От Кактус Ответить на сообщение
К Chingis
Дата 06.12.2005 17:14:38 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар; Тексты; Версия для печати

Как менялась парадигма хозяйствования

Здравствуйте!

>>Во-первых, угрозы голода на селе не было. Голод возник как следствие коллективизации.
>скорее, как следствие смены парадигмы хозяйствования.

Верно, но в способе смене парадигмы хозяйствования ярко проявились классовый подход, разильдяйство и живой творческий идиотизм.

Мне кажется показательным пример коллективизации в деревне где жили мои родственники. В 1929 году выслали «кулаков» - 27 семей. (Единственного настоящего кулака, который жил за счет ростовщичества и спекуляции хлебом, выгнали без всяких большевиков в 18 году.) Создали колхоз по инициативе власти и с помощью милиции. Назначили руководить самых бедных крестьян, которые в сельском хозяйстве ничего не понимали, своей земли не имели и перебивались случайными заработками. После отъезда милиции скот тут же разобрали назад по домам. Кстати, никто скот не резал. С отнятыми у кулаков сельхозмашинами никто обращаться не умел и их тут же привели в негодность. Правильно организовать севооборот не умели, работать с элитными (кулацкими) семенами – тоже. Личные вещи кулаков (одежду, утварь) пытались продать с аукциона. Покупать никто не стал - постеснялись. Тогда руководители колхоза эти вещи стали потихоньку пропивать в городе. Трезвыми их вообще редко кто видел. Колхозом никто не руководил. Все было пущено на самотек. Задания по сдаче хлеба давали меньше, чем деревня продавала до коллективизации, но жили все впроголодь. Зарабатывали только промыслами, не связанными прямо с землей. В общем, наступила разруха.

В 1934 году разрешили вернуться из ссылки кулакам. Мужики вернулись не все. Двое братьев, которые в Гражданскую воевали у красных, сбежали с этапа, постреливали советскую власть в уезде и погибли в бою с милицией. Об этом стало известно, потому что родственников вызывали на опознание. Один надорвался на Магнитке и умер, в деревню привезли хоронить. Один на севере стал стахановцем и не захотел возвращаться. Его документы и инструмент лежат в местном краеведческом музее. Только не указано, как его на север занесло. В том же году арестовали руководство колхоза за «вредительство». Колхозом руководили трое, но в НКВД забрали двоих. Третий еще до ареста пьяный выпал в лесу из саней и его волки съели. Видели их пару раз односельчане на очных ставках. Говорили потом, что третьему повезло.

Выборы нового руководства прошли уже без нажима властей. Председателем колхоза выбрали бывшего кулака, который еще при НЭПе организовал на столыпинском «отрубе» кооператив из таких же кулаков. Технику починили. За колхозом закрепили два трактора из МТС. Организация работы резко изменилась. Бывший кулацкий заводила славился талантом организатора и жестким характером. Он бил колхозников за нарушения технологии, пьяных в будний день отливал холодной водой из пожарного насоса и выгонял на работу. В деревне шутили, что все попали в батраки, только непонятно к кому – то ли к Советам, то ли к Матюшкину. В 1937 году колхоз впервые выполнил план по хлебозаготовкам. В это же время все в колхозе стали жить так, как жили середняки до коллективизации, т.е. стали нормально питаться и одеваться.

В общем, как говорила одна ворона: "Были бы мозги, было бы сотрясение". Более глупого способа коллективизации, чем удаление из деревни лучших работников придумать было нельзя.

>Таким образом, в распоряжении государства не было достаточно товаров народного потребления, чтобы обеспечить адекватный обмен их на зерно. Нет товара - нет зерна для города.
Верно.

>К тому же, нужно помнить, что русские крестьяне - люди не избалованные. Нужны ли им пробковые подмышники? А хомуты, телеги и валенки они уже при НЭПе купили.
Хомуты, телеги и валенки в деревне делали свои кустари.

>Боюсь, Дмитрий, что на следующий год в Деревне хлеба все равно не прибавится. Потому что мужики нам скажут, что на кой им сеялки и тракторы - все равно на них пахать никто не умеет, заправок и запчастей нет и вообще, им на лошади привычнее.
На столыпинском "отрубе" рядом с той же деревней имелось два десятка сельхозмашин с конным, механическим и электроприводом, двигатель и электростанция. Было электрическое освещение. Так что интерес к технике у крестьян был. Наверное были доступны топливо и запчасти. Иначе никто бы эту технику покупать не стал.

>Думаю, ваш путь подошел бы для страны, у которой есть гарантированные 30-40 лет мирного сосуществования с соседями. А перед войной одновременно создать промышленность "товаров народного потребления" и мощную оборонную промышленность - это, на мой взгляд, утопия.
Тоже верно. Как и то, что А.Б. писал про использование военной техники в начальный период войны.

С уважением. Сергей