиная с того, что же реально значил Ленин для народа, когда
ушел он из земной жизни и когда принималось историческое решение о
сохранении не только его дела, его идей, но и тела его - на как можно
более долгое время. Вы согласитесь со мной, что ведь сегодня очень
многие наши соотечественники ничего не знают об этом, а если что-то и
слышали, то совершенно превратно?

- Еще бы! Сколько писалось, например, что это злой Сталин придумал
сохранить тело Ленина - разумеется, в своих коварных и корыстных
интересах. Моей первой задачей было с максимальной точностью
документально восстановить, как всё происходило в те дни, чтобы каждому
стало понятно: принятое решение об увековечении памяти вождя проистекало
из совершенно необыкновенного отношения трудового народа к Ленину.

Есть множество высказываний великих людей мира о Ленине после его
кончины - скажем, выдающегося английского писателя Бернарда Шоу, который
считал, что этот русский гений указал будущее всей цивилизации. А вместе
с тем было непосредственное выражение народных чувств: потрясение, горе,
любовь. Всё это осталось запечатленным в массе волнующих документов,
часть которых я счел необходимым привести.

Само прощание с Ильичем говорит о многом. Оно же не было никем
организовано и подделано, да и невозможно было такое. Днем и ночью в
течение трех суток шли люди в Колонный зал. Трещит январский мороз,
жгучий ветер режет лицо. Но люди не уходят, разводят костры, возле
которых можно погреться, стоят в очереди по четыре-пять часов, чтобы
одну-две минуты побыть у гроба...

- Я обратил внимание, как писал об этом большой русский писатель Михаил
Булгаков.

- Да, в книге приведены строки из его газетного репортажа: "В Доме
союзов в Колонном зале - гроб с телом Ильича. Круглые сутки - день и
ночь - на площади огромные толпы людей, которые, строясь в ряды,
бесконечными лентами, теряющимися в соседних улицах и переулках,
вливаются в Колонный зал. Это рабочая Москва идет поклониться праху
Великого Ильича".

Думаю, как не мог быть неискренним народ, так и писатель Булгаков -
тоже.

- А Есенин, который, как известно, был потрясен смертью Ленина и тогда
же написал, выражая свое и народное чувство:

Того, кто спас нас,
Больше нет.

Можно ли Есенина заподозрить в неискренности!

- А Маяковского? И что же, все они хуже чувствовали и понимали истинное
значение Ленина, нежели какой-нибудь нынешний Полтавченко или Михалков?

Вот еще характерные свидетельства времени. В Спасском храме в Москве
епископ Антоний совершил "траурное богослужение, посвященное чествованию
подвига Ленина на благо трудящихся и бедняков". В Софийском соборе в
Киеве телеграмма о смерти Ленина была оглашена с амвона. Служение было
прервано, хор спел "Вечную память..." Патриарх Тихон тогда сказал:
"Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею
о нем сведения как о человеке добрейшем и по-истине христианской души".

Подобные факты, а их много, должны бы заставить по-иному определить
сегодня и церковную позицию.

По ходатайству миллионов

- Вы сообщаете, что за трое суток мимо ленинского гроба прошло около
миллиона человек, более девяти тысяч сменилось в почетном карауле...

- Но хотели проститься с вождем и видеть его - многие десятки миллионов!
Это и отразилось в телеграммах, письмах, устных обращениях, которые
начали поступать в ЦК РКП (б), ЦИК СССР и Комиссию по похоронам в те же
скорбные январские дни 1924 года. С горячей просьбой: отложить похороны,
сохранить тело Владимира Ильича.

Как важно сегодня всему нашему замороченному обществу понять, что была
то не воля какой-то группы людей, находившихся во власти, да и даже не
только большевиков, как любят утверждать нынче (обвиняя их, большевиков,
во всех смертных грехах), а поистине народная воля.

Одной из первых пришла телеграмма с Путиловского завода: "Необходимо,
чтобы Ильич физически остался с нами и чтобы его можно было видеть
необъятным массам трудящихся". А вот письмо рабочих
Рогожско-Симоновского района Москвы: "Предавать земле тело столь
великого и горячо любимого вождя, каким является для нас Ильич, ни в
коем случае нельзя. Мы предлагаем забальзамировать прах и поместить в
стеклянный герметически запаянный ящик, в котором прах вождя можно будет
сохранять в течение сотен лет". Красноармейцы 9-го радиобатальона:
"Пусть люди науки приложат все силы для этого..."

