От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 11.01.2006 23:51:15 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"Спб Ведомости". Не говорить на языке вражды - сегодня это единственный путь к достижению стабильности в обществе (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/document/?tpl=PrintArticle&id=10706&folder=42
8


Выпуск ? 001 от 10.01.2006
Не говорить на языке вражды
Михаил РУТМАН
Сегодня это единственный путь к достижению стабильности в обществе

Тема межнациональных конфликтов становится в последние годы едва ли не
самой больной и острой. Бытовой национализм сплошь и рядом перерастает в
массовые вспышки агрессии. Терроризм с национальной окраской становится
реальной мировой угрозой. Ксенофобские настроения часто умело
подогреваются, маскируются под патриотизм. Как вырулить из этой
ситуации, избежать трагедии? Сегодня наш обозреватель Михаил РУТМАН
беседует на эту тему с известным правозащитником, ведущим экспертом
Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра <Стратегия>
Антуаном АРАКЕЛЯНОМ.

- Позволю себе, Антуан Гургенович, для начала отвлечься от вашего
официального статуса и задать вам вопрос просто как <лицу кавказской
национальности>. Прошу прощения за термин, мы его в газете не
употребляем, хотя часто слышим...

- Терминология в данном случае имеет существенное значение.
Словосочетание <лицо кавказской национальности> появилось на уровне
дежурного районного отделения милиции. Ему надо было как-то определить
категорию граждан, зарегистрированных в книге происшествий.
Новоизобретенный термин пошел дальше, стал появляться во всех отчетах,
его подхватили журналисты... Думаю, совершенно очевидно, что он
некорректен с любой точки зрения. Это язык вражды. Более корректно было
бы <кавказцы> или <выходцы с Кавказа>. Но что является определяющим
фактором? Внешность! А если человек уже на протяжении нескольких
поколений живет в Петербурге? Есть русские, похожие на цыган, есть
чеченцы, похожие на русских. Однозначного ответа нет... Другой
некорректный термин - <шахидка>. <Шахид> в переводе - это защитник веры.
У нас же это часто становится синонимом террориста-подрывника.
Фактически происходит легитимизация преступника как защитника веры. Это
прямое оскорбление чувств мусульман. Корректно было бы - экстремист или
террорист с религиозным лозунгом.

- Так вот, как вам, кавказцу, сегодня живется в Петербурге?

- Мне трудно здесь абстрагироваться от роли правозащитника. Когда вижу,
как на улице милиция задерживает выходцев с Кавказа или из Средней Азии,
всегда вмешиваюсь, пытаюсь разобраться. Мне часто звонят, просят помочь,
я иду в милицию, в прокуратуру.

- Но вас и самого, наверное, иногда задерживают?

- Конечно. У меня это происходит не только в Петербурге, но, поскольку я
много езжу, во всех регионах России. В самолете, в поезде, в аэропортах,
гостиницах. Особенно славится этим Москва. Там и чаще задерживают, и
больше поборы с мигрантов. Когда милиционеры задерживают меня, я
использую эту ситуацию для исследования - наблюдаю, как они подходят,
как разговаривают, что требуют. Их действия строго регламентированы
инструкциями, и я пытаюсь добиться, чтобы они соблюдались. На какой-то
стадии разговора выясняется, что у стражей порядка <особое> отношение к
кавказцам - <понаехали, террористы, торгуют наркотиками> и прочее.
Бывает, что доходим до отделения милиции, и там они иногда уже
придумывают другие поводы для задержания - улицу не там перешел,
сопротивлялся, находился в нетрезвом виде или в состоянии наркотического
опьянения. Атмосфера в отделениях преимущественно ксенофобская.
Значительная часть милиционеров побывала в Чечне. А после этого
кавказофобия становится глубинной и устойчивой.

- Ксенофобия у нас прогрессирует?

- К сожалению, да. Это подтверждается и результатами независимых
исследований, и все учащающимися происшествиями, которые у всех на
слуху. Здесь работают многие факторы - и острые социальные проблемы, и
война в Чечне, и усиление миграционных потоков. Со стороны определенных
сил идет и откровенная манипуляция общественным сознанием, вбрасывание
лозунгов типа <Россия - для русских>, подтасовка цифр и фактов. К
сожалению, часто такая ситуация подогревается и местными властями,
использующими этнонационализм как ресурс для политической мобилизации. К
примеру, в Краснодарском крае, где очень сильны миграционные потоки. Еще
недавно там была очень острая проблема с турками-месхетинцами. Теперь,
когда США предложили им свободный въезд, их место заняли езиды - 4
тысячи на пятимиллионный Краснодарский край. Но на них пытаются
переложить вину за массу социальных проблем. Эта политическая риторика
местной элиты впрямую способствует созданию конфликтной ситуации в
обществе.

