"Город Бога" - пригород Рио-де-Жанейро. Трущобы, где живут восьмилетний
Ракета, мечтающий стать фотографом, и его одногодок Мизинец, который
принимает участие в вооруженном ограблении, организованном живущим по
соседству гангстером Пронырой, и совершает свое первое убийство. В 1970-е
годы Ракета постоянно балансирует между мелкими правонарушениями и честной
жизнью, а на счету у Мизинца уже несколько убийств: он возглавляет банду,
которой управляет, используя хитрость и хладнокровное предательство. В
1980-е годы Ракета получает фотоаппарат и осуществляет свою детскую мечту,
мечта Мизинца тоже сбылась: он стал самым крутым торговцем наркотиками в Рио
и теперь у него новая кличка - Малыш Зе...
Производство: Франция, США, 2002
+++
Фильм совершенно непохож на привычную продукцию Голливуда: ясно, что главную
скрипку играли французы. И получился он очень нестандартным. Снят в стиле
телерепортажа (например, используется такой приём, как совмещение в одном
кадре вида с камер "картинок" двух одновременно проходящих событий).
Я этот попал на этот фильм случайно и потому начал смотреть не сначала.
Начался же для меня он с такого сюжета, который сходу больно бьёт по нервам:
более старшие мальчишки (14-17 лет) из одной уличной банды поймали двух
малышей (7-10 лет) из другой банды и на них организовали "посвящение в
банду" для своих новичков. В качестве "посвящения" предлагают (тому самому
Мизинцу, как я потом понял) пристрелить одного из них, на выбор. Мучительно
видеть, как плачущему малышу-жертве (для зрителя он прежде всего малыш, а
для бандита, понятно, он прежде всего опасный конкурент, враг, без скидки на
возраст) перед этим глумливо предлагают выбрать, что ему прострелить:
"ручку?... или ножку?..." (а в результате глумящийся неожиданно для жертвы
простреливает и то и другое). Впрочем, чуть более старшему из жертв повезло
ещё меньше: его Мизинец (мучительно ломая себя: младшего - не смог выбрать)
ради "посвящения" застрелил. И этот "репортаж" до самого завершения фильма
зрителя не отпускает. Там много чего. Всё согласуется с теми
свидетельствами, что приводил о специфике жизни в фавелах СГ. Фильм делает
всё очень наглядным и понятным.
Не раз убеждаюсь: ночью идёт многое, что стоило бы показывать днём.
Заинтересованные, думаю, найдут на DVD.
В общем, фильм достоин войти в нашу "копилку образов", наряду с такими, как
"Город Зеро".