Были аналогичные просьбы и пожелания от крестьян Оренбургской губернии,
киевских железнодорожников, шахтеров Донбасса и так далее.

- Словом, когда Президиум Центрального Исполнительного Комитета СССР
принял 25 января 1924 года свое постановление, утвержденное на следующий
день высшим государственным органом - II Всесоюзным съездом Советов, то
опирался он на ходатайства со всей страны?

- Именно так. Было записано: "Идя навстречу желанию, заявленному
многочисленными делегациями, и обращениям в ЦИК Союза ССР..."

Сначала Мавзолей был временный, по проекту выдающегося русского
архитектора Алексея Васильевича Щусева. Он же стал автором проекта и
второй деревянной усыпальницы вождя, простоявшей с 1924 года по 1929-й,
а затем - нынешней, гранитной, известной всему миру.

- Насколько я знаю, Щусев до революции был автором замечательных
храмовых зданий, и, наверное, это сказалось в его работе над
архитектурой Мавзолея.

- Во всяком случае создан им несомненный архитектурный шедевр,
признанный таковым крупнейшими специалистами. Приведу авторитетное
мнение академика С. Хан-Магомедова: "Говорить о Мавзолее как о
выдающемся произведении зодчества можно хотя бы уже и потому, что он
завершил сложение одного из лучших ансамблей мировой архитектуры -
ансамбля Красной площади".

И талантливейший наш скульптор М. Аникушин воскликнул: "Как важно
сохранить в неприкосновенности красоту архитектурного ансамбля площади!
Как прекрасно вписался здесь гранитный Мавзолей - для меня это
гениальное творение зодчества".

Ну какие тут еще нужны комментарии?

- Вы в своей книге воспроизвели (с массой интересных подробностей!) весь
процесс создания этого гениального архитектурного шедевра, который
украшает Красную площадь уже более 75 лет. Не менее интересен рассказ о
том, как ученые, наши соотечественники, выполняя народное пожелание,
нашли возможность на многие десятилетия сохранить физический образ
Владимира Ильича. Причем в таком состоянии, что до сих пор это многих
изумляет.

- Когда в 1938 году, незадолго до своей кончины, Надежда Константиновна
Крупская в последний раз была в ленинской усыпальнице, она сказала
сопровождавшему ее академику Б.И. Збарскому: "Борис Ильич, посмотрите,
он все такой же, а я старею". Ей было тогда около семидесяти.

А вот что говорил уже в 90-е годы тогдашний руководитель
научно-исследовательской лаборатории при Мавзолее академик Сергей
Сергеевич Дебов, когда заходила речь о том, долго ли еще удастся
сохранять тело В.И. Ленина: "Было бы безответственным называть какой-то
определенный срок. Мы приложим все старания и умение, чтобы такое время
было как можно более продолжительным, исчислялось столетиями".

Ученые, которые занимались и занимаются этим, видят в своей работе
именно исполнение воли народа. Они выполняют заветную просьбу миллионов
трудящихся, наших дедов и отцов, выраженную в далеком 1924-м. Не
поддаваясь никакой политической конъюнктуре.

Подвиг научный и гражданский

- Давайте поговорим теперь об этом. Мало кто знает, как же удается
выполнять народную волю в те последние пятнадцать лет, когда власть у
нас стала антинародной. А ведь если сделанное учеными мавзолейной группы
в предшествующие годы можно назвать научным подвигом, то нынче это и
подвиг гражданский!

- Я согласен с вами. Хорошо зная этих людей, могу твердо сказать: так
оно и есть.

В 1991 году государство прекратило финансирование всех основных и
профилактических работ в Мавзолее. Власть пыталась экономически задушить
лабораторию, в которой трудились двенадцать ученых, сохраняющих тело
Владимира Ильича, и надеялась, что, оставшись без зарплаты, они
разбегутся.

Положение действительно создалось критическое. Руководитель лаборатории
академик С.С. Дебов сказал: "Кто хочет, может написать заявление об
уходе". Но никто не написал. Все сотрудники лаборатории, эти двенадцать
апостолов, проявили высокое гражданское мужество, верность долгу и не
покинули свой пост. Полтора года они работали на энтузиазме - "за так".
Но не ушел никто!

- У меня это вызывает искреннее восхищение. Думаю, не только у меня. И
здесь самое время рассказать, как возникла та организация, которую вы
возглавляете в последние годы.