- Все это так. Но, согласитесь, для беспокойства поводы все-таки есть.
Исламский мир активизируется, действуют этнические преступные
сообщества, расширяются каналы поставки наркотиков с Востока...

- Этнические группировки существуют во всем мире. Но у нас
правоохранительные органы сплошь и рядом сами их <структурируют и
опекают>, получая с них <откаты>. Это выгодно милиции.

- А угроза терроризма тоже преувеличена?

- Она, конечно, есть. Но кто ее реально измерил и кто может поручиться,
что реакция на нее адекватна? Не секрет, что эта угроза часто
используется для оправдания разного рода беззаконий, допускаемых как
администрациями регионов, так и правоохранительными органами. <Вы, что,
не знаете, какое сейчас время!> - мне приходилось это фразу слышать
множество раз на всех уровнях - от вахтера в гостинице до губернатора
края. Но стоит только <из благих побуждений> нарушить закон - реакция,
скорее всего, тоже будет беззаконной. Так мы проблему не решим, а только
усугубим ее.

- В последнее время идет много разговоров о том, что Петербург -
<столица российского фашизма>...

- Судя по числу зафиксированных преступлений с национальной
направленностью, он попадает в первую четверку вместе с Москвой,
Московской областью и Воронежем. Недавно мы встречались с
представителями Евросоюза, которые специально изучали этот вопрос.
Петербург ими зафиксирован как <проблемная зона>. По имеющимся данным,
всего в России около 50 тысяч молодых людей вовлечены в экстремистские
группировки. Из них порядка 15 тысяч - в Петербурге. Это существенно
больше, чем даже в Москве. Такая репутация города - один из факторов,
обусловивших уменьшение иностранного туризма.

- Вот такие исследования их и отпугивают!

- Здесь уже вопрос мировоззренческий. Надо ли выносить сор из избы?
Думаю, надо - чтобы ее вычистить. Эти данные мы озвучиваем на медиаполе
и разного рода публичных площадках - конференциях, семинарах, <круглых
столах>. Как правило, представители исполнительной власти в них не
участвуют. Недавно вместе с одним из швейцарских фондов и Главным
управлением МВД по Северо-Западу мы завершили пилотный проект -
двухдневные семинары с руководителями правоохранительных органов и
лидерами национально-культурных объединений. Позиции, цифры, данные,
анализ обстановки. Во всех регионах на открытии присутствовали их главы,
начальники ГУВД или их замы. И только в Петербурге пришли лишь
начальники районного звена, очень недовольные - им приказали явиться
накануне вечером. Такое же отношение здесь и ко всем остальным нашим
мероприятиям.

- Почему так, как вы думаете?

- Петербург - особый город. Традиции толерантности всегда здесь
ассоциировались не с властью, а с интеллигенцией. Здесь этот слой
традиционно велик. Власть когда больше, когда меньше прислушивалась к
нему. К сожалению, после Собчака пошел курс на последовательное
сворачивание правозащитной деятельности. Упразднены существовавшие в
Ленсовете комиссии по правам человека и по общественным объединениям.
Была ликвидирована должность уполномоченного по правам человека в
составе правительства города. А ведь у нас она появилась впервые в
России, в 1995 году! Сейчас ее восстановили, но выбрать достойную
кандидатуру так и не удается. С 1997 года Законодательным собранием
проведены 10 <невыборов>! А в регионах России таких уполномоченных уже
32. При губернаторе Яковлеве межэтнические проблемы стали
затушевываться - у нас, дескать, ничего такого нет, мы все
петербуржцы...
В отличие от других регионов национально-культурные организации в
Петербурге - это в большинстве своем чистые фантомы. В них не
вкладывается средств, они не имеют никаких реальных механизмов развития
и гармонизации этнической палитры города. Правоохранительные органы
крайне неохотно идут на то, чтобы признать национальный мотив в
преступлениях против <инородцев>. По нашим данным, достоянием
общественности становится лишь один из семи таких случаев. Есть примеры
и противоположного плана. Недавно произошла драка в ночном клубе, в
которой участвовали африканцы и местные. При освещении этого события,
наоборот, был сделан акцент на расовое противостояние, хотя, возможно,
его изначально и не было. Даже мои слова о том, что, скорее всего, это
бытовая драка, в СМИ были искажены - я якобы усмотрел здесь национальный
мотив и отголосок недавних парижских событий.

- Давайте переведем разговор в конструктивное русло. Вы можете
предложить реальный инструмент для решения этих проблем?

