От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 12.12.2005 01:14:43 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"В московских школах все больше детей с трудом говорят по-русски" (*+)

http://www.kp.ru/daily/23625/47686/print/




Политика | Экономика | Жизнь | Наука | Культура | Спорт



Образование и работа | ПОРТРЕТ ЯВЛЕНИЯ
08 декабря 2005

Приехал в Москву - учи и люби культуру народа, который здесь живет!


<Учытэлныца, садыс ка мнэ на калэнка!>
В московских школах все больше детей с трудом говорят по-русски
По прикидкам социологов, к 2010 году для каждого второго ребенка в
российской столице русский будет вторым языком. Уже сегодня в Москве есть
учебные заведения, в которых половина учеников - дети мигрантов. Там даже
вводят новый предмет - <русский язык как иностранный>.

Тема межнациональных отношений - сложная, тонкая, щепетильная. Все чаще
читатели звонят в <КП> и жалуются на конфликты, которые возникают между
самими учениками или между учениками и учителями. Как быть дальше?
Сегодняшней публикацией мы начинаем разговор о том, что происходит в
столичных школах.

Агрессивные гости?

- Русских выживают из школы! Сына избил азербайджанец, а учителям хоть бы
что! - прокричал в трубку мужчина.

В жизни он оказался куда менее воинственным. Александр Медведев - высокий,
светловолосый коренной москвич, программист.

- Из-за них я своих троих детей перевел в другую школу, - нервно начал он
слегка прокуренным голосом. - Артем, старший мой, и раньше приходил с уроков
какой-то дерганый. Я выяснил: учителя ребят против него настраивают. Но
когда азербайджанец - отец одноклассника - его избил, мое терпение лопнуло.
Сына лупили прямо в холле, рядом с охраной! А педагогам - наплевать! Эти
азербайджанцы нам потом угрожали, обещали Артему, что ему еще хуже будет. А
сами по-русски еле-еле говорят! А в итоге мы из школы ушли, а не они! И кто,
по-вашему, <гость столицы>?

Школа ? 1332 - новостройка в Юго-Западном округе Москвы. За аккуратной
оградой - чисто выметенный дворик. Над входом табличка: <Школа с углубленным
изучением области знаний <Искусство>.

- Это у вас азербайджанцы русских детей бьют? - поинтересовался я у
директора Марии Георгиевны, дочери знаменитого композитора Струве.

- Да если б не учителя, Артему Медведеву одноклассники давно бы уже <темную>
устроили! И не азербайджанцы, а русские, - отрезала директор. - Педагоги и
дети не раз замечали: врет, тащит все, что плохо лежит. Уроки срывал: хамил
и говорил, что мы плохо знаем предмет. Мы сообщали об этом его матери. Она
обещала, что примет меры. А на недавнем родительском собрании выяснилось:
она просто боялась говорить мужу о проделках Артема. Медведев-отец на
собрании сам заявил, что сына своего бьет - воспитывает так. И то, что
приезжих на дух не переносит, тоже говорил, не стесняясь. Поэтому он и
раздул тот случай с папой Зульфугара Мурадова. Быстренько пошел снимать
побои, положил сына в больницу. Даже не пытался выяснить, что произошло. Мы
потом сами вычислили: Медведев еще за день до того случая пришел в школу с
синяками и ссадинами. Уверена: никаких угроз со стороны азербайджанцев не
было. А вот отец Медведева звонил Мурадовым с угрозами - у них даже запись
есть.

- Так бил взрослый мужчина мальчишку или нет?

- Нет, конечно! У нас есть несколько свидетелей: он только взял Артема за
ухо и пригрозил, чтобы тот его сына больше не обижал.

Среди семиклассников 1332-й школы только два паренька нерусских. За первой
партой сидит щупленький темноволосый мальчишка. На выразительном носу - очки
с толстыми линзами.

- Что же вы с Артемом не поделили? - спрашиваю у Зульфугара Мурадова.

- Он меня бил. А мой папа за меня заступился, - с гордостью ответил паренек.

- Ну и кто, по-вашему, здесь межнациональную вражду разжигает? - продолжила
директор Мария Георгиевна. - Азербайджанец, как нормальный отец, защитил
своего ребенка. А русский, получается, тут же начал тыкать на
национальность. А если бы на месте Мурадова оказался бы, допустим, Сидоров?
Стал бы поднимать шум русский папа?

<Это школа только для грузин!>

Год назад в 223-й школу-новостройку возле метро <Войковская> пришел новый
директор - Дали Макацария. А вслед за Дали Гивиевной в школу потянулись
грузинские дети со всех округов Москвы. Родителям объявили: в 223-й
откроются грузинский культурный центр и школа с грузинским этнокультурным
компонентом. Поначалу ученики этому не сильно удивились: по всей Москве есть
несколько десятков подобных школ - после основных уроков детям на
факультативах преподают национальные языки и культуру. Но, как оказалось, у
Дали Гивиевны были другие планы.

- Детей начали делить на грузин и негрузин, - вспоминает одна из мам,
которая попросила меня не указывать ее фамилию. - Даже классы обозначили
<н> - для грузинских ребят, и <а> - для наших. Спонсоры (я так поняла, тоже
грузины) подарили школе спортзал с тренажерами. Оказалось, это было сделано
только для темноволосых детей. Потом в школе появились книги по математике
на грузинском. Сколько мы ни жаловались в Департамент образования - все
бесполезно. Школьная администрация стала намекать: не нравится - до
свидания! Так целыми классами и уходили.



Директор школы Дали Макацария уверена: в том, что дети от нее уходят целыми
классами, ничего плохого нет.

- Из школы ушли и педагоги - сразу десять человек, - вспоминает Софья
Аркадьевна, бывшая учительница начальных классов. - Одна наша мама правильно
сказала: Дали Гивиевна - в первую очередь грузинка, а потом уже педагог.

Директор встретила меня в своем просторном кабинете. Возвышаясь в удобном
кресле, Дали Гивиевна с мягким грузинским акцентом поведала мне о цели,
которую ей поставил Департамент образования:

- Школа ? 223 с грузинским этнокультурным компонентом должна воспитать
современного москвича, который хранит и уважает традиции, наше культурное
наследие!

- А как насчет разделения детей по национальному признаку?

- Никакого разделения нет и не было! - заупрямилась директриса. - И дети с
учителями от нас не уходили! Вообще никаких жалоб мне не поступало.

Насчет жалоб, вернее, их отсутствия, Дали Гивиевна тоже погорячилась.
Родители, чьих детей выжили из 223-й школы, показали мне толстенную папку
своей переписки с чиновниками. Мало того, 1 июня, в День защиты детей, мамы
и папы учеников 223-й даже организовали митинг против новых порядков. Только
тогда Департамент образования стал разбираться с проблемой.

Классов с буквами <н> теперь уже нет. Как нет и ребят в начальных классах -
молодые жители района <Войковский> не хотят вести своих детей в <грузинскую>
школу.

Кстати, 1 июня в митингующей толпе тут же нашлись парни с фанатичным огнем в
глазах. Они быстренько сориентировались и с выкриками <Слава России!>
развернули плакаты <Выгнали из Абхазии, выгоним из Москвы!>.

Андрей РЯБЦЕВ

Фото автора и из архива <КП>.



КСТАТИ

Сколько именно детей мигрантов учится в московских школах - вот загадка для
московских властей. По крайней мере корреспонденту <КП> точную цифру назвать
не смог никто.





- И куда это подевался советский интернационализм? Кадр из кинофильма
<Цирк>. 1936 год.

МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Ребят нужно <перемешать>

- Школа самостоятельно эту проблему не решит. Вот у нас в начальных классах
учится паренек-азербайджанец. Он своей классной руководительнице недавно
заявил: <Эй, учытэлныца, иды садыс ка мнэ на калэнка!> Ну мы посмеялись,
пожали плечами: видно, у них в семье так принято. Дети ведь просто копируют
своих родителей. А те не очень стараются, чтобы дети принимали русскую
культуру. Некоторых специально на лето отправляют к бабушкам-дедушкам в
кишлаки и аулы, где дети вообще не слышат русскую речь.

А для учителя дети должны быть вне национальности. Я считаю, что ребят нужно
<перемешивать>: татар, грузин, украинцев, русских, армян сажать в один
класс. Плохо знает язык? Пусть учит! Сейчас есть адаптационные курсы
русского как иностранного. Прошел адаптацию - добро пожаловать в
общеобразовательную школу. Кстати, половина наших медалистов в этом году -
дети мигрантов.

Инга Шильцова, директор 158-й московской школы, педагог с 40-летним стажем.



МНЕНИЕ РОДИТЕЛЯ

Они все равно сбиваются в стаи!

- Мы живем в микрорайоне за МКАД. Здесь жилье дешевле, поэтому у нас в
последние годы очень много квартир покупают семьи с Кавказа. Школ всего две.
Приходят учиться целыми кланами.

Южные мальчики быстрее развиваются: уже в девятом классе кавказцы - почти
взрослые мужчины, некоторые даже бреются. И они просто <подминают> под себя
других учеников. Мальчишки с ними связываться боятся. Попробуй тронь
одного - сбегаются все: и из соседних классов, и те, кто уже школу окончил.
А <наши>, русские, разобщены.

Сам видел, как один школьник-кавказец зажал восьмиклассницу в углу и начал
под юбку лезть, та вырывается и боится одновременно. Учителя даже замечания
сделать не решаются. Ведь сами живут в нашем районе, их адреса известны, и
они боятся мести.

Пока вот так в школах будут править сила и банды приезжих, о каком
интернационализме и толерантности можно говорить?

Игорь Искрин, читатель <КП>.



ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Нужен плавильный котел наций. А не котелки

В качестве кого и в каком виде России нужны мигранты? Ответ прост. Они нужны
нам в качестве полноценных граждан нашей общей страны, у нас должны быть
один менталитет, одни цели в жизни, один язык и одна родина. Пусть для
кого-то даже и новая Родина. Поэтому еще вопрос, в каком виде у нас в Москве
должны существовать школы с этнокультурным компонентом. И главное - кто
будет платить за занятия этим самым компонентом? Может быть, сами родители,
а не бюджет Департамента образования, который мы все наполняем за счет наших
налогов?

Хочешь жить с нами - уважай наши правила и традиции. Нет - тогда ты ошибся
с новым местом жительства и тебе лучше вернуться домой, к своему родному
<этнокультурному компоненту>. Только при таком жестком подходе у нас, как в
США, заработает пресловутый <плавильный котел наций>, а не будет тлеть
грядущая <война парижских предместий>.

Дмитрий СТЕШИН



КОММЕНТАРИЙ УЧЕНОГО

Межнациональная рознь - очень дорогая проблема

Завкафедрой общей социологии Высшей школы экономики Никита ПОКРОВСКИЙ:

- Межнациональные конфликты есть не только в российских школах. Такая же
проблема во Франции, Германии и даже в Швейцарии, которая, казалось бы,
далека от потоков мигрантов.

Москва же эксплуатирует приезжих! И с их помощью она экономит огромные
деньги. Но за это ей придется платить дважды, решая обостряющуюся проблему
межнациональной вражды. Ведь общество - это сообщающиеся сосуды: если в
одном прибавляется, то в другом убывает. Сейчас в Москве экономика
развивается в основном за счет дешевой приезжей рабочей силы. Зато коренное
население настроено крайне враждебно к инородцам, которые сбивают цены на
рынке труда.

Это очень дорогая проблема. И решать ее нужно начинать на уровне школы. Но
для начала образовательные учреждения нужно нормально финансировать. Ведь
сегодня в обеспеченных школах, где учатся дети состоятельных родителей, хотя
и разных национальностей, межнациональных конфликтов практически не
возникает. Детей небогатых мигрантов нужно учитывать и рассредотачивать по
разным школам в разных районах, как это делали, например, американцы в своих
южных штатах.



P.S. <Комсомолка> будет продолжать эту важную и очень болезненную тему. Да,
в Москве власти пытаются решать межнациональные проблемы. Уже открыто около
сотни школ с различными этнокультурными компонентами. Но вот вопрос -
поможет ли обучение <в особых условиях> детей одной национальности
справиться со зреющим конфликтом? На него мы вместе с вами, уважаемые
читатели, постараемся ответить в следующих публикациях.

А что вы думаете по поводу обстановки в московских школах?

Звоните сегодня, 8 декабря, с 12 до 13 часов по телефону 257-59-53. Или
пишите по электронной почте: ryab@kp.ru


Андрей РЯБЦЕВ ryab@kp.ru
Дмитрий СТЕШИН



Оставлено комментариев: 184На главную



ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА:
Политика
Три росчерка - и нет страны!
Фрадков приехал в Брюссель за визами
Последний председатель КГБ Владимир Крючков: Я готов, чтобы меня и Горбачева
допросили по делу о <золоте партии>
Экономика
Бюджет-2006: хватит всем попить, поесть...
Жизнь
<Хорошо, что дом у нас старый. Новый не устоял бы>
Воздушные извозчики
Как изменится работа транспорта в Новый год
С ГУМа две шкуры сдерут
С 1 января подорожает проезд
Письмо в номер: За что контролеры <накручивают> полтинник?
Зачем москвичей пугают энергетическим кризисом?
Кому положено жилье вне очереди?
Анекдоты в номер
Культура
<Дом-2> зажег <Олимпийский>
<Грехи отцов> возрождению не подлежат
Михаил Ефремов приударил за Аленой Бабенко
Кинг Конг - враг всех мужчин и любитель одной женщины
Спорт
Аршавин стал отцом
Диме Кириченко смокинг к лицу
Дневники журналистов
Александр Мешков:Гляжусь в себя, как в зеркало
Велигжанины_А_энд_А:У каких актеров карьера через ж...
Мария Ремизова: новые песни
Валентина Львова: Чайник в Париже-10
За покупками
Звезды примерили Prada
Права потребителя с юристом Анной Добрюхой
Здоровье
Кремлевская диета сэкономит деньги на лекарствах
Не пропусти!
Образование и работа
<Учытэлныца, садыс ка мнэ на калэнка!>



© ЗАО ИД <Комсомольская правда>, 2005
Авторами статей запрещена их перепечатка без согласия правообладателя, а
иное использование - без ссылки на правообладателя.
Электронная версия зарегистрирована в Государственном Комитете РФ по печати,
? 019051
Цитирование в интернете материалов газеты и сайта возможно только при
наличии гиперссылки.
<На правах рекламы>, <Люди дела>, <Открытая трибуна>, <Взрослые игры>,
<Бизнес-пресс>, <Выборы-2005>, <Точка зрения>, <Это полезно знать>,
<Вопрос-ответ>, <Законы красоты>, <Тайная власть>, <Ваше здоровье>, <Кушать
подано> - редакция не несет ответственности за достоверность содержания
рекламных материалов.