- Это неразрывно связано с "Правдой". В январе 1993 года газета впервые
сообщила, что ученые, сохраняющие тело Ленина, уже полтора года работают
без зарплаты. Газета опубликовала объявление о сборе средств на
содержание Мавзолея. В редакцию и в комендатуру Кремля хлынул поток
денежных переводов.

Тогда-то группа журналистов, историков, юристов и хозяйственников решила
создать специальный общественный фонд.

- Я помню, учредительное собрание состоялось тоже у нас в "Правде".

- Да, 9 марта 1993 года в кабинете тогдашнего ответственного секретаря
"Правды" Николая Кривомазова. На собрании, кроме хозяина кабинета,
присутствовали член редколлегии "Правды" В.Н. Никифорова, главный
редактор "Советской России" В.В. Чикин, главный редактор "Гласности"
Ю.П. Изюмов, юрисконсульт "Правды" В.И. Илюхин (будущий депутат
Госдумы), генеральный директор производственного объединения "Ритм" Г.В.
Давыдов, профессор мавзолейной группы В.Л. Козельцев, комендант Мавзолея
В.И. Ленина полковник В.П. Каменных, журналисты Н.П. Морозова, В.С.
Марков и А.С. Абрамов.

Валентин Васильевич Чикин предложил избрать президентом фонда Абрамова -
автора нескольких книг о Мавзолее Ленина. Так и решилось. Григорий
Ваганович Давыдов заявил, что делает первый взнос в фонд - 5 миллионов
рублей. Мы очень боялись, что нас не зарегистрируют. Оснований для этого
было немало. Но все-таки, хоть и со скрипом, 23 июня 1993 года новая
организация была зарегистрирована в управлении юстиции Москвы под
названием Независимый благотворительный фонд "Мавзолей В.И. Ленина".

- Как определили его задачи?

- В уставе было записано, что основными целями фонда являются сохранение
памятника истории и шедевра мирового зодчества - Мавзолея В.И. Ленина,
обеспечение сохранности его тела, финансирование уникального научного
эксперимента и, если власти решат упразднить караул (пост ? 1 вскоре был
снят), охрана усыпальницы.

Фонд открыл два расчетных счета - рублевый и валютный. И вот уже летом
1993-го началась систематическая выплата зарплаты ученым. Вкладчиками
нашего "народного банка" стали миллионы тружеников, сохранивших верность
светлым идеалам советской эпохи.

Карта гробокопателей бита по всем статьям

- Наступление на Мавзолей и Почетный некрополь у Кремлевской стены идет
уже с 1989 года, когда на Съезде народных депутатов СССР малоизвестный
литератор Ю. Карякин заявил, будто Ленин хотел быть похороненным рядом с
могилой матери на Волковом кладбище в Петрограде, и мы, дескать, должны
его завещание выполнить...

- Если тогда многими карякинское заявление было воспринято как сенсация,
то теперь об этом не стоило бы и говорить. Ведь с тех пор стопроцентно
доказано, что никакого ленинского завещания на сей счет, ни письменного,
ни устного, не существовало. Не было и такого рода пожеланий его родных
и близких. В моей книге исследование этой проблемы излагается
всесторонне и достаточно обстоятельно.

- Доказано-то уже давно, а тем не менее этот довод продолжает
фигурировать, в том числе в официальных заявлениях руководителей страны.
Разве не странно это?

- Вы правы, продолжает фигурировать. И это не просто странно -
неадекватно, как выражаются психиатры. Вот ельцинский помощник Г.
Сатаров направляет в Федеральную архивную службу задание президента:
отыскать какое-нибудь основание для замышленного черного дела -
перезахоронения Ленина и упразднения Мавзолея. Из Российского центра
хранения и изучения документов новейшей истории - РЦХИДНИ (прежнее
название - Центральный партийный архив), где хранятся документы о
погребении В.И. Ленина, следует ответ: "В РЦХИДНИ не имеется ни одного
документа Ленина или его близких и родственников относительно "последней
воли" Ленина быть захороненным на определенном российском (московском
или петербургском) кладбище". Ответ подписал начальник отдела
научно-информационной работы доктор исторических наук Г.М. Адибеков.

Однако и после этого президент Ельцин вновь и вновь огорошивает мир
ложью о необходимости выполнить "завещание" Ленина. Да не только он!
Трудно понять такую неадекватность, но факт остается фактом.

- А чего стоят другие доводы, выдвигаемые в пользу "перезахоронения"?

- Они столь же несостоятельны. И тоже полностью опровергнуты. Можно
сказать, что карта гробокопателей бита по всем статьям.

Ленин похоронен не по христианскому обычаю, "не предан земле"? Отвечаю:
хотя Ленин был атеистом, он похоронен по христианскому обычаю. Известно,
что ни Сергий Радонежский, ни Серафим Саровский, ни Иоасаф Белгородский
(православные святые!) не преданы земле. Это относится и к мирянам.
Например, более 120 лет сохраняется забальзамированное тело знаменитого
русского хирурга Н. Пирогова в мавзолее в его имении близ Винницы.

Заглянем в "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира
Даля. Что значит похоронить покойника? "Предавать земле, зарывать;
поставить в склепе гроб". А склеп, как разъясняет В. Даль,- "подземная
погребальница под каменным сводом". Из постановления II Всесоюзного
съезда Советов 26 января 1924 года: "Гроб с телом Владимира Ильича
сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения". Склеп -
это и есть Мавзолей, просто вскоре одно слово было вытеснено другим.

Замечу, кстати, что в официальной архивной справке об определении места
захоронения Ленина (про которую мы с вами говорили) приводились слова
Н.К. Крупской, что Владимира Ильича надо похоронить у Кремлевской стены,
рядом с товарищами.

- Почетный некрополь здесь к тому времени ведь уже существовал?

- Конечно. С 10 ноября 1917-го, когда в две огромные братские могилы
были опущены 238 красных гробов с телами погибших в боях за власть
Советов в Москве. Их принесли к стенам Кремля - национальной святыни,
где раньше погребали самодержцев. "Отныне,- сказал американскому
журналисту Джону Риду один из москвичей,- тут будет покоиться наш царь -
народ". Рабочий хор пел:

Настала пора, и проснулся народ,
Великий, могучий, свободный.
Прощайте же, братья, вы честно прошли
Свой доблестный путь благородный.

А 7 ноября 1918 года, в первую годовщину Октябрьской революции, в центре
Почетного некрополя - на Сенатской башне Кремля торжественно открыли
мемориальную доску работы великого русского скульптора Сергея Коненкова.
С надписью: "Павшим в борьбе за мир и братство народов". На открытии
выступил Ленин. Хор исполнил кантату на стихи Сергея Есенина: "Спите,
любимые братья, в свете нетленных гробниц..."

- Именно со всем этим связана была мысль Н.К. Крупской о месте
ленинского упокоения?

- Несомненно. Всесоюзный съезд Советов так и постановил: "Склеп
соорудить у Кремлевской стены на Красной площади, среди братских могил
борцов Октябрьской революции".

Кстати, со временем Ленин оказался если не рядом с любимой матерью, то
рядом с женой и сестрой, тоже любимыми, конечно: урны с их прахом
находятся в Кремлевской стене. Но теперь эти урны, как и все другие, как
и могилы возле стены, гробокопатели тоже намерены ликвидировать.
Помните, что изрек полпред президента в Центральном федеральном округе
Г. Полтавченко? Дескать, "не совсем справедливо", что Ленин и "те, кто
затеял эти смуты, находятся в центре государства у Кремля".

"Те, кто затеял эти смуты..." Какое гнусное, оскорбительное,
несправедливое заявление! Недаром до глубины души возмутило оно
Объединение родственников лиц, похороненных в Почетном некрополе у
Кремлевской стены. Ведь в этом священном месте нашли покой многие лучшие
люди нашей страны, составившие ее славу и гордость,- 22 маршала,
единственный четырежды Герой Советского Союза, 18 Героев и 14 дважды
Героев Советского Союза, 5 космонавтов, дважды и трижды Герои
Социалистического Труда, выдающиеся ученые, писатели, наркомы и
министры... Перед этими именами в почтении склоняется мир: Максим
Горький и Георгий Жуков, Валерий Чкалов и Марина Раскова, Сергей Королев
и Юрий Гагарин... Они погребены здесь за великие заслуги перед Родиной и
народом, с отданием высших государственных и воинских почестей.

Совершенно правы члены Объединения родственников лиц, похороненных в
Почетном некрополе: "Перезахоронение более 400 человек, покоящихся у
Кремлевской стены, в том числе наших родственников, явится варварским
глумлением над дорогими для нас могилами, приведет к разрушению
Почетного некрополя - выдающегося памятника отечественной и мировой
истории и архитектуры. Эта противоправная акция явится позорным
спектаклем на глазах всего мира, чудовищным вандализмом".