- Ничего нового здесь придумывать не надо - эти инструменты давно
работают во всем цивилизованном мире. Гражданский контроль - необходимая
принадлежность любого государства, стремящегося к тому, чтобы стать
правовым. Стабильность и позитивная атмосфера в значительной части
зависят от региональных лидеров, ставящих общенациональные интересы выше
сиюминутных, местечковых и узкокорпоративных выгод. Необходима установка
на неприятие расизма, этнофобии, этнонационализма. Нужна жесткая
правоприменительная практика, жесткое противодействие политическому и
религиозному экстремизму!
Качественные методики по данной проблематике разработаны в центре
<Толерантность> на базе СПбГУ. Проект <Ближний Кавказ>, ориентированный
на продвижение идеи толерантности в российском обществе, победил в
номинации <Социальные проекты> международной организации IPRA Golden
World Awards-2005 и впервые в российской истории удостоен почетного
диплома Организации Объединенных Наций. Вместе с авторами проекта,
студентками четвертого курса Санкт-Петербургского государственного
политехнического университета, под руководством доцента Н. В. Шеляпина
мы разработали спецкурс <Обучение толерантности>, успешно апробированный
на кафедре. Эти работы нашли позитивное отражение в выигранных на
конкурсной основе центром <Стратегия> проектах в рамках федеральной
целевой программы <Формирование установок толерантного сознания и
профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)>.
В свое время, кстати, эту программу продвигала вице-премьер
правительства РФ В. И. Матвиенко. Мы передали наши предложения в рабочую
группу по разработке соответствующей петербургской программы, но пока
оттуда ответа нет. Боюсь, что гора родит мышь. А ведь это должна быть
долговременная всеобъемлющая городская программа - с участием педагогов,
психологов, юристов, философов. Нужна комплексная система просвещения
молодежи на всех уровнях - от детских садов до вузов.

- Но желаемая цель тоже не гарантирует полного счастья - пример тому
политкорректная Франция, которая, несмотря на всю свою толерантность,
получила недавние <арабские> бунты.

- Не считаю аналогию правомерной. Франция пожинает плоды своей
многовековой колониальной политики. Мы же имели одно культурное
пространство, у нас нет и не может быть этих застарелых обид. Но мне
печально было видеть, как французские события с радостью восприняло наше
маргинально-патриотическое крыло. Вот, дескать, к чему привела <доброта>
французов к этим мигрантам!
Между тем миграционные процессы - вещь объективная, отражающая глубинные
закономерности мировых процессов. Азия и Африка сейчас начинают
<подавлять> Европу за счет своей высокой рождаемости. Есть основания для
беспокойства и у россиян - в частности, тех, кто причисляет себя к
русскому этносу. Средняя семья - один-два ребенка - не обеспечивает даже
простого воспроизводства нации.
Грамотная демографическая политика - вот чем надо бы обеспокоиться
истинным патриотам России. А не поиском врагов среди <чужаков>,
приводящим к гражданскому противостоянию внутри одной нации. Бороться с
миграцией и мигрантами бессмысленно. Нужно просто просчитывать и
регулировать миграционные потоки, направляя их в те регионы, где
действительно необходимы рабочие руки. В этом смысле Франция может
служить уроком - нельзя делать этот процесс стихийным. Уже не говоря о
том, что эта <стихия> - идеальная кормушка для коррумпированных
чиновников и сотрудников правоохранительных органов.
Петербургу на следующий год, как утверждает вице-губернатор Бланк, нужны
300 тысяч мигрантов. Этих людей надо разместить, обеспечить им
социальные гарантии, адаптировать к нашей жизни. Необходима и серьезная
просветительская работа с населением. А амбициозная задача войти в
пятерку туристических городов Европы требует соответствующей
инфраструктуры, сервиса и безопасного привлекательного климата. Ну и,
конечно, нужна самая жесткая оценка со стороны руководства города всех
преступлений, совершенных на национальной почве.

- Этого нельзя делать, пока точно неизвестен мотив. Часто,
поторопившись, официальные лица заявляют о национальном экстремизме там,
где потом оказывается обычная <бытовуха>. Это только еще больше
разжигает межнациональные конфликты.

- Конечно, до окончания расследования нужно делать соответствующие
оговорки. Но речь о том, чтобы четко обозначить общую позицию
абсолютного неприятия любых проявлений расовой дискриминации.
Ксенофобия - признак ущербности человека, и наши политические
руководители все время должны обозначать планку: мы - цивилизованное
общество. Наличие или отсутствие этой планки выявляется соответствующими
исследованиями. Пока их результат для Петербурга неутешителен. Мы начали
программу <Содействие правовому мониторингу деятельности и условиям
работы правоохранительных органов и адекватному освещению проблематики в
СМИ>. Каждая из трех составляющих и их сумма способны существенно
улучшить климат в городе, развивать компетентность и ответственность.
Надеемся, старейшая городская газета с ее взвешенной позицией поддержит
эти усилия в интересах города и людей.

- Будем надеяться, что руководство города разделит вашу тревогу и
сделает соответствующие выводы. Спасибо за беседу.

Copyright (C) 2000 "ИД "С. Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс:
+7 (812) 164-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru