|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
21.01.2006 21:58:14
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Г. Дерлугьян (Чикаго): " 'Понаехали тут!' " по-американски (*+)
------------------------------------------------------------------------
--------
"ПОНАЕХАЛИ ТУТ!" ПО-АМЕРИКАНСКИ
[ 18:55 18.01.06 ]
http://www.izvestia.ru/comment/article3056179
Америка с огромной помпой похоронила Розу Паркс - единственную
негритянку, чей бюст поставили в конгрессе США среди бюстов прочих
национальных героев. Она вошла в историю, отказавшись в 1955 г. встать в
автобусе с места для белых. Фраза "я очень устала" сделалась лозунгом:
мы все устали от дискриминации, от того, что есть отдельные туалеты для
белых и черных, отдельные фонтанчики с водой и отдельные школы. История
часто состоит из таких маленьких фактов, которые сдвигают лавину.
В 1776 г., когда создавалась первая в мире демократическая республика, в
Конституцию не был включен Билль о правах. И отцам-основателям США
личные свободы не казались самоочевидными. Избирательными правами
пользовалось около 5% населения: мужчины, обладавшие собственностью и
жившие на одном месте 3 года. Американская демократия становится
полноценной только в 1960-е.
Что представляло собой общество до наступления политкорректности?
В 1938 г. знаменитого экономиста, будущего лауреата Нобелевской премии
Пола Самуэльсона отказался брать на работу Гарвардский университет с
официальной формулировкой: потому что он еврей. В том же году посол США
Джозеф Кеннеди, отец Джона, Роберта и Эдварда Кеннеди, объяснял
руководству нацистской Германии: вы евреев не любите и мы не любим, но
зачем стекла бить и сажать в концлагеря? Методы некорректные. Отсюда,
собственно, и идет политкорректность. Двойственность американской
демократии: провозглашение всеобщих прав - и возведение огромного
количества барьеров. Первый ирландец был взят в 1956 г. на работу в
Йельский университет случайно. У него фамилия, похожая на английскую,
типа Джонсона. Через полгода попросил отгул у декана - пел в церковном
хоре, предстояла торжественная праздничная служба. Декан спросил: "А вы
что, католик?" - "Да. А если бы вы знали?" - "Ни за что не взял бы на
работу". Первая женщина была принята преподавателем в Стэнфордcкий
университет в 1974 году. Среди адвокатов и по сей день меньше 15%
женщин. Для нас это дико: в СССР большинство врачей и юрисконсультов
были женщины. В США до последнего времени нельзя было вообразить, что
женщина может быть снайпером или летчиком.
Возникает вопрос: почему выступление Розы Паркс произвело такой эффект?
За движением негров за равные права стоял Пентагон. В годы Второй
мировой войны 4% американских солдат были негры, их держали в отдельных
батальонах и казармах. В годы вьетнамской войны - их почти половина. В
армии США, воюющей в Ираке, как ни странно, преобладают мусульмане. Это
негры, принявшие ислам. В сухопутные войска идут нижние слои населения.
В Пентагоне уже с конца 40-х понимали, что нельзя давать человеку
винтовку и не давать гражданские права. Вторая причина: США не могли
конкурировать с СССР на мировой арене, в Африке и Азии, имея такую
колоссальную дискриминацию у себя дома. Надо было подновлять фасад.
И тогда начали искать "показательные" личности. Самая знаменитая и
"показательная" - Кондолиза Райс, из того же городка в Алабаме, где Роза
Паркс отказалась выйти из автобуса. Но Кондолиза Райс, шутят
американцы, - самый крепкий мужик в администрации, и ведет она себя
гораздо более жестко, чем любой белый. Только такую негритянку и могли
потерпеть на этом посту. Другой пример. В Чили - стране консервативной,
католической - прошли выборы, и мать-одиночка стала президентом. В США и
помыслить о таком нельзя. Страна много консервативней, чем нам
представляется, очень протестантская.
Предоставление равноправия неграм оказалось формальным. Как мы,
социологи, можем измерить интеграцию негритянского населения? Прежде
всего количеством межрасовых браков. Оно минимально. Среди негров их 2%,
из них 1% - между неграми и мексиканцами. Среди американцев азиатского
происхождения этих браков 15-17%, они начинают ассимилироваться. Среди
евреев этот показатель более 50% - американские евреи стали белыми
официально и быстро интегрируются в американское общество. Кстати,
поэтому такая яростная политическая поддержка Израиля. Американские
евреи чувствуют, что теряют свою религию и потеряли язык, единственное,
что у них остается, - ностальгическая связь с Израилем, за который
воевать они сами не согласны, но готовы послать свою армию, в которой
больше мусульман, чем евреев, воевать в Ираке.
В США, как и во многих странах, идет большая суета под лозунгом
"Понаехали тут!". По разным подсчетам, в стране находится нелегально от
5 до 8 млн человек. Работают на стройках, ухаживают за лежачими больными
и стариками, получая минимальную зарплату. Собственно, этим и
объясняется, что страна с могучей техникой и огромной армией никак не
может установить контроль на границе с Мексикой и Канадой, ее просто
переходят пешком. Элементарный бизнес-интерес. Если эти люди перестанут
незаконно пересекать границу, кто будет собирать клубнику, ползая по
грядкам в бесконечных калифорнийских полях? Кто будет в резиновом
костюме, под неоновыми лампами, при температуре 10 градусов Цельсия
стоять по колено в воде с перьями и кровью в разделочном цехе
холодильника в Арканзасе, где производят куриные окорочка?.. Это
прекрасно понимают и Белый дом, и американское командование. И смотрят
на нелегалов сквозь пальцы.
Политкорректность? Типичное американское лицемерие. Да, Розе Паркс
поставили бюст, Кондолизу Райс выдвинули на переднюю позицию - чтобы
можно было показать и больше не ставить бюст никому из негров, не
выдвигать других негритянок. Тем временем американское общество
распадается на те же три друг от друга отчужденные группы населения, что
еще в XIX веке наблюдал великий Алексис Токвиль: белые, негры и -
удивитесь ли вы? - индейцы. Они, конечно, называются сегодня
мексиканцами, но стоит посмотреть в лица этих людей... Белые аргентинцы
или испанцы не работают на разделке кур. Лишь индейцы из Мексики,
Гватемалы, Сальвадора, нелегально перешедшие границу, непритязательны и,
как все шабашники, готовы работать на любых условиях. Не имея шансов
интегрироваться в это общество, они продолжают говорить по-испански.
Заканчивается все тем, что какой-нибудь Самуэль Хантингтон из Гарварда
пишет книгу-памфлет под названием "Кто мы?" - американскую культуру,
говорит, подрывают и размывают со всех сторон. Это та же проблема, что и
в Европе, - проблема институционального лицемерия. Небелым дается
символическое представительство на политическом уровне, но, если
посмотреть на фактическое состояние дел, самые нижние слои американского
пролетариата - люди с другим цветом кожи, а сегодня и говорящие на
другом языке, практически бесправные, как и раньше.
Взорвется ли ситуация? Может быть. Но взорвется вовсе не потому, что
зажрались или кому-то дали слишком много воли, а из-за социального
расслоения, потому, что, как и в XIX веке, есть очень богатые и есть
очень бедные.
Георгий Дерлугьян, профессор Северо-Западного университета, Чикаго