Позор, презрение и проклятие!

- Такой вандализм по отношению к Мавзолею и некрополю был бы
действительно чудовищным.

- А бесспорная противоправность акции, которой нам угрожают,- в том, что
эти памятники законодательно отнесены к объектам исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Более
того, в 1990 году Мавзолей В.И. Ленина и Почетный некрополь как часть
ансамбля Красной площади и Кремля включены в Список всемирного
культурного наследия ЮНЕСКО.

- Разумеется, для нашей страны это - наследие совершенно особого рода и
особой ценности. Органически связанное с наиболее судьбоносными
событиями нашей истории ХХ века. Так, 7 ноября 1941 года, когда танки
Гитлера рвались к Москве, именно с трибуны ленинского Мавзолея Сталин
принимал легендарный парад Красной Армии, обратившись к бойцам со
словами: "Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!" В одной
из глав вашей книги я прочитал строки участника того исторического
марша - командира роты Василия Ноздрёва:

Бывают разные парады,
Но этот - подвиг трудных дней.
И мы клянемся, если надо,
Прикрыть телами Мавзолей.

А о другом параде - 24 июня 1945 года, о Параде Победы, Георгий
Константинович Жуков будет вспоминать: "Ни с чем не сравнимым был
момент, когда двести бойцов - ветеранов войны под барабанный бой бросили
к подножию Мавзолея В.И. Ленина двести знамен немецко-фашистской армии.
Пусть помнят этот исторический акт реваншисты, любители военных
авантюр!" Поэт напишет в связи с тем славным парадом частей Красной
Армии:

Так всю войну пройдя лавиной
По далям выжженных полей,
Она держала до Берлина
Равнение на Мавзолей.

Вот так! Равнение на Мавзолей, который советские бойцы в суровом 1941-м
готовы были прикрыть телами. А теперь во время своих празднеств власть
то лукаво прикрывает его какой-то драпировкой, то отгораживает фанерным
забором. Ну разве не стыд? Разве не осквернение исторической памяти
народа?

- Только так это и можно назвать. Даже в святой день 60-летия Победы
президент Путин, чей дедушка Спиридон, кстати, был поваром в Горках,
когда там жил Ленин, приветствовал участников парада не с трибуны
Мавзолея, тем самым как бы "открестившись" от него, а со специально
сооруженного перед ним деревянного помоста. И сидели спинами и задами к
Мавзолею и кремлевскому некрополю иноземные президенты и премьеры...

Многие справедливо расценивают такое отношение к отеческим гробам как
кощунство над родной историей и памятью славных сынов России. А я,
солдат Великой Отечественной, считаю, что ветераны были бы правы,
отказавшись в следующий раз 9 мая маршировать по Красной площади, если
Мавзолей Ленина будет снова спрятан за фанерным забором.

- Вы напоминаете в книге, что 22 июня 1994 года расширенная коллегия
Министерства обороны, которым руководил тогда П. Грачев, под диктовку из
Кремля приняла официальное решение "исключить Мавзолей из атрибутов
парада". После этого на юбилейном параде 1995-го и появился сюрприз
"праздничного оформления" - гирлянда искусственных цветов, прятавшая на
Мавзолее слово "Ленин".

- Однако, несмотря на все ухищрения и потуги власти, исключить ленинский
Мавзолей "из атрибутов парада" пока не удается. Ведь ежегодно 9 мая
Красную площадь украшает панно, на котором изображен орден "Победа", а в
центре этого ордена - Мавзолей В.И. Ленина. Я вот всё думаю: неужели в
конце концов найдут еще одного генерала Сигуткина, который предложит
заменить Мавзолей на ордене "Победа" двуглавым орлом или триколором
власовской армии? После того, что сотворили со Знаменем Победы, убрав с
него серп и молот, это было бы неудивительно. Только как убрать портреты
Ленина со множества овеянных славой красных знамен Великой
Отечественной?

- Да, историю и память никому не дано отменить. Но все-таки пытаются.
Гитлер осенью 1941 года, надеясь вскоре взять Москву, создал специальную
саперную команду для уничтожения ленинского Мавзолея. Нынешняя
российская власть хочет осуществить мечту фашистов. Когда-то Лермонтов
написал об убийце Пушкина: "Не мог щадить он нашей славы; не мог понять
в сей миг кровавый, на что он руку поднимал!.." А эти-то понимают?

- В любом случае совершающих надругательство над святынями ждут позор,
презрение и проклятие.