От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 21.01.2006 22:14:14 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Марина Мацкявичене. Секс у школьников: бравада или уже мораль? (*+)

http://www.ng.ru/education/2005-12-02/10_sex.html

Марина Мацкявичене
Секс у школьников: бравада или уже мораль
Результаты исследований социологов РАО могут ввергнуть родителей в
состояние настоящего шока

Сказать 'нет' агрессивной пропаганде секса может не каждый подросток.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)Центр социологии образования Российской
академии образования, провел опросы 3 тысяч учащихся 7-х, 9-х и 11-х
классов. <Как вы относитесь к допустимости сексуальных контактов в вашем
возрасте?> - пытались выяснить ученые у детей. При этом ученые
предложили 4 варианта ответа. Первый звучал так: <Я считаю, что
сексуальные контакты недопустимы в моем возрасте, и не веду половую
жизнь>. Итоги первого опроса звучали ошеломляюще. Таковых оказалось
всего 36,2 процента. Второй вариант ответа способствовал выявлению
подростков, которые не считают, что данная норма безусловна, однако в
своем поведении они тем не менее ей следуют. <Считаю, что сексуальные
контакты вполне допустимы в моем возрасте, но сам (сама) не веду половую
жизнь>, - именно так ответили 37,2 процента опрошенных. Третий вариант
ответа позволяет определить тех, кто переживает ситуацию сексуальных
отношений как конфликтную. Эту группу (3,7 процента) составляют
подростки, понимающие, что нехорошо поступают с точки зрения
общепринятой морали, но все же ее нарушают: <Я понимаю, что в моем
возрасте еще рано вступать в сексуальные отношения, но я тем не менее
веду половую жизнь>. В то же время сексуальные контакты совершенно
естественными для своего возраста считают 12,2 процента школьников. Все
они признались, что ведут половую жизнь.

Полученные данные прокомментировал для <НГ> академик Владимир Собкин. Он
считает их достаточно объективными. Конечно, добавляет он, в
подростковой среде не обходится без бравады, желания преувеличить
собственные успехи на сексуальном поприще. Однако результаты опросов
студентов (которым в этом вопросе уже нет нужды чем-то бравировать) об
их предыдущей школьной жизни и тогдашнем отношении к сексу полностью
совпали с результатами опросов учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов.
Исследования показали, что по мере взросления отношение школьников к
<возрастной запретительной норме> меняется. Происходит это, как у
юношей, так и у девушек, на рубеже 9-го класса. К этому времени заметно
увеличивается число подростков, реально не ведущих половой жизни, но
считающих, что сексуальные контакты в их возрасте вполне допустимы (45,
5 процента юношей-девятиклассников и 48,2 процента
девушек-девятиклассниц). Больше становится и тех, у кого уже
наличествует некий опыт интимных отношений. Если в 7-м классе это 2,5
процента девочек и 6,6 процента мальчиков, то к 9-му классу к сексу
приобщаются уже соответственно 11,9 процента и 28,2 процента подростков.
В 11-м же классе опыт сексуальных отношений имеют 35,6 процента девушек
и 55,4 процента юношей. В данном случае речь идет как о регулярной
половой жизни с постоянным партнером (18,8 процента), так и об
эпизодических контактах - таковых, кстати, гораздо больше. Цифры
внушительные, способные ввести взрослых в настоящий транс и затеять
поиски виновных?

<То, что в данный момент происходит с подростком, - первая,
по-настоящему сильная <энергетическая заряженность на другого человека>,
связанные с нею сомнения, страхи, барьеры и в то же время ожидания, -
прекрасно и трогательно, - говорит Владимир Собкин. - Взрослый человек,
который не способен бережно относиться к этим переживаниям, не способен
любоваться ими, лишен, мне кажется, педагогического такта, нюха и
таланта>. Неизбежно вспомнив по такому случаю вечный шекспировский
сюжет, академик рассказал о недавно виденном им фильме рижского
режиссера-документалиста Франка <Джульетта в отсутствие Ромео>.
Снималась лента в течение одного дня в Вероне, где в одном из двориков
установлена мраморная статуя Джульетты. С раннего утра к скульптуре
тянутся толпы туристов - кто смачно целует ее в грудь, кто в губы, а кто
фотографируется, обняв за бедра: <Это кино говорит нам о потере былой
дистанции перед чем-то высоким и чистым. О том, что массовая культура
надвигается на человечество все агрессивнее>, - рассказывает Владимир
Собкин.

Кстати, главными просветителями подростков в вопросах безопасного секса
являются телевизионные программы, реклама и друзья, родителям здесь
отводится лишь 4-е место.

<Знает ли ваша мать, что вы ведете половую жизнь?> На этот вопрос 36,5
процента участников опроса ответили: <Нет, я это скрываю>. Чуть больше
респондентов, 37,7 процента, скрывают свои интимные связи от отца. Лишь
в 19 процентах случаев - мать и в 17,3 процента - отец знают о
сексуальном опыте своих детей и относятся к нему терпимо. И все же, как
утверждают психологи, есть некоторое основание для оптимизма в
детско-родительских отношениях. На вопрос: <К кому следует обратиться в
случае изнасилования?> 55,6 процента учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов
ответили: <К родителям>. К близкому другу или подруге с такой бедой
пойдут лишь 7,6 процента. Авторы исследования вообще склоняются к тому,
что все, о чем говорилось выше, - это прежде всего проблема семейного
воспитания и ответственности семьи.

После попытки найти виновных естественный вопрос: <Что делать?> Стоит ли
вводить, например, в школах курсы по сексуальному воспитанию (в начале
90-х годов такие попытки были, но они не увенчались успехом)? <Речь идет
об очень сложных и тонких вещах. Извратить их и опошлить плохим
преподаванием, да еще под глупое хихиканье всего класса, ничего не
стоит. Поэтому я категорически против такого рода <просвещения> в стенах
школы. Вместе с тем какие-то ознакомительные программы - о безопасном
сексе, ранней беременности, опасности заражения венерическими
болезнями - должны быть. Но, еще раз повторяю, обсуждаться такие темы
должны за пределами учебного заведения, не в среде сверстников, и тем
более не с учителями. Для этого существуют специальные семейные и
психологические консультации>, - считает Владимир Собкин.

В школьной программе, по мнению Владимира Собкина, не хватает предмета
<Психология>. До войны он в советских школах был. Кстати, кроме него
изучали еще и логику. Сейчас ребята получают массу знаний о неживой
природе, кое-как проходят физиологию человека. А вот о переживаниях и
чувствах сверстников, о мышлении, о том, как управлять собственными
эмоциями, в учебниках ничего нет.