От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 28.11.2005 21:33:24 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"КП". Почему китайцы строят СССР (*+)

http://www.kp.ru/daily/23616/47043/print/


----------------------------------------------------------------------------
----
Политика | Экономика | Жизнь | Наука | Культура | Спорт
----------------------------------------------------------------------------
----
Жизнь | ПОРТРЕТ ЯВЛЕНИЯ23 ноября 2005

На одну нашу Дашу Асламову - четыре жителя Поднебесной. Увы, <это
естественный исторический процесс>.


Почему китайцы строят СССР
Корреспондент <КП> Дарья Асламова попыталась выяснить, как и почему наш
<младший брат> неумолимо превращается в <брата старшего>

Еще пару лет Россия может не бояться

Как-то в Пекине я спросила одного благовоспитанного китайца с английским
именем Ховард (азиаты часто для удобства общения с иностранцами берут
европейские имена): <Почему весь мир боится Китая?> Ховард, представитель
поколения <новых китайцев>, простодушно, с жаром возразил: <Ну, что вы!
Ближайшие два года вам совершенно нечего бояться. Мы так заняты своими
внутренними проблемами!> <Два года! - шокированная, воскликнула я. - А
дальше?> <Ну, нет, - смутился мой собеседник. - Наверное, все-таки несколько
лет. Китай сейчас на подъеме, но ему далеко до подлинного могущества>. - <А
дальше?!> - <А дальше, - лукаво улыбнулся Ховард, - естественный
исторический процесс. Новый сильный игрок потребует передела мира>.
<Белый> мир всегда был склонен демонизировать <желтый> мир. В муравьином
прилежании китайцев, в их целеустремленной коллективной силе европейцам
чудилась таинственная угроза. С высоты своей пятитысячелетней цивилизации
Китай снисходительно взирал на мир суетливых белых <варваров>, не способных
оценить достоинства азиатской культуры. Бумага появилась в Китае во втором
веке нашей эры и через Центральную Азию и Северную Африку достигла Испании в
двенадцатом, а Северной Европы - в тринадцатом веке. Книгопечатание было
изобретено в Китае в восьмом веке нашей эры, печатные машины с подвижными
литерами - в одиннадцатом, но эта технология добралась до Европы только в
пятнадцатом столетии. Порох, изобретенный китайцами в девятом веке, проник к
арабам несколько сотен лет спустя и достиг Европы лишь в четырнадцатом веке.
Древнекитайский мыслитель Мэн-цзы заявлял: <Я слышал, что варвары изменялись
под влиянием Китая, но я еще не слышал, чтобы варвары изменяли что-либо в
Китае>. В течение тысячелетий Поднебесная была супердержавой, и <только
последние триста лет> у нее были какие-то проблемы.
Китайцы никогда не были хорошими воинами, хотя знаменитый двухтысячелетний
трактат китайского полководца Сунь-цзы <Искусство войны> до сих пор изучают
не только во всех военных академиях мира, но и во многих экономических
институтах и бизнес-школах. Его принципы замечательно просты: <Сто раз
сразиться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего -
покорить чужую армию, не сражаясь. Поэтому самая лучшая война - разбить
замыслы противника>. Когда это не удавалось и враг вторгался в Поднебесную,
китайцам оставалось только ждать - время работало на них. Эта мощная нация
способна ПЕРЕВАРИТЬ любой народ, не оставив после него ни памяти, ни следа.
Китайский ген - самый сильный в мире, и через каких-нибудь сто лет
завоеватели превращались в улыбчивых желтокожих китайцев.

Новый центр мира?

Пекин обрушивается на вас лихорадкой всеобщего строительства, не
прекращающегося ни на минуту. Всюду бесперебойно пульсирует инстинкт
приспособления и выживания. Первое впечатление - <очень много китайцев>, как
выразилась одна моя подруга. Сразу вспоминается анекдот о китайце,
вернувшемся из Москвы. На вопрос: <Ну, как там в Москве?> - турист
мечтательно ответил: <Хорошо! И пусто, пусто!>
Сначала вам страшно, вам кажется, что вас сметут. Как можно выделить чью-то
маленькую жизнь из этого огня и кипенья? Вы кажетесь себе
инфузорией-туфелькой под чьим-то огромным сапогом. Потом вы озадачены. Что
кроется за этой гонкой людей, усердных и в будни, и в выходные? Со временем
вас охватывает что-то вроде снисходительного презрения к этому бестолковому
броуновскому движению. Но не торопитесь с выводами. Из всей этой сумятицы и
бестолочи рождаются целые города. Каждый год в Китае из деревни в город
переезжает от десяти до двадцати миллионов человек, и потому каждую
неделю(!) здесь возникает город или район, сравнимый по размерам, ну,
скажем, с Рязанью.
Когда вы становитесь частью толпы, вы подхватываете вирус Золотой лихорадки.
Китай сейчас - это Клондайк товаров с низкими ценами, Эльдорадо оптовых
закупок, Аляска шоппинга. Сначала вы падаете в обморок, когда видите
костюмчик за шестьдесят долларов, точную копию которого вы купили в Париже
евро за восемьсот. Потом вы рыдаете при виде пятидолларовой кофточки, так
похожей на ту, что вы <оторвали> на распродаже в Милане за сто евро. Вы
погружаете пальцы в груды жемчуга и бирюзы (нитка бус - долларов десять) и
наслаждаетесь щекочущей теплотой американской норки, вы трогаете изысканное
шелковое белье и мягкие кашемировые палантины. Не верьте итальянским и
французским магазинам! Абсолютно все (!) европейское тряпье и обувь
известных фирм производятся в Китае. <Желтая> вещевая экспансия уже никого
не пугает. Один сотрудник российского торгпредства рассказывал мне, что
как-то ему пришло письмо из солидной московской фирмы - поставщика
итальянской плитки с просьбой найти китайского производителя: <Меня так и
подмывало написать им в ответе: а итальянские лейблы вам здесь ставить или
сами в Москве нарисуете?>



Китайцы готовы к броску на север.

Жизнь в Китае кажется сиюминутной. Люди делают рывок из мира бедности в мир
неограниченных возможностей и озабочены только сегодняшним днем. Здесь не
любят говорить о политике, не интересуются международными делами, не знают
имен китайских государственных деятелей. У китайцев, когда говоришь с ними о
мировых проблемах, появляется на лице одинаковое скучающее выражение. Какие,
к черту, мировые проблемы, когда делом надо заниматься?! Или как писал
участник одного чата о Китае: <Россия - много продает, ничего не производит,
МНОГО БОЛТАЕТ; США - много покупают, мало производят, МНОГО БОЛТАЮТ; Китай -
много покупает, много продает, много производит, МАЛО БОЛТАЕТ. Угадайте с
трех раз, кто будет первым?>

И Конфуций всегда молодой!

Китайское общество крепко сцементировано традицией и держится на устоях,
которые нам трудно вообразить. Еще в последние годы правления династии Цинь
девизом стал принцип, актуальный и сейчас, - <китайская мудрость для
фундаментальных принципов, западная мудрость для практической жизни>. Иначе
говоря, <китайский дух плюс западный капитализм>. Любые перемены легко
претворять в жизнь, укрывшись одеялом традиций. Таким одеялом не только для
Китая, но и для всей Азии стало конфуцианство. Уже в 80-х годах прошлого
века китайские партийные лидеры объявили конфуцианство основой китайской
культуры, а в 90-х правительство Тайваня заявило, что является <наследником
конфуцианской мысли>. Политологи даже говорят об азиатском универсализме.
<Азиатские ценности - это универсальные ценности. Европейские ценности -
только европейские ценности>. О как!
Конфуций, философ, живший в пятом веке до нашей эры, пропагандировал
воспитание и освоение сложного ритуала отношений между высшими и низшими.
Идея покорности сверху донизу (подчинения детей родителям, младших -
старшим, подданных - своему правителю) - одна из основных идей этики
конфуцианства. Государственный аппарат представлен как аппарат служения
небу. Люди изначально разделены на высокопоставленных и низкопоставленных, а
значит, если ты маленький человек, то не рыпайся, не ропщи на судьбу, а будь
доволен тем, что имеешь. Не рвись на самый верх, не опускайся вниз. <Все
первоначально предопределено судьбой, и тут ничего нельзя ни убавить, ни
прибавить>. Справедливость существует, когда каждый строго соблюдает
требования и обычаи, установленные для того класса, к которому он
принадлежит. Если ты поднялся на одну ступеньку, будь рад, но не завидуй
тому, кто выше.
Дисциплина, ответственность за семью, коллективизм, умеренность, трудолюбие,
лояльность к властям, <мягкий> авторитаризм (или идея <просвещенного>
деспотизма, выдвинутая последователями Конфуция), строгая иерархия,
верховенство общества над личностью - вот основные конфуцианские ценности.
Но главное - это ЛИ (богатое понятие, переводимое словами <ритуал>,
<церемониал>, <почтительность и т. д.). <На то, что не соответствует
ритуалу, нельзя смотреть; то, что не соответствует ритуалу, нельзя слушать;
то, что не соответствует ритуалу, нельзя говорить; то, что не соответствует
ритуалу, нельзя делать>.



Этим народом легко управлять.

Именно ЛИ (ритуал) спасло Китай от участи Советского Союза. Партийным вождям
хватило ума понять, что правящий класс отрекается от себя, как только
отрекается от стеснительного церемониала и обременительных привилегий. <Если
в верхах соблюдают ритуал, народом легко управлять>, - утверждал Конфуций.
Резко изменив курс государственного корабля в сторону капитализма в конце
70-х годов, правящая китайская элита сохранила в неприкосновенности все
коммунистические обряды. С шаманским упорством она твердила прежние лозунги,
понимая, что утрату идеалов люди воспринимают куда болезненнее, чем утрату
денег или перемену участи. Государство - то же дерево: можно за ним
ухаживать, но нельзя выкапывать его из земли, чтобы осмотреть корни. Спроси
сейчас рядового китайца, при каком строе он живет, и он, не задумываясь,
ответит: <При социализме>. <Этот вопрос беспокоит только вас, иностранцев, -
говорит старейшина китайской журналистики господин Ван Чун Дзе. - Для нас
это не вопрос. Мы называем наш строй <социализмом с китайской спецификой>. В
свое время Дэн Сяопин заявил: <Бедность - это не социализм>.
В огромном мегаполисе Пекин со стен исчезают прежние лозунги. Медленно, но
уверенно, шаг за шагом китайский корабль поворачивает к берегам
национализма.

Рецепт успеха: на море национализма - капля демократии

<Демократия в Китае? Свобода слова? - хмыкнул слегка нетрезвый, но очень
веселый китайский бизнесмен господин Лю в баре Харбина. - Вы можете себе
представить, что будет, если полтора миллиарда человек разом откроют рот?>
Господин Лю живет в Италии, сносно болтает на трех языках, одет с иголочки,
как настоящий европеец. <Я человек цивилизованный, я не ищу свободы, -
говорит господин Лю. - Цивилизованные люди знают, что ее не существует.
Только молодые, неискушенные народы пишут на своих знаменах слово <свобода>.
Китайцы - народ старый. Мы знаем, что свобода должна быть ограничена во имя
безопасности и процветания. Сущность просвещенной цивилизации в том, что она
выбирает компромисс, средний путь. А народ - он несовершеннолетний, что бы
вы там себе ни думали. Вопрос в том, дорос ли он до свободы? Если ему дать
волю сразу, он пойдет грабить и убивать. Свободу надо давать, как детям
сладкое, - по кусочкам, по капелькам. А то могут объесться>.
Итальянский гражданин китайского происхождения господин Лю никогда не
забывает о том, кто он такой. Это называется <проверка зеркалом>. <Подойди к
зеркалу и посмотри на себя> - это совет всей китайской диаспоре. В начале
XXI века Китай стал цивилизационным магнитом не только для миллионов
китайцев, разбросанных по миру, но и для всего азиатского региона. Еще в
1994 году один из лидеров Гонконга воскликнул: <Мы, китайцы, ощущаем
патриотизм, который мы никогда не чувствовали. Мы - китайцы, и мы этим
гордимся>. Фантастический рост китайской экономики (10 процентов в год - в
США, к примеру, только 3 процента) вызвал азиатское ликование и растущую
требовательность в отношениях с Западом.
Когда в конце 70-х годов Китай только начинал реформы, он еще не мог
определиться, принять западные ценности или вернуться к внутренним
традициям. Развал Советского Союза стал, без преувеличения, шоком для Китая.
Русский принцип всеобщего разрушения для добрых, окончательных целей
противоречил китайскому принципу не крошить со скорлупой и сам орех. <Это
была настоящая трагедия, - говорит журналист Ван Чун Дзе. - Мы приняли ее
близко к сердцу и извлекли из нее уроки. Мы поняли, что советский путь ведет
в тупик. Перед нами стоял тот же вопрос, что и перед СССР в момент
перестройки, - взять за образец западную демократию или пойти собственным
путем, опираясь на свою культуру и традиции? Мы знали: как только демократия
в американском варианте проникнет в Китай, он тут же развалится на множество
частей. Это и есть цель Запада - ослабить Китай, превратить могучую, сильную
страну в скопище маленьких, враждебных друг другу государств. То, что
удалось сделать с Советским Союзом, не удалось с Китаем>.



ЦИФРА ДНЯ

2,5 миллиона китайцев живет в России

Это неофициальные данные, собранные сотрудниками администраций Хабаровского
края и Дальнего Востока. По данным переписи 2002 года китайцев в России
всего 34577 человек. Кстати, по советской переписи 1989 года их жило в СССР
только 11 тысяч.



А вы боитесь китайской угрозы?

Звоните сегодня, 23 ноября, с 12 до 13 часов (время московское) по
телефону (095) 257-51-55.

Или пишите по электронной почте: steshin@kp.ru



Дарья АСЛАМОВА
Фото из архива Дарьи АСЛАМОВОЙ.
----------------------------------------------------------------------